Когда 25 марта 1995 года голкипер мёнхенгладбахской Боруссии Уве Кампс уходил с поля после третьего кряду клин-шита в чемпионате Германии, он, наверное, и подумать не мог, что следующему вратарю, который повторит это достижение в футболке Жеребят, на тот момент еще не исполнилось и трех лет.

Но пройдет всего год, и едва выбравшись из памперсов, наследник Кампса начнет занятия в его клубе затем, чтобы стать новой вратарской легендой мёнхенгладбахской Боруссии. Спустя еще пару лет маленький Марк-Андре тер Штеген уже выходил на футбольное поле за руку с Оливером Каном, и его сердце трепетало от величия и ужаса, излучаемого голкипером Баварии и сборной Германии. Наверняка так же себя чувствуют детишки, которых сейчас за руку на поле выводит МАтШ.

В 19 лет Марк-Андре не стеснялся прикрикнуть на своих на порядок более опытных партнеров по защите за ошибку. Это, а еще белобрысость и признание самого тер Штегена в равнении на Кана в юношеские годы, стало причиной частых сравнений голкипера Жеребят с экс-капитаном сборной Германии. Однако, в отличие от Кана, Марк-Андре с финальным свистком снова превращается в тихого и в некоторой степени замкнутого в себе парня. Тер Штегену не нравится, когда его называют новым Каном, однако причина тому – отнюдь не чрезмерная скромность.

Причина в том, что всегда толкало его к самоусовершенствованию и помогало в моменты падений и сомнений – вера в свои силы и амбициозность. Это и способствовало приятию нашим героем нового вызова и переходу в Барселону. А вызовы МАтШ с раннего возраста принимает охотно: «Я уже в 14 лет знал, куда лежит мой путь». Спустя год он, если позволяли занятия в школе, уже тренировался с первой командой Боруссии М, и на вопрос о том, кто из молодежи имеет больше всего шансов заиграть в Бундеслиге, специалисты отвечали: тер Штеген.



До команды U-11 Марк-Андре играл на позиции нападающего. Но каждый раз, когда основной вратарь команды не мог сыграть, его подменял молодой Марк-Андре, причем делал он это настолько хорошо, что благодаря своей врожденной настойчивости сумел закрепиться на этой позиции, и к тренировкам с первой командой приступил уже в качестве вратаря. Свою помешанность на игре, которую не все оценивают однозначно, тер Штеген смог сохранить и в зрелом возрасте. Вспоминается его первый полноценный сезон в Бундеслиге, когда матч против Шальке он провел с повреждением икроножной мышцы, превозмогая боль, он отражал удар за ударом. После игры тер Штеген обеспокоенно спросил у репортера: "Надеюсь, никто ничего не заметил?"

Хотя он и поменял позицию форварда на место в воротах, тягу к игре ногами тер Штеген не утратил. Марк-Андре обладает качеством, которого не хватает большинству полевых игроков: у него обе ноги «рабочие». При необходимости он пытается открываться под передачи партнеров: «Я хочу, чтобы ребята знали, что я всегда готов им помочь». В завершившемся сезоне МАтШ не только стал самым пасующим голкипером Бундеслиги, но по контактам с мячом опередил таких партнеров по команде, как Раффаэль и Аранго. Он больше, чем просто голкипер, его смело можно назвать вратарем-либеро.

Однако для гладбахской Боруссии он имеет большое значение не только в силу вышеуказанных причин. Последние два десятка лет в Гладбахе то и дело появлялись талантливые игроки, которые очень быстро покидали клуб за большие суммы денег. Тер Штеген же не просто классный голкипер, он уроженец этого города, который находился в клубе с самых малых лет, и Жеребята для него – это не только карьерный трамплин. «Я такой же болельщик Боруссии, просто во время матча я нахожусь на поле», — говорит он, и, скорее всего, не лукавит. Решение об уходе далось ему нелегко, и хотя принято оно было достаточно давно, на прощании с болельщиками Марк-Андре не выдержал, и зарыдал как маленький ребенок.



Но покидая Гладбах, тер Штеген не убегает с тонущего корабля. Он покидает Боруссию М в тот момент, когда клуб наконец нащупал твердую почву под ногами и выстроил грамотную стратегию развития. МАтШ для Гладбаха – больше, чем вратарь. Это символ новой эры в истории клуба, успешной, увенчанной участием в еврокубках. Он не оставляет Жеребят у разбитого корыта – ему уже успели подыскать качественную замену.

Значение тер Штегена для города может характеризировать история, случившаяся в декабре 2012-го, когда собака голкипера Боруссии М пропала после того, ка ее чуть не переехал автомобиль. Марку-Андре стоило только опубликовать на своей официальной странице в Фейсбук обращение с просьбой о помощи, как сотни фанатов бросились на поиски щенка. Прошло несколько часов, и питомца в целости и сохранности доставили его счастливому хозяину.

Несмотря на то, что в клубе тер Штеген вот уже три с половиной года был неоспоримым номером один, карьера в сборной Германии у него не заладилась. Марк-Андре стал вторым самым молодым голкипером в истории Бундестим, и в трех первых своих матчах за команду Йоахима Лёва он пропустил в сумме 12 голов. Пять из них были забиты в его дебютном матче против сборной Швейцарии, после которого Лёв отсеял МАтШа из окончательной заявки на ЧЕ-2012. Последний раз такой удачный дебют давался еще Хайнриху Квятковски на ЧМ-1954 в матче группового турнира против венгров (3:8).

В игре со сборной США вратарь Мёнхенгладбаха и всего пятый уроженец города в составе сборной Германии и вовсе стал посмешищем, после того как переправил мяч в собственные ворота после элементарной передачи от своего же защитника Бенедикта Хёведеса. 12 мячей в трех матчах – это, конечно, «достижение» для голкипера такой сборной, как немецкая, но если хорошенько присмотреться, то в каждом из первых трех матчей МАтШа за Бундестим неважно играла вся команда, а его прямая вина лежит только на двух из пропущенных мячей. К тому же в игре против аргентинцев в августе 2012-го наш герой парировал пенальти от Леонеля Месси, едва успев выйти на поле после удаления Рон-Роберта Цилера. А ведь в том году Месси не забил лишь два пенальти. Второй из них – в ворота лондонского Челси в полуфинале Лиги чемпионов.



Не попал тер Штеген в заявку и на приближающийся мундиаль. Вероятно, это его очень гложет, ведь он наверняка видит себя главным претендентом на звание преемника Мануэля Нойера в качестве основного голкипера сборной Германии. Когда его спрашивают о тренерах первой сборной, он лишь скромно говорит о заслугах и опыте Вайденфеллера или Цилера. Однако, когда речь заходит о молодежной команде, для него сомнений нет: «Я здесь номер один, и думаю, я заслужил это звание своей игрой», — говорит Марк-Андре, несмотря на присутствие в распоряжении тренера молодежной команды таких мастеровитых вратарей, как Бернд Лено, Оливер Бауманн, Кевин Трапп или Тимо Хорн.

Возможно, играя в Барселоне, Марк-Андре сможет приобрести необходимое лобби для будущих вызовов в сборную. Этот переход станет самым большим вызовом за его по ка еще не такую долгую голкиперскую карьеру. Он станет вторым немецким вратарем, подписавшим контракт с каталонским клубом. Для первого – Роберта Энке – время, проведенное в Барселоне, вряд ли назовешь приятным. И тер Штегену придется пережить серьезные изменения. В Мёнхенгладбахе – он местный герой, земляк и урожденный Жеребенок, который в 17 лет спас клуб от вылета. Энке утверждал, что в Испании голкипер исполняет второстепенную роль: «Там в представлении болельщиков вратарь играет так, за компанию. Просто кому-то же нужно одеть перчатки и постоять на воротах».

Марк-Андре уже пережил несколько болезненных моментов и не самых приятных периодов. Благодаря своему тщеславию, благодаря спортивной злости, из-за которой иногда похож на сумасшедшего. Он не станет для каталонцев настолько значимой фигурой, какой он является в Гладбахе, однако именно эти качества могут помочь ему доказать, что он больше, чем молодой перспективный вратарь.