"Я неслучайно сегодня надел пиджак и брюки, а не спортивный костюм. Меня ждут изменения. Начинается новая веха в моей жизни", — слова Франческо Гвидолин на пресс-конференции в начале июня не были медом для ушей поклонников Удинезе. Алленаторе провел на тренерской скамье фриульцев четыре последних сезона, и тифози Зебр ни разу не пожалели о выборе президента Джампаоло Поццо. Удинезе в турнирной таблице оставлял позади Ювентус и сражался с Арсеналом в квалификации Лиги чемпионов, установил клубный рекорд по набранным очкам и три года подряд играл в еврокубках. Не слишком удачной выдалась лишь последняя кампания – ходили слухи, что Гвидолин даже хотел подать в отставку, но передумал после душевной беседы с Поццо. И все же по окончании чемпионата без грустных новостей не обошлось – Антонио Ди Натале все-таки решил еще на год остаться в команде, но праздник подпортил тренер, покинувший свой пост.

Гвидолин остался в системе Удинезе – он будет выполнять функцию супервизора сразу в трех клубах, которые принадлежат семье Поцци (помимо бело-черных, это испанская Гранада и английский Уотфорд). "Кто станет моим преемником? Я уже дал совет руководству – теперь слово за ними". Неизвестно, последовали ли боссы Зебр подсказке Франческо, но первым кандидатом на вакантную должность стал Луиджи Дель Нери. Специалист, которого незлым тихим словом нет-нет да и вспомнят тифози Ювентуса, готов был вернуться к активной деятельности, но в последний момент с удивлением обнаружил, что под занесенной над столом ручкой нет контракта. "Переговоры провалились", — коротко сообщили СМИ. Впрочем, вскоре стали известны причины.

Первым требованием Дель Нери стало предоставление работы в клубе пяти его бывшим сотрудникам – из тех, кто работал с Гвидолином, Луиджи хотел видеть в своем штабе лишь одного человека. Дель Нери просил уволить тренера по физике Аделио Дьяманте, помощника Гвидолина Диего Бортолуцци и тренера вратарей Лоренцо Де Йорио. Все они связаны с Удинезе контрактами до 2015 года и хорошо себя зарекомендовали – спортивный директор Кристиано Джаретта не был готов пойти навстречу жестким требованиям Дель Нери.

Второй точкой "несоприкосновения" стала трансферная политика. Луиджи сразу же предъявил Джаретте список футболистов, которых он хочет видеть в команде. Возглавлял его нападающий Ювентуса Фабио Квальярелла, было в перечне еще несколько опытных игроков. В Удинезе привыкли делать ставку на молодость и перспективу, а Дель Нери хотел создать костяк из повидавших виды исполнителей. Философия клуба оказалась выше стремления сотрудничать с человеком, который когда-то произвел фурор с никому неизвестным Кьево. Озадаченный Дель Нери даже не комментировал происходящее в прессе, а Удинезе быстро переключился на другого кандидата – Андреа Страмаччони.

Генеральный директор Интера сравнивал Страмаччони с Жозе Моуриньо, говоря о харизме молодого алленаторе и его скрупулезных методах изучения соперников. В миланском клубе в Андреа

Думаю, мое умение работать с молодежью сыграло свою роль – в Удинезе всегда думают о будущем

действительного верили, но падения на девятое место не простили – слишком уж свежа в памяти была легендарная "триплетта". Страмаччони не помогли оправдания – он не зря назвал тот сезон "проклятым", ведь в лазарете побывало большинство игроков основы нерадзурри. Не стоит забывать, что Уэсли Снайдер и Деян Станкович сыграли на двоих восемь матчей, Диего Милито и Вальтер Самуэль выходили на поле лишь в половине встреч, в основе приходилось использовать ветерана Томмазо Рокки и давать шанс молодежи – в Серии А дебютировали Марко Бенасси, Марко Ливая, Симоне Паза, Альфред Дункан. За сезон Страмаччони использовал 36 футболистов – едва ли с такой ротацией можно рассчитывать на место в Лиге чемпионов. Тем не менее Интер до последнего сражался за заветную третью строчку, и лишь проваленная концовка окрасила кампанию в чрезвычайно мрачные тона.

Бывший тренер черно-синей Примаверы, как бы там ни было, не стал перекладывать ответственность на чужие плечи. "Ситуация была чрезвычайной, но я сделал ошибки и заплатил за свою неопытность", — заявил он, покидая Интер.

По словам Страмаччони, у него были предложения, но он действовал переборчиво – предпочел синице в руках (в виде Дженоа, например) журавля в небе над Фриули. Хотел найти проект, который наиболее ему подходит. "Мне кажется, я не спешил не зря. Я очарован идеями семьи Поццо. У них есть четкая стратегия и ясное видение пути развития клуба. Я думаю, мое умение работать с молодежью сыграло свою роль – в Удинезе всегда думают о будущем", — заявил Андреа на первой пресс-конференции в роли тренера Зебр. С талантами Интера он в свое время выиграл достаточно престижный турнир NextGen, а теперь получил шанс воспитать менталитет победителей у юной поросли фриульцев.

Подписание нового контракта с Симоне Скуффетом, согласно которому 18-летний вратарь связан с клубом обязательствами до 2019 года – очередное подтверждение политики Удинезе. Здесь, как известно, предпочитают зарабатывать, а не тратить. Этим летом фриульцы уже выручили девять миллионов евро, продав Лацио свою половину прав на Антонио Кандреву, и вот-вот получат еще шесть, когда контракт Маурицио Ислы полностью перейдет во владение Ювентуса. А ведь еще есть Хуан Куадрадо, 50% прав на которого оцениваются примерно в 15 миллионов. Только подумайте – 30 миллионов за футболистов, которые уже пару лет не играют в команде!

И на подходе новое поколение. Ушедшего в Лацио Душана Басту должен заменить 21-летний Сильван Видмер, который уже провел 21 матч в прошлом сезоне. Есть его ровесник Игор Бубнич, на год младшие бразильцы Дуглас Сантос и Жадсон, вызывавшийся в сборную Польщу Петр Зьелински и лидер уругвайской молодежки Нико Лопес. А 19-летний Бруну Фернандеш ворвался в основу Зебр еще при Гвидолине – на его счету пять голов и четыре ассиста.

Интер судили по результатам – у Удинезе совсем другая система оценивания

Удинезе уже начал трансферную кампанию – первыми новичками стали 18-летний Набиль Жаади и Павел Бохневич. Марокканец, выступавший за молодежную команду Андерлехта, признан одним из лучших игроков последнего турнира Вьяреджо, а польский центральный защитник в свои юные годы провел 11 матчей за первую команду Реджины. Пока другие клубы заключают многомиллионные сделки, фриульцы работают тихо, но в расчете на то, что их игроки вскоре заявят о себе во весь голос.

"Андреа впечатляет меня своим огромным желанием помогать молодым игрокам найти себя", — говорит Джаретта. Страмаччони погружается в куда более знакомую атмосферу, чем при работе с сенаторами Интера. Антонио Ди Натале младше нового алленаторе всего на полтора года, но он никогда не станет диктовать свои условия в раздевалке – в Удине никто не позволяет себе ничего подобного. Гвидолину доверяли и поддерживали его во всем – нет смысла менять отношение к тренеру, если только тот не вынудит так поступить.

Интер судили по результатам – у Удинезе совсем другая система оценивания. 13-е место после участия в еврокубках тут не называют провалом, а вместо этого гордятся тем, что "вывели в люди" Мехди Бенатья. Без постоянного давления и вдали от объективов камер Страмаччони может позволить себе работать в удовольствие, заниматься любимым делом, а не думать о том, как удержать на ногах гиганта с дрожащими коленями. 

Второй шанс получают далеко не все. Страмаччони – в числе счастливчиков. Тут главное не ограничиться словами, ведь третий шанс – что-то из разряда мифологии.