22-го июня официально было объявлено о банкротстве Пармы. По итогам чемпионата Крестоносцы заняли последнее место, но стартовать в Серии Б они могли только в том случае, если бы у клуба нашлись новые инвесторы. Претенденты были, надежда теплилась до последнего, но в конце концов все посчитали, что у проекта попросту нет перспектив. Деньги нужно было вложить серьезные: погасить долги (около 200 миллионов евро), выплатить работникам и футболистам зарплату почти за год. Расчетливые бизнесмены развели руками — никакой выгоды такие вложения не принесли бы. Parma Football Club перестал существовать, однако свой последний матч команда сыграла на шесть дней позже.

15-летние ребята, команда категории Джованиссими Нацьонали, провели весь сезон без поражений. Пока руководство Пармы продавало имущество, а матчи Серии А переносились то из-за забастовок игроков, то из-за того, что на Эннио Тардини элементарно не могли включить электричество, юные футболисты шли к заветной цели — чемпионскому титулу. 28-го июня в финале они сыграли с Интером и уступили в дополнительное время со счетом 3:4.

"Мы выиграли по тысяче причин, — уверен тренер Маурицио Нери. — Я говорю это с улыбкой, но, конечно, расстроен. Я пытался убедить парней, что сказки существуют… Проклятая реальность подтверждает обратное".

Год подростки играли, не получая никакой помощи от руководства клуба. Все взвалил на свои плечи руководитель молодежного сектора Франческо Палмьери, который в следующем сезоне будет работать уже в Сассуоло. Команду поддерживали местные спонсоры, помогали родители, которые обеспечивали транспорт для выездов. Даже соперники не остались в стороне — многие оплачивали проживание юных футболистов во время гостевых матчей.

"Это была последняя игра Пармы, и она была хорошей. Я не могу осознать, что уже завтра Пармы не будет. По крайней мере, этой Пармы, — говорит Нери. — Это куда больнее, чем проигранный финал".

210 футболистов из молодежных команд и все игроки, имевшие профессиональные контракты, получили статус свободных агентов. Первого июля был основан новый клуб — в Серии Д будет выступать Parma Calcio 1913.

Невио Скала, Гвидо Барилла и Марко Феррари

"Банкротство Пармы — следствие патриархальной модели, которая больше не может существовать в итальянском футболе. Аньелли, Берлускони, Моратти — таких личностей больше нет. Компания Audi, которая способна купить все клубы Бундеслиги, владеет лишь 9% акций Баварии, — говорит вице-президент Марко Феррари. — Мы хотим работать по модели, при которой у клуба нет одного владельца. Таким образом, если ему надоест футбол или у него возникнут финансовые проблемы, клуб не прекратит существование.  Мы не говорим, что спасли Парму. Парма мертва. Точнее — ее убили. Но мы не собираемся с этим мириться".

Среди основателей новой Пармы — известное имя. Невио Скала, который приводил Крестоносцев к победам в Кубке Кубков и Кубке УЕФА, отошел от дел десять лет назад, но принял решение вернуться. Правда, не на тренерский мостик, а в президентское кресло. Причем ни о какой приставке "почетный" речь не идет — 67-летний Скала намерен всерьез взяться за дело. "Я должен привыкнуть к новой должности. Должен учиться. Но когда друзья сделали мне это предложение, у меня не было сомнений, я сразу согласился. Люди, которые работают над этим проектом, имеют серьезные намерения — мне этого достаточно", — говорит Скала. "Люди", которых упоминает Невио — это, прежде всего, бизнесмены из Пармы: Гвидо Барилла (владелец одноименной компании по производству макаронных изделий) и ДжанПаоло Даллара (его фирма занимается изготовлением гоночных автомобилей), протянувшие руку помощи обескровленным Крестоносцам.

Луиджи Аполлони – новый тренер Пармы

"Это очень эмоциональный для меня момент, — признался Барилла на презентации Parma Calcio 1913. — Футбол чрезвычайно важен для этого города, я не мог остаться в стороне. Мы хотим открыть новую главу в истории Пармы, дать команде шанс возродиться, начать с нуля и снова побеждать".

"Начинать с Серии Д не страшно, это меня не пугает, — утверждает Скала. — Я даже думаю, что это хорошее начало — у нас есть шанс создать что-то новое. Мы намерены действовать разумно. Простой пример — если в бюджете есть сто евро, то тратить нужно восемьдесят. Мы хотим играть в искренний футбол. Знаю, что реальность кусается, но я готов к этому. Если мы не попытаемся делать то, что нам хочется, в Серии Д, то когда еще будет такая возможность?".

Кто же будет играть в искренний футбол? Стремление остаться выразил пока только 37-летний капитан Алессандро Лукарелли — защитник, который выступает за Парму с 2008-го года, говорил об этом еще по ходу сезона. Остальные разбежались, кто куда: Массимо Гобби, к примеру, продолжит карьеру в Кьево, Антонио Миранте стал вратарем Болоньи, Маттиа Кассани перебрался в Сампдорию. Впрочем, Скала надеется, что желто-синие цвета все-таки что-то значат для тех, кто играл за Дукали: "Я обращаюсь ко всем: "Не убегайте из Пармы. Вы нам нужны". Я не стану ничего обещать. Мы только родились, но можем дарить радость". Однако тут же добавляет, что команда будет строиться вокруг юного поколения: "Мы будем делать ставку на молодежный сектор: на парней, на детей. Они станут костяком новой Пармы. А я буду наставником для этих ребят".

Уже известно имя нового тренера — в бой новую команду поведет 48-летний Луиджи Аполлони. В период с 1987-го по 1999-й год центральный защитник провел за Парму около трех сотен поединков и причастен ко всем триумфам Дукали под руководством Скалы. Тренерской деятельностью вице-чемпион мира 1994-го занимается уже шесть лет: он работал в Модене, Гроссето, Губбьо, Реджане и словенской Горице. А спортивным директором готов стать Лоренцо Минотти — партнер Аполлони по линии обороны, который уже занимал аналогичную должность в клубе с 2002-го по 2004-й год, а затем ушел в Чезену.

"Меня побудила вернуться в футбол любовь. Она делает невероятные вещи. Я действительно влюблен в Парму: в город, в клуб, в жителей, в болельщиков, — говорит Скала.  — В футбольном мире уже давно заправляют люди, для которых честь и этика не на первом месте. А мы хотим, чтобы эти слова стали девизом клуба. Банкротство Пармы Гирарди — это пример провала модели, при которой президент не думает ни о чем, кроме денег. Мы хотим создать нечто иное — философия будет важнее бизнеса. Конечно, мы будем допускать ошибки, но верим в успех. У болельщиков я прошу лишь дать нам время".

Итальянская федерация футбола еще не предоставила Парме официального разрешения на участие в чемпионате, но проблем возникнуть не должно. За новым клубом стоят солидные люди, а для любительского футбола страны появление такой команды – великолепная реклама. Да и примеры Фиорентины и Наполи показывают, что падение на дно – далеко не конец, если за дело берутся те, кто влюблен в кальчо.