Интер проваливает очередной сезон, и в прессе появились слухи, что спасать клуб намерен его бывший президент Массимо Моратти.
Вчера в итальянских СМИ появилось сразу две новости, которые касаются трансферной кампании Интера на ближайшее лето. La Gazzetta dello Sport утверждает, что нерадзурри ведут переговоры с вратарем Челси Петером Чехом, а Фабрицио Романо, журналист Sky Italia, сообщает, что Роберто Манчини попросил у руководства заняться переходом киевского динамовца Домагоя Виды. Оба слуха звучат, мягко говоря, неоднозначно.
Сейчас у Интера нет проблем с постом номер один. Самир Ханданович – один из немногих футболистов, к которому нет претензий, словенец не подводит, демонстрируя стабильно высокий уровень игры. Менять портьере, казалось бы, нет никакого смысла, но амбиции Хандановича идут вразрез с ситуацией, в которой сейчас находится миланская команда. Во-первых, он мечтает играть в Лиге чемпионов, а Интер рискует вообще не попасть в еврокубки на следующий сезон. Во-вторых, хочет зарабатывать больше, чем сейчас (три миллиона евро вместо двух), но клуб предлагает вратарю новый контракт с повышением всего на двести тысяч в год.
Если Самир и нерадзурри не смогут договориться, то продажа выглядит логичным ходом – тем более, за одного из сильнейших портьере Серии А можно выручить неплохие деньги. Но Чех в качестве замены? Странное решение, учитывая зарплату Петра в Челси – она почти в два раза превосходит сумму, которую получают самые высокооплачиваемые игроки Интера Неманья Видич и Родриго Паласио. Согласен ли голкипер пойти на солидное снижение доходов? Либо же миланский клуб ради громкого имени готов рубить с плеча? Не совсем логично в свете того, что Тохир старается снизить траты, а клуб еще и ведет переговоры о серьезной прибавке для Мауро Икарди и мечтает заполучить очень дорогого Яя Туре из Ман Сити.
С Видой все проще. Оборона является наиболее уязвимым место нынешнего Интера, и ее усиление – банальная необходимость. Андреа Раноккья в сборной продемонстрировал, что может смотреться надежно, но ему нужна поддержка. Жуан Жезус не источает той уверенности, которую могут передать партнеру чемпионы Италии Джорджо Кьеллини и Леонардо Бонуччи, а Неманья Видич давно забыл, что такое стабильность. В Виде Манчини, судя по всему, привлекает универсальность, однако хорват в Динамо все чаще играет на фланге, а его действия в центре обороны не вызывали восторгов у киевской публики. Тем не менее, сообщается, что посредники, которые способствовали переходам Марцело Брозовича и Матео Ковачича, уже прощупывают почву на предмет возможности переезда Домагоя в Италию. Вполне объяснимого скепсиса хватает – тифози уверены, что для возвращения на былые высоты нужны футболисты несколько иного профиля. Но что сейчас может предложить действительно высококлассному игроку Интер, кроме славной истории? Необходимы деньги, а Эрик Тохир оказался вовсе не тем "богатеньким дядей", каким его хотели видеть поклонники черно-синих.
Впрочем, индонезиец уже солидно потратился за те полтора года, что является президентом клуба. Не стоит забывать, что Тохир брал три займа: на 230, 20 и 60 миллионов евро, 200 из которых ушли на покрытие долгов Интера. Бизнесмену нужна отдача, он не готов покрывать все расходы в одиночку, а с прибылью у нерадзурри имеются серьезные проблемы. Стадион Джузеппе Меацца мало того, что принадлежит городскому муниципалитету, так еще и заполняется в среднем всего на 40%, непопадание команды в Лигу чемпионов наносит внушительный удар по бюджету. Тохир, как и Роберто Манчини, хотел бы видеть в составе звезд первой величины, но просто не может позволить себе разбрасываться деньгами направо и налево.
Когда в ноябре 2013-го бизнесмен говорил о том, что через три года Интер может выиграть Лигу чемпионов, он, очевидно, не слишком осознавал реалии итальянского, да и мирового футбола в целом. Оптимизм Тохира сродни тому, что не так давно озвучил Роберто Манчини, заявивший, что по итогам этого сезона его команда окажется в тройке лидеров чемпионата. Прогноз вышел откровенно неудачным, да и в успехе нерадзурри на европейской арене, который анонсировал президент, есть большие сомнения. Переживают не только простые болельщики, но и влиятельные люди – например, бывший владелец Интера Массимо Моратти.
На днях La Gazzetta dello Sport вышла с громким заголовком: "Моратти хочет Интер обратно". Синьор Массимо мгновенно опроверг эту информацию, утверждая, что верит в светлое будущее Интера при Тохире, а вице-президент Хавьер Дзанетти сделал вид, что удивлен: "Ему не нужно возвращаться – он часть семьи". Экс-патрону действительно по-прежнему принадлежат 29% акций клуба, с ним советуются, но его слово больше не является решающим, а наблюдать со стороны за неудачами команды, "которой принадлежит его сердце", Моратти очень непросто.
По информации GdS, несмотря на опровержения, бывший владелец изучает варианты возвращения власти и готов обратиться за поддержкой к своему предшественнику – ресторатору Эрнесто Пеллегрини, который занимал президентское кресло с 1984 по 1995 год. Более того, в планах Массимо уникальное для Италии нововведение – так называемый расширенный состав акционеров. В его основе – распределение акций между 20-30 тысячами человек, которые вкладывают в клуб как минимум тысячу евро в год. Таким образом, даже при самых скромных подсчетах каждые 12 месяцев бюджет пополняют 20-30 миллионов евро – сумма не то чтобы очень внушительная, но которую зачастую не может себе позволить акционер-монополист.
La Gazzetta dello Sport провела опрос, по результатам которого 80% респондентов поддержали идею возвращения Моратти. Впрочем, стоит понимать, что речь идет не только о болельщиках Интера – их мнение вовсе не так однозначно. И среди полярных высказываний – "Время Моратти прошло" и "Интер без Массимо не тот" – встречается, пожалуй, самое емкое: "Абсолютно неважно, кто будет президентом – главное, чтобы он вкладывал деньги".
Не молчат и легендарные интеристы. Сандро Маццола скептически относится к проекту Тохира: "Вы понимаете, какие цели перед собой ставит клуб? Борьба за титул или полная реконструкция? Я слышал, что ставку хотят сделать на молодежь, вроде Икарди и Ковачича, но в тоже время говорят, что главная цель на рынке – Яя Туре. Отличный футболист, но дорогой и уже неперспективный. На него есть деньги? Тогда это не лучшая инвестиция". Луисито Суарес, в свою очередь, уверен, что Массимо блефует: "Его опровержение напомнило мне привычный ход президента перед увольнением тренера: мол, работай спокойно, никто тебя не тронет... Я понимаю, насколько он разочарован как болельщик Интера тем, что происходит. Дайте уже Дзанетти управляющую роль, черт возьми! Нельзя держать его только ради торговли известным лицом. У нас отличный тренер, но ему нужны хорошие игроки. Не посредственные или ветераны – чемпионы!"
После 29-ти туров у нерадзурри 38 очков – это самый неудачный результат команды за 20 лет, за все время правления Моратти. Даже в сезоне 1998/99, на протяжении которого президент сменил четырех тренеров (Луиджи Симони, Мирча Луческу, Лучано Кастеллини, Рой Ходжсон), у Интера было на два пункта больше. Вальтера Маццарри критикуют все меньше, нынешнего тренера вообще не трогают, лишь сочувствуют. Команда не может давать результат, когда руководство растерянно. У Тохира пока что не получается делать то, ради чего он пришел в Интер – бизнес. Так, возможно, действительно лучше, пока не поздно, вернуть все на руги своя и довериться тому, для кого черно-синяя команда – не способ заработать, а страсть всей жизни? Это ли не та революция, о которой говорил Манчини? Как бы там ни было, Роберто отчасти прав – одними высокопарными фразами ничего не исправишь. Правда, пока что в Интере, похоже, считают иначе.
Использованы фото Getty Images и инфографика La Gazzetta dello Sport