Он стал осторожнее. Падение с лестницы, которое привело к перелому руки – не единственная причина. В разговоре случайных прохожих ему слышится собственное имя. На первых страницах газет он видит свое фото. Протирает глаза – нет, не показалось. Причин переживать не было бы, пиши пресса в восторженных тонах. Но куда там – СМИ устраивают самосуд, болельщики свистят, кажется, что вокруг одни враги. Вальтеру Маццарри не позавидуешь.

Еще месяц назад все было совсем иначе. После победы над Сассуоло его были готовы носить на руках, а La Gazzetta dello Sport выходила с громким и обязывающим заголовком – мол, эта команда не имеет права занять место ниже третьего. У журналистов работа такая – тут либо хвалят, либо порицают. Причем иногда умудряются делать это одновременно. Вчера ты был любимчиком публики, а сегодня на тебя повесят всех собак и сделают изгоем. Только человек с железными нервами выдержит нечто подобное, не подав виду. Слабым духом не место в Серии А, прожуют и выплюнут. Дорогу к признанию приходится протаптывать самому, зачастую закрывая глаза на допустимые потери. "Железный сержант" уверенно рукой проложил курс на вершину — пусть до конечной точки еще далеко, но он не позволит кому-то преградить себе дорогу.

Зденек Земан, старый чешский кудесник. Никак не успокоится. Казалось, что на этот возвращение богемца в элиту кальчо оказалось не более чем громкой вывеской: его магии сопротивлялись не только соперники Кальяри, но и сама команда с Сардинии. Однако чех готовил себя к большой битве. Приехав на Джузеппе Меацца, островитяне сорвали покровы: вместо доблестных рыцарей в черно-синих латах зрители увидели перепуганных салаг с дрожащими коленями. Земан спустил с цепи четырехглавого дракона – острые клыки оставили глубокие раны, которые все еще кровоточат. Тосканские воины с Фиалкой на гербе пренебрегли законами чести: Винченцо Монтелла дал команду добивать лежачих. Все-таки это война.

"Команда сломалась психологически, – говорит бывший футболист Интера Никола Берти. – Не стоит искать ответ в физических кондициях, ведь совсем недавно нерадзурри исправно набирали очки". За два последних матча чемпионата миланцы пропустили семь голов – ровно столько же, сколько в предыдущих одиннадцати играх. А дважды подряд в рамках Серии А Интер и вовсе проиграл впервые при Вальтере Маццарри. Алленаторе привык к повседневной критике – это удел всякого, кто пришел в клуб после легендарной эры Жозе Моуриньо. Однако кажется, что на сей раз СМИ не слишком стараются, чтобы сделать ситуацию драматичной и сгустить тучи. Хмурым выглядит не только небо над головой Маццарри, но и лицо Эрика Тохира – индонезийский бизнесмен должен как следует обдумать свой следующий шаг.

Тохир – прежде всего, бизнесмен и этим кардинально отличается от большинства президентов. Он – не болельщик Интера с пеленок, ему, по большому счету, плевать на клубные цвета и традиции. Эрик в деле совсем недавно и, конечно, советуется с Массимо Моратти, но как только он ощутит, что крепко стоит на ногах, то без сожалений откажется от наследия своего предшественника. Для него это клуб – проект, на котором можно заработать, потому каждое решение должно быть чрезвычайно тщательно взвешено. Тохир не будет рубить с плеча, не станет слушать зов сердца – только холодный расчет.

Команда индонезийца грамотно умеет просчитывать риски. За примерами далеко ходить не нужно – Бен Олсен, тренер принадлежащего Тохиру Ди Си Юнайтед, не лишился работы после того, как команда заняла последнее место в Восточной конференции, и спустя год вывел ее на первую строчку. К тому же стоит учитывать, что увольнение Маццарри обойдется Интеру как минимум в десять миллионов евро – минувшим летом контракт алленаторе был продлен. Не будет ли выгоднее переждать бурю в надежде, что плот, на котором плывут нерадзурри все-таки вовсе не такой хрупкий, как может показаться?

После шести туров у Интера на шесть очков меньше, чем в прошлом сезоне. Кампанию 2013/14 принято называть переходной – у клуба сменился владелец, Маццарри только приступил к работе – и итоговое пятое место раздосадовало лишь наиболее радикально настроенную группу поклонников команды. В своих первых интервью, год назад, Тохир постоянно говорил о плане на три года – к 2017-му нерадзурри должны вернуть себе титул сильнейших в Европе. Для начала было бы неплохо попасть в Лигу чемпионов, но пока что-то ощутимого движения в этом направлении незаметно. Да, Интер в числе претендентов на третье место, однако разве кто-то назовет его фаворитом в этой борьбе?

При желании снова можно будет говорить о пресловутом переходном периоде – в конце концов, команду покинули все сенаторы. Уход Хавьера Дзанетти, Эстебана Камбиассо, Вальтера Самуэля и Диего Милито оставил раздевалку без лидера – капитанская повязка, отданная Андреа Раноккье, не спешит становиться для ее обладателя второй кожей. Андреа может сколько угодно рассказывать, каким капитаном он хочет быть, но ему отчаянно не хватает не столько опыта, сколько харизмы. Маццарри это прекрасно понимает, потому и предлагал почетный статус Неманье Видичу – серб отказался, заявив, что это будет неуважением по отношению к футболистам, которые в команде намного дольше него. В итоге, на матч с Кальяри Интер вывел Юто Нагатомо. В Японии был праздник, для нерадзурри это обернулось катастрофой.

"Так продолжаться больше не может", – восклицает спортивный директор Пьеро Аузилио, и поди пойми, что именно он имеет в виду. Пресса сообщает, что тифози объявили войну тренеру, но, как минимум, ультрас во время матча с Наполи собираются провести акцию поддержки – как команды в целом, так и Маццарри. Сам Вальтер предпочитает молчать: "Чем меньше я говорю, тем лучше". Легко сделать скидку на старт сезона, но десять очков отставания от Ювентуса все же режет глаза.

Если Маццарри смотрел вчерашний матч сборной Словакии против Беларуси, то наверняка игра оставила у него двоякие впечатления. С одной стороны, он может гордиться. Именно под его руководством Марек Хамшик превратился из подающего надежды парня в одного из сильнейших футболистов Серии А. С другой, увиденное добавило Вальтеру головной боли – Интеру принимать Наполи уже в ближайшее воскресенье, и кураж словака едва ли способен улучшить настроение тренеру нерадзурри. 

Тезка Дзенга признается, что с радостью бы принял любимую команду, а со страниц прессы так и лезут советы по тактике: бери – не хочу. Маццарри выглядит уставшим, но до отпуска еще далеко. К тому же работать на износ куда приятнее, чем опустить руки и смиренно отойти в сторону. Он прекрасно помнит, как "ел из железного котелка" и готов принять любой вызов. Будь-то четырехглавый дракон с Сардинии, флорентийское войско или сам дьявол.