На них давно уже привыкли равняться, и из сердец саппортеров всей Европы они успешно вытеснили бывших законодателей мод – англичан. Теперь любой карлан знает, что за фразу «Сербов – на вербы!» стоит незамедлительно осуществить профилактический фейсконтроль; что в Европе нет никого круче Делие и Гробарей; и что какое-нибудь там миланское дерби покуривает в сторонке (причем, далеко так покуривает, даже дыма не видно), когда в Белграде начинается настоящая заруба Црвена Звезда — Партизан.
Годами они холили репутацию патриотов и настоящих саппортеров. Тем больнее падать. Нападение на собственных футболистов практически всегда рассматривается как низость.
Позор.
«Срамота» — на знаменитой сербской «псовке».
Первый звонок
Примерно за неделю до игры Италия – Сербия в 2010-м году некоторые сербские газеты (на такие авторитетные и многотиражные, как Times, взахлеб рассказывающая о том, кого вчера трахнул после вечеринки Эшли Коул, и как он после этого знаменательного события отмазывался перед женой) опубликовали интересную информацию. Что некоторые фестлайнеры сербского «общака» (т.е. болельщиков сборной, которые во время игры национала не делятся по клубному признаку) получили то ли от политиков, то ли от бандитов (в Сербии, в принципе, они руководствуются похожими схемами действия, и поэтому малоотличимы друг от друга) энную сумму денег.
За мзду следовало выполнить три действа: напасть на автобус сборной за предыдущее позорное поражение от команды Эстонии 0:3; развернуть на трибунах полноценное файер-шоу вокруг баннера, призывающего вернуть «Белым орлам» главного тренера и национального героя Радомира Антича; и, по возможности, вообще сорвать встречу постоянными выбеганиями на поле а-ля Джимми Джамп, но только с сербскими флагами.
Информация мгновенно распространилась по стране: UEFA(где, видимо, любят читать Times, а не сербскую прессу) на своем сайте отмечала, что многие сербские болельщики отказываются от поездки в достаточно близкую Италию. Это приписали тому, что в Геную хотел приехать один из хорватских мобов – а сербы и хорваты ненавидят друг друга, который пообещал напасть на сербских болельщиков, причем, не только на представителей фирм, но и на вполне мирных «кузьмичей».
Предположение UEFA, которое отменяет тур Лиги Чемпионов 11-го сентября 2001-го года из-за террористической атаки в США; но предпочитает не замечать перманентных бомбардировок экс-Югославии, происходящих под боком; следует назвать достаточно странным. Во-первых, сербы не боятся хорватов, поскольку они вообще никого не боятся. Во-вторых, когда болельщики, допустим, проходят по улице, сербы заталкивают «кузьмичей», детей и женщин в центр толпы – чтобы они не пострадали во время гипотетической атаки.
Как итог, матч не получил от UEFA категорию «А» — то есть, игры первой степени сложности, на которой могут возникнуть проблемы и беспорядки.
Первый акт
Сербские спотттеры быстро выследили передвижение автобуса с футболистами национальной сборной, и остановили его при помощи двух популярных в Италии мотоциклов. В течение пары минут окна баса забрасывались камнями, потом внутрь полетели петарды. Примерно в это же время отряд карабинеров (два автомобиля), который ехал несколько впереди, тоже стал забрасываться петардами. Потом сербский общак стал выламывать дверь автобуса. События развивались все динамичнее и страшнее.
Первым, кого фанаты увидели в басе, стал голкипер национала Владимир Стойкович. Моментально все услышали крики: «Издаjник! Содомит! Jуда! Кукавица!» — Стойкович, который когда-то играл за Црвену Звезду, уже миллион раз успел пожалеть о том, что перешел в Партизан, и стал изгоем в знаменитом белградском районе Автокоманда. Играй ты в Звезде всю жизнь, фанаты Партизана всегда будут тебя оскорблять, но никогда не притронуться и пальцем: ты – уважаемый враг. Переход из одного сербского гегемона в другой (или переход буфером) это, по сути, конец карьеры. Ты не становишься своим на новом месте, и навсегда остаешься чужим в бывшей команде.
В автобусе никого, кроме Стойковича, не трогали, только оскорбляли: «0:3 от Эстонии, вы – позор страны!». А вот голкипер свое получил. И даже ногами.
Команды, забрасываемые петардами сербской стороной, не провели на поле и семи минут. Матч был прерван, отложен на 35 минут, потом закончен окончательно с техническим поражением Сербии 0:3.
Итальянский тренер Чезаре Пранделли говорил, что видел в раздевалке Владимира Стойковича: «Он дрожал как осиновый лист, и явно боялся выйти на поле. Остальные сербские футболисты тоже были напуганы. Мы не понимали, что происходит. Деян Станкович, много лет проведший в Италии, пытался поговорить с фанатами, но безуспешно. Потом он пришел к нам в раздевалку, и извинился. Конечно, все мы понимали, что Деян ни в чем не виноват».
Надо сказать, что кроме Станковича, еще несколько сербских футболистов (ясно, что голкипера Владимира Стойковича среди них не было) пытались остановить беспорядки, но сами же и испортили все дело. Сначала они разговаривали с фанатами, и просили их прекратить бесчинства, и контакт вроде налаживался. Но затем несколько футболистов «Белых орлов» иронически зааплодировали своим же болельщикам за освистывание гимна, что вызвало новый приступ ярости и агрессии.
Италия – Сербия. Срыв матча.
Второй акт
«Да я вас еб….! — кричит арестованный Иван Богданов, признанный главным из двадцати зачинщиков срыва матча Италия – Сербия (это значит только то, что никакой Богданов не «генерал», а лишь зиц-председатель, который за плату возьмет вину на себя), — мы хотели сорвать матч и мы его сорвали! Президент Футбольной федерации Сербии Томислав Караджич должен быть уволен, а главным тренером должен стать Радомир Антич. Да сранье! Да сранье на ваше наказание! Не выполните наши требования – мы сорвем и «ответку» с «макаронами», думаете, это так сложно!? Сранье!»
Contra, «генерал» общака сборной Италии, огромный культурист из Ромы с татуировкой на плече, выполненной в стиле Че Гевары (только красуется там Франческо Тотти), говорит о том, что созванивался с сербским хардкором 6-го и 7-го октября: «Я спросил, собираются ли они создавать нам проблемы, они сказали, что нет. Я предупредил их, что из Хорватии приедет моб примерно в 75 человек, и чтобы они были осторожны. Они отвечали, что у них свои проблемы, которые они будут решать, а хорватов они вынесут в одну «калитку». Ни итальянцы, ни Генуя, сказали они, не пострадают. Нас это устроило. Мы позаботились только о том, чтобы сербы и хорваты не встретились в Генуе, и чтобы их сектора располагались как можно дальше друг от друга. Мы уважаем сербов как соперников на футбольном поле и как бойцов «третьего» тайма. Они решают свои проблемы. Это не наше дело».
Третируемый Томислав Караджич задним числом говорит о том, что Итальянскую федерацию футбола предупреждали об опасности. Но Роберто Масуччи, начальник службы безопасности Скуадры Адзурры ответствовал, что никаких предупреждений не было. «Поверьте, — говорит этот большой мужик, под дорогим пиджаком которого угадываются рельефные мышцы, — мы бы сразу отреагировали. Мы очень серьезно относимся к проблеме футбольных фанатов».
Тренер российского Ростова Миодраг Божович уверен, что инцидент произошел не просто так. С красивым балканским акцентом Божович намекает на то, что за срывом матча стоят серьезные сербские политические силы.
СМИ Сербии заявляют, что матч сорвала Српска Радикална Странка («Сербская Радикальная Партия»), чей лидер и идеолог Воислав Шешель (имеющий в стране статус бога) добровольно прибыл в Гаагу, где обвиняется Международным трибуналом по бывшей Югославии.
Эпилог
Вся страна хотела уволить Томислава Караджича, вся страна хочет вернуть Радомира Антича, и вся страна осуждала нападение на автобус со сборной (хотя Стойкович получил по заслугам – специально отмечают в СМИ).
Сербия не слагает с себя ответственности за срыв игры, и сразу согласилась с мнением Итальянской федерации футбола о всякой отмене переигровки.
63-летний композитор Горан Брегович, родившийся в Сараево, проживающий с семьей в Париже, и имеющий самые большие доходы от фольк-музыки в мире (невероятный оркестр Bijelo Dugme), написавший потрясающие хиты к фильмам андеграундного режиссера Эмира Кустурицы, уверен: «Футбол – это хорошо. Это то, что связывает народ. Как я отношусь к случаю в Генуе? Просто как к проявлению воли народа. Нужно уважать то, чего хотят люди».
Но хотеть можно по-разному. Освистывать свой гимн, нападать на своих же футболистов, бить испуганного предателя Владимира Стойковича – это уже за гранью добра и зла.
Так не поступают уважаемы саппортеры.
Так не поступают те, кто любят свою Родину.
Это просто бесчеловечно.
Подниматься вверх и быть кумирами – нелегко.
Стать изгоями – просто.
Срамота.
Алекс Маннанов, специально для Football.ua.