Football.ua рассказывает о первом украинском специалисте, возглавившем команду Бундеслиги.
Признайтесь, приходилось ли задумываться о том, какой украинский тренер мог бы поработать в одном из ведущих чемпионатов мира? Чьи фамилии приходили на ум? Лобановского – признанной звезды тренерского цеха, чей талант пророс даже через «железный занавес»? Да, по имеющейся информации, Валерий Васильевич был, скажем так, в полутора шагах от Ювентуса – и когда туринцы торговали Заварова, в планах было приглашение также еще парочки киевских звезд и их «звездочета» – Валерия Лобановского. Шевченко? Человек, чей игровой имидж столь велик, что его тренерский дебют всенепременно должен начинаться с высокого старта? Протасов? Знающий несколько иностранных языков специалист еще в молодом тренерском возрасте работал с Олимпиакосом в Лиге чемпионов, но в последние годы немного притормозил. Кто еще?
И вот – Виктор Скрипник возглавляет Вердер, и сенсация не кажется сенсацией. Этот человек прошел в клубе, ставшем родным, по всем ступенькам – один из ведущих игроков, молодой тренер, работающий с молодежью, наставник резервистов, а теперь – и «пожарник», возглавивший клуб в очень сложные для него времена. Скрипник – органическая часть современного бременского клуба, его живая легенда с очень большим послужным списком. И хотя в начале своей тренерской карьеры он говорил, что только будет приглядываться к этой работе, все подозревали, многие знали – он ступит и на эту ступеньку. И теперь он – накануне своего тренерского дебюта. Первый в истории украинский тренер, который возглавил клуб из одной из лучших лиг мира. Вспомним, с чего это все начиналось, разберемся, как так получилось и поразмышляем, что из этого может получиться.
В основу Днепра – транзитом через армию и Запорожье
«Днепр – это частичка в моей душе, которая останется со мной навсегда».
Виктор Скрипник
Детство – это то, что останется с человеком навсегда. Это то, с чего он начинался, и то, что будет определять его характер, привычки и пристрастия в дальнейшей жизни. Виктору Скрипнику повезло с футбольным детством – он рос на больших победах любимой команды. Надо сказать, что Виктор родом из города Новомосковска – пригород Днепропетровска известен еще и тем, что здесь много лет базируется дублирующий состав Днепра. И сам Витя вместе с отцом (кстати, также поигрывавшем за команду родного завода – по определенным данным, вратарем!) страстно болел за главную команду своего края, которая в то время была на подъеме. Скрипник стал свидетелем ее первого чемпионства, он видел большие победы днепрян в советских турнирах и их первые – самые запоминающиеся – шаги в еврокубках.
А сам юный футболист уже в школьном возрасте считался перспективным. Новомосковский детский тренер Александр Сергеев повез его с несколькими товарищами на просмотр в славившийся своей школой никопольский Колос, и он один удовлетворил высокие требования здешних специалистов. А вскоре был переведен в Днепропетровск, откуда вызывался даже в юношескую сборную СССР поколения Беженара, Онопко, Кирьякова. С юных лет Скрипника приучали универсализму: впоследствии он попробует себя и в обороне, и в полузащите, получит навыки игры на фланге и в центре. Его хорошо поставленный удар с левой ноги позволит ему быть штатным пенальтистом практически во всех своих командах, да и штрафные в исполнении Виктора его сверстники хорошо запомнили.
Уже в 17 лет Скрипник в составе Днепра стал победителем чемпионата дублеров. В той команде, помимо более опытных Лысенко, Краковского, Кудрицкого, Багмута, Пучкова регулярно играла молодежь – в том числе, такие авторитетные в будущем игроки, как Колесов, Геращенко, Беженар, Сидельников, Сторчак. Однако в первую команду пробиться Виктор не успел – с одной стороны, Днепр Кучеревского шел ко второй золотой вершине, и с молодыми пришлось повременить, с другой – нужно было отбыть армию. Как ни старался клуб скрыть таланта, специально отряженные военные гонцы не упустили его личное дело, и Скрипника «призвали» в киевский СКА.
Впрочем, хотя в ту пору армейская команда столицы советской Украины еще играла в первенстве коллективов физкультуры, с точки зрения футбола Виктору жалеть не приходилось – он оставался с футболом, получал игровую практику, а не оббивал плацы в кирзовых сапогах. Под руководством Качкарова в этой команде в ту пору собралась неплохая компания: Воробьев и Колесников, Пантилов и Омельчук, Федорко и Севидов. Молодой днепрянин также прибыл в этот коллектив, проведя здесь год и отбыв армейскую футбольную повинность. Вот только когда возвратился в родные края – обнаружилось, что из Днепра его успели отчислить «за длительное отсутствие».
Тем временем легенда советского футбола Геннадий Жиздик после Днепра отправился в запорожский Металлург, и жизнь в этом коллективе закипела. Хозрасчетный клуб, группа новичков из Днепропетровска, новые реалии и новые цели… Для Скрипника, отбывшего службу в СКА и имевшего за плечами опыт выступлений в дубле Днепра, возможность играть в одной команде с Сивухой, Пучковым, Башкировым, Тараном была за радость, и постепенно он, один из самых молодых в коллективе под руководством молодого тренера Игоря Надеина, все чаще появлялся на поле. А Металлург прогрессировал и в 1990 году завоевал третье место в первой лиге, которое позволяло пробиться в элиту советского футбола.
В неполные 22 года Скрипник, кандидат в олимпийскую сборную СССР и один из игроков первого состава Металлурга, дебютировал и в советской высшей лиге. Правда, 1991 год стал последним в ее истории, и запорожцы вместе с остальными украинскими клубами перешли в чемпионат независимой Украины. Успев сыграть три сезона в их составе, Виктор получил приглашение в команду своей мечты. Николай Павлов, звавший его в Днепр, в те годы едва не сделал команду чемпионом (лишь по дополнительным показателям титул захватили динамовцы).
Впрочем, долго поработать с Николаем Петровичем не довелось: вместе с Беженаром, Михайленко, Максимовым, Похлебаевым, Коноваловым он в итоге оказался в киевском Динамо. А в Днепре впоследствии появился человек, который сыграл судьбоносную роль в судьбе Скрипника и еще нескольких видных украинских игроков того времени.
Уроки немецкого получал в Днепропетровске
«Штанге позвонил: «Оформляй визу, жду!»
Виктор Скрипник
Приход Бернда Штанге стал эпохальным событием в истории украинского футбола 90-х. Немецкий специалист с обширными связями и большим именем, носитель западного менталитета, смешанного с «коммунистическим», гедеэровским, он понимал здешних футболистов и ценил их истинный уровень. В то время, как среди украинских тренеров, футболистов, журналистов было принято втаптывать в грязь свой чемпионат, деловитый герр Штанге говорил: «Я приехал в суперклуб с добротной инфраструктурой, хорошими кадрами и неплохими перспективами». Понимая, что постсоветский футбол отстает от западного во многих организационных вопросах, Бернд засучил рукава и принялся за, казалось бы, не тренерскую работу. Его стараниями на клубной базе был налажен быт: появились газонокосилки, стиралка для командной амуниции. Шуточные штрафы за опоздания и другие нарушения трудового порядка шли на общие обеды с участием семей футболистов.
Игроков Штанге воодушевлял, внушая им: они могут играть на хорошем уровне, они не уступают европейским коллегам по качеству обучения и физическим данным, им просто нужно становиться настоящими профессионалами в самом широком понятии этого слова. Те, кто услышал немца, сделали очень неплохие карьеры. Под руководством Бернда Днепр завоевал бронзовые медали и побывал в финале Кубка Украины, но решающего шага к вершине сделать не успел. А после второго года работы немца спонсоры-газовики приняли решение перевести около десятка лидеров Днепра во главе с тренером-легионером в киевский ЦСКА. Среди тех, кто должен был сменить место дислокации, был и герой нашей статьи. Однако в итоге перспективный союз развалился, и игроки разошлись, кто куда. С Днепром в ту пору уже работала группа «Приват», поэтому среди нескольких игроков, возвратившихся в расположение команды, был и Скрипник. Но – с четким условием, что если его позовут в западноевропейский клуб, его отпустят.
Покинувший Украину Штанге, к своей чести, помнил о своих украинских подопечных, которым он пообещал устроить их европейскую карьеру. В западном направлении впоследствии отправились многие днепрянские звезды (не все, увы, с таким же успехом, как Виктор). Скрипник же мог оказаться в киевском Динамо, однако отказался от этой перспективы, ожидая вестей из Германии. К счастью, не прогадал. Сезон 1996/1997 он начал в Днепре: команда одержала две победы со счетом 4:0 над винницкой Нивой и ивано-франковским Прикарпатьем, а Виктор в этих матчах забил три мяча. А уже через неделю он отправился в Германию. Его ждали новые приключения и команда, занявшая в его сердце место рядом с родным Днепром.
Что играли «бременские музыканты»
«На бременском стадионе в честь легионеров Вердера вывешивают флаги их стран. Играя, я всегда помнил, что здесь висит и национальный флаг Украины».
Виктор Скрипник
К тому времени Бундеслига уже была знакома с возможностями украинских футболистов: именно сюда прибыл обладатель Золотого мяча Беланов, а также Лютый, Шахов и целая россыпь молодых игроков, из которых вырос в действительно крупного мастера разве что Воронин. Но Скрипник – иная история. В отличие от своих предшественников, он прибыл не из советского футбола, а уже из украинского, да и возраст его был оптимальным: 26 лет – это золотой период, когда футболист уже зрелый, но все еще полон сил и готов к сражениям.
Известный восточногерманский сборник Дикси Дернер, возглавлявший в ту пору Вердер, уже через пару дней просмотра убедился, что порекомендованный его бывшим тренером Штанге украинец подходит его команде. За четыре сутки в Бремене Виктор успел сыграть контрольный матч с Ганзой, ознакомиться с инфраструктурой клуба и в итоге заслужить контракт. Менеджер Вердера Вилли Лемке вызвал Виктора в конференц-зал местного отеля. В присутствии главного тренера и представителей клуба Скрипник поставил подпись под 3-летним контрактом.
Поначалу освоиться в Германии Виктору помогал одноклубник – россиянин Бесчастных, но его вскорости продали в испанский Расинг. Украинец остался сам, к тому же, без семьи (беременная жена оставалась на родине). Но, похоже, именно вынужденное одиночество помогло ему быстрее освоиться в новой стране. Он быстрее изучал язык, быстрее становился своим в коллективе. 17 августа 1996 года Виктор вышел в стартовом составе Вердера, играя в защите вместе с опытным Томасом Вольтером и египетским сверстником Хани Рамзи. «После 45 минут мы «горели» – 0:2, – вспоминал впоследствии о своем дебюте Скрипник. – Ну, думаю, во второй половине они нам еще кинут. А Вердер вышел – и забил два гола, после чего я даже удивлялся, как мы могли первый тайм так бездарно проиграть. Правда, и Фрайбург не сдался, забил нам третий решающий мяч. Словом, тут все бьются до последнего».
Уроки немецкого футбола Виктор постигал хорошо. Правда, в начале сезона уже после второго матча получил ушиб колена, после чего восстанавливался, а затем отправился в расположение сборной. В ту пору Скрипник – уже постоянный игрок национальной команды Украины, которая под руководством Сабо переживала свое новое возрождение. Новичок немецкого чемпионата был в ее составе – в товарищеском матче с Литвой отличился голом, играл и в важном матче в Белфасте, где именно после его подачи Ребров забил важнейший победный мяч. Но в Вердере новичку еще предстояло завоевать авторитет: после повреждения и отлучек в сборную он пропустил сразу семь туров, однако выдержал психологическое давление. В дебютном сезоне сыграл 22 матча и открыл счет своим голам, с пенальти поразив ворота Байера в леверкузенском матче.
Несмотря на не очень удачный старт, Вердер в итоге даже боролся за еврокубки, финишировав восьмым. Летом Дернера сменил Зидка, через год пришел Магат. «Железного Феликса» сменил Шааф, которому судилось еще много лет руководить бременцами. А главным итогом того сезона стало то, что украинский новичок прижился в Германии. Скрипник доказал болельщикам Вердера, что на него можно рассчитывать. Он стал частью развеселой и яркой бременской команды – столь же необычной в своем роде, как и описанные братьями Гримм бременские музыканты.
Герр Виктор
«В размеренности, запрограммированности немецкой жизни иногда не хватает нашей неразберихи».
Виктор Скрипник
Впоследствии он приезжал в Украину уже совсем иностранцем: подтянутый, по-немецки аккуратно одетый и подстриженный, предельно корректный и культурный в общении, исполненный уважения и к себе, и к окружающим. Как этого не хватало порою в нашей стране, еще только учащейся жить по-новому! А между тем Скрипник был «нашим окном в Европу»: многочисленные интервью с Виктором представляли родине через прессу образ нового клуба. Открытиями были самые обыденные для сегодняшнего дня мелочи: клубные фотокарточки с автографами, логотип спонсора клуба во время интервью, все тонкости юридической работы по подготовке грамотного контракта. Все это Скрипник рассказывал землякам. Не отказывал в интервью и когда нашим клубам выпадали немецкие соперники в еврокубках. Нарасхват он был и в отборочном турнире к чемпионату мира 1998 года, причем, и у нашей прессы, и у немецкой: Украина ведь состязалась с Германией в одной группе, а Виктор регулярно вызывался в сборную под руководством Сабо.
Вскоре к нему из киевского Динамо прибыл еще один бывший игрок Днепра – Юрий Максимов. Вместе они сделали Вердер сильнее. В 1999 году бременцы при активной помощи украинцев выиграли первый за пять лет Кубок Германии, победив в решающем матче финалистов Лиги чемпионов, Баварию. К сожалению, сам Виктор был донимаем травмами: за ближайшие пару лет он сразу по несколько месяцев вычеркивал из своей футбольной жизни. Как признавался сам игрок, в коленях ему повырезали все, что можно. Кстати, по завершению 3-летнего контракта украинец мог и сменить клуб: были предложения как из Бундеслиги, так и с Испании, но при этом он остался в Вердере, подписав новый договор на такой же период, и время подтвердило его правоту.
В 2001 году сборная Украины снова пересеклась с немецкой – в тот момент, когда этого меньше всего хотелось бы. Дортмундское фиаско поставило точку на стремлении целого поколения – мы не попали на мундиаль, а немцы достойно сыграли в Японии и Кореи, дойдя до финала и сложив оружие лишь перед бразильцами с великими Роналдо, Ривалдо, Роналдиньо. Виктора подтрунивал одноклубник Боде: «Оказывается, вы не умеете играть головой…» Скрипнику оставалось только через игру доказывать обратное. И да: он достойно ответил Марко! Знатный пенальтист, Виктор забивал в Бундеслиге и головой.
В сборной Украины за десять лет этот футболист успел сыграть 24 матча, забив два мяча. Он участвовал в отборочных турнирах к четырем чемпионатам мира и Европы. И никогда мы не слышали, что ему тяжело ездить из Германии на матчи сборной, или что его клуб против, чтобы он уезжал на родину в то время, как у них в чемпионате и еврокубках свои задачи. А ведь в те же годы украинские представители многих клубов из глухомани ближнего зарубежья позволяли себе не приезжать в сборную Украины. Для них, видимо, она была менее весомой и родной, нежели для игрока Вердера, играющего в Бундеслиге и еврокубках.
Громкий последний аккорд
«Уходить надо красиво – как говорят в таких случаях, в лучах славы».
Виктор Скрипник
Время шло, тренеры менялись, задачи и амбиции клубов сменялись приходом новых авторитетов. А Скрипник оставался – в начале 2000-х именно украинец оставался главным старожилом бременского клуба. Со своим опытом и универсализмом он становился все важнее для Вердера, а ведь конкуренты были сильны! Виденер и Маньен, Рамзи, Бауманн, Войтала, Жулио Сезар, Верлаат, Крстаич, Исмаэль, Фридрих – и при всех них Виктор доказывал свой уровень. А его фирменное исполнение 11-метровых помогло бременцам выиграть немало матчей.
Хотя был период, когда травмы настолько затерзали нашего легионера, что он даже начал подумывать о завершении карьеры. Но по просьбе Шаафа дотерпел – и не зря. Венец немецкой карьеры принес Виктору абсолютный триумф – на 35-м году жизни он выиграл Кубок Германии и завоевал, наконец, серебряную салатницу. «В последнем матче сезона – в Берлине в финале Кубка Германии – смотрел на трибуны, где собралось 35 тысяч болельщиков, и понимал, что это – в последний раз. Честно говоря, как-то не по себе было. Комок стоял в горле…», – рассказывал Скрипник впоследствии украинской прессе уже после игроцкой отставки. А ведь в клубе были готовы даже предложить ему новый контракт, манила перспектива в качестве чемпиона Германии дебютировать в Лиге чемпионов…
Но – дорогу молодым. Скрипник повесил бутсы на гвоздь и принялся за новую работу, предложенную в клубе, получая попутно тренерское образование в Германии. Сначала оценивал свои тренерские перспективы скромно: дескать, попробую, проверю, подходит ли мне эта работа, или клуб скажет: «Виктор, тебе работать скаутом или в менеджменте». Летом 2004 года, с 17 июня, он начнет работать в тренерском штабе юношеской команды Вердера, через год ему предложат самостоятельную практику – в третьей клубной команде, выступающей в лиге Бремена.
С 2004 года и по сегодняшний день Скрипник он сменил пять клубных команд – Вердер-3, младшие юноши, U17, U18, второй состав. Но 25 октября 2014 года в истории бременского клуба написана новая страница – после отставки Робина Дутта главным тренером первой команды назначен Виктор Скрипник, который приступает к работе вместе со своим помощником, известным немецким сборником и легендой клуба Торстеном Фрингсом. Вердер на последнем месте, у команды все еще нет ни одной победы, в последних двух турах она получила семь безответных мячей.
Виктор Анатольевич Скрипник в этой ситуации принимается за очень непростую работу, но это не только тяжелая миссия, но и большое доверие. Как человек, который девятнадцатый год в этом клубе и успел пройти по всем ступенькам, он заслужил этот шанс. Его Вердер II в прошлом сезоне занял второе место в северной группе Региональлиги, и в нынешнем сезоне также шел на этой позиции. Предстоит большая работа по перестройке состава, и, само собой, надлежит сохранить и бундеслиговскую прописку, что будет непросто, учитывая, что потеряно много времени и очков. Но Скрипник уже доказал свой характер, к тому же, помимо дружной семьи бременских фанов, за его работой и выступлениями Вердера будет следить и вся футбольная Украина.
Много лет мы мечтали о том, что в один день представитель нашей страны возглавит команду одной из ведущих лиг мира. И вот это случилось. С большими ожиданиями и надеждами мы желаем Скрипнику успехов в его новой работе. Он заслужил это, легенда Вердера и украинского футбола.
Использованы фото Getty Images и официального сайта Вердера