Фраза Вальтера Маццарри после ничьей Интера с Вероной стала лейтмотивом его пребывания во главе команды.
"Если бы ноябрь не выдался таким дождливым..." Ведущий Чиччо Валенти, известный тифози Интера, не упустил возможность в очередной раз сыронизировать в отношении Вальтера Маццарри. Тосканский алленаторе в памяти болельщиков нерадзурри останется человеком, который грыз бутылки и жаловался на погоду. Тренером, который пришел в клуб, чтобы побеждать, а уходил под оглушительный свист трибун стадиона Джузеппе Меацца.
Бывает, слышишь звонок телефона и сразу чувствуешь – что-то не так. Было ли такое ощущение у Вальтера утром прошлой пятницы, когда завибрировал его мобильный? Все-таки ничего подобного раньше с ним не случалось: Маццарри уволили впервые в его карьере. Покорение новой вершины обернулось болезненным падением.
"А потом пошел дождь", — фраза Маццарри после ничьей Интера с Вероной стала лейтмотивом его пребывания во главе команды. Он постоянно искал оправдания, так, наверное, до конца и не осознав, что же пошло не так. Кровью и потом провинциальный работяга заслужил этот шанс, но с удивлением обнаружил, что противостоять придется не только соперникам нерадзурри. Каждый день приходилось вести борьбу за то, чтобы доказать свою значимость и не быть раздавленным под грудой воспоминаний о былых успехах. Необходимо было соответствовать уровню клуба-гранда, несмотря на удручающие реалии. Сложно жить настоящим, когда тебе постоянно напоминают о том, что осталось в прошлом.
На вопрос о том, как бы он поступил с Маццарри, Массимо Моратти отшучивался – мол, я плохой пример, ведь в свое время уволил тренера через два дня после победы в чемпионате. Вальтер юмор не оценил и отмахнулся: "У меня нет времени на подобные разговоры". Ходят слухи, что экс-президент Интера уже давно советовал Эрику Тохиру проявить характер – будь его воля, у команды был бы новый наставник еще летом. Но индонезийский бизнесмен посчитал, что мотивация в виде выгодного контракта – более эффективный вариант, чем смена алленаторе.
Маццарри стал одним из самых высокооплачиваемых наставников Серии А, а Тохир поставил сам себя в не слишком выгодное положение. Теперь увольнение Вальтера влетело бы в копеечку — пришлось излучать оптимизм и ждать, что надежды оправдаются. При этом просчитывая варианты – что нанесет бюджету клуба больший урон: расставание с тренером или непопадание в Лигу чемпионов?
Решающим моментом стала встреча Эрика с менеджерами клуба: техническим директором Пьеро Аузилио, CEO Майклом Болингброуком и генеральным директором Марко Фассоне. Тохир заявил, что уволит Маццарри только в одном случае – если по ходу сезона клубу удастся заполучить человека с именем и авторитетом. Фамилия Манчини прозвучала сразу, однако никто не был уверен, что Роберто ответит согласием. Итальянец не раз говорил, что предпочитает отдохнуть до весны, чтобы не повторилась история с Галатасараем, который он принял в разгар кампании. Но неожиданно Манчо дал добро на встречу. Уже через два дня Маццарри получил тот самый злосчастный звонок.
Победа над Миланом могла бы стать переломным моментом сезона
Бывший наставник Интера Джиджи Симони уверен, что Тохир совершил ошибку, сменив тренера накануне миланского дерби. "Победа над Миланом могла бы стать переломным моментом сезона", — считает он, идя наперекор мнению большинства тифози. В конце концов, положение нерадзурри вовсе нельзя назвать таким уж удручающим – до идущего третьим Наполи всего пять очков, а большего от команды и не требовалось. Другое дело, что конкуренция намечается очень серьезная: помимо Партенопеи, в Лигу чемпионов хотят Милан, Лацио и даже Сампдория. Да и Фиорентина не забывает об амбициозных планах. У Фиалок, к слову, дела еще хуже, чем у Интера, но Винченцо Монтелла, кажется, чувствует себя вполне уверенно.
Резонно говорить, что на выбор Тохира повлияли не только результаты. За год правления он и близко не стал для поклонников нерадзурри персоной того же масштаба, что Моратти. Едва ли президент заслужит уважение и любовь болельщиков, если будет продолжать доверять тренеру, чье имя спикер стадиона не называет, чтобы избежать оскорблений в его адрес. Против Маццарри были фаны, против Маццарри выступила пресса и, по слухам, кое-кто из футболистов. Хотя слезы Джонатана, Юто Нагатомо, Эрнанеса и Жуана Жезуса не слишком вписываются в эту теорию. Впрочем, Мауро Икарди говорил, что команда не ощущает поддержки дома, играет на Джузеппе Меацца, будто на выезде. Увольнение Маццарри выглядит одной из попыток вернуть в состав Интера так ему необходимого "двенадцатого игрока".
Ходит легенда о том, как однажды Жозе Моуриньо в ярости обратился к футболистам. "Кем вы себя возомнили? Первое скудетто вы выиграли в канцелярии, второе – потому что у вас не было соперников, третье – на последней минуте". Как бы там ни было, Роберто Манчини – единственный тренер в истории клуба, который взял три чемпионских титула кряду. Как написала Алессандра Боччи из La Gazzetta dello Sport, "Моуриньо был пылким любовником, но Манчини – преданный муж, который возвращается домой". Только вот дом уже не узнать.
Единственный оставшийся в команде игрок из тех, с которым работал Роберто в Интере, — Марко Андреолли. Сменился президент, сменилось руководство, сменилась стратегия. Условия, в которых теперь придется работать Манчини, куда больше напоминают его опыт в Лацио и Фиорентине, чем первое пришествие в миланский клуб и последующий переезд в Манчестер. Финансовый фэйр-плей грозной тенью нависает над капиталами Тохира, который по-прежнему не готов вкладывать в клуб баснословные суммы.
До конца сезона Манчини получит 2,7 миллиона евро, а летом его зарплата поднимается до четырех, что сделает Роберто самым "дорогим" алленаторе Серии А. Учитывая то, что контракт Маццарри действителен до 2016 года, Интеру придется выплачивать двум тренерам семь с половиной миллионов. Конечно, Вальтер к тому времени может найти новую работу, но его слова о возможном окончании карьеры намекают, что ничего подобного не произойдет. За эти деньги нерадзурри могли бы нанять, к примеру, Карло Анчелотти, и такой расклад имеет самое непосредственное отношение к трансферной кампании. Об этом уже заявил Фассоне: "Трансферы? Нужно понимать, что у нас на балансе сразу два высокооплачиваемых специалиста".
"Могу ли я стать "Фергюсоном для Интера"? Не думаю, что буду тренировать команду 27 лет", — заявил Манчини на пресс-конференции, посвященной презентации. Неизвестно, какой национальности был журналист, задавший этот вопрос, но его легко подвести под одно из направлений развития клуба, в котором уверен Тохир. Комментируя подписание Неманьи Видича, Эрик говорил, что очень важно иметь в команде бывшего игрока МЮ, так как Красных дьяволов обожают в Индонезии, да и на Востоке в целом. Теперь у него работает чемпион АПЛ – самого популярного европейского первенства среди жителей Азии. С точки зрения маркетинга, подобный ход выглядит идеальным. Только вот итальянским тифози Интера абсолютно плевать на популярность команды в далеком зарубежье.
"Надеюсь, они не сменят тренера накануне дерби", — признался Филиппо Индзаги в разговоре с Кристианом Виери. Мотивация у нерадзурри в воскресном матче будет зашкаливать – к принципиальному сопернику добавляется желание показать себя перед новым алленаторе. По части психологии в схватке между Пиппо и Манчо преимущество, пожалуй, именно у Роберто. Но даже в случае неудачи он найдет слова, которым поверят люди с черно-синим сердцем, ведь энтузиазма им сейчас не занимать.
Ну а дождь пусть идет – над ним не властен никто.