В интервью La Nacion Хавьер Дзанетти рассказал о жизни после завершения карьеры, как футболу могут помочь скандалы в ФИФА и многом другом.
"Капитал – это активы минус пассивы – вот и все, что я помню с бухгалтерского учета. Пришло время взяться за учебники". Кажется, Хавьер Дзанетти не собирается жить за счет прошлых регалий. Он мог бы почивать на лаврах легенды, наслаждаться своей статуей в одном из холлов стадиона Джузеппе Меацца и гарантированным местом вице-президента Интера. Но нет. Несколько раз в неделю он появляется на улице Роберто Сарфатти и посещает лекции в Коммерческом университете имени Луиджи Боккони в Милане.
Уже второй год он прилежно изучает финансы, маркетинг и спортивный менеджмент, изучает историю сборной Аргентины и с восторгом следит за миром футбола.
- В чем теперь твой капитал, когда ты больше не играешь на футбольном поле?
- У меня есть честное имя, мне доверяют. Я чувствую уважение со стороны окружающих. Это находит свое отображение и в моем благотворительном фонде – все знают, что средства, полученные на благотворительных вечерах, матчах и аукционах, используются должным образом. Все на виду.
Сегодня мир футбола очень загрязнен и такое доверие нелегко заработать. Оно у меня есть и я стараюсь его сохранить. Еще я пытаюсь сделать футбол лучше.
- Ты открыл для себя что-то, о чем не представлял ранее?
- Когда я был игроком, все для меня было завязано на матче. Сейчас же я осознаю, что для того, чтобы 11 человек вышли на поле, нужен труд очень многих людей. Многое должно быть сделано, чтобы те 11 человек сыграли.
Я всегда знал, что заслуги должны приписываться не только тем, кто выходит на газон, но никогда не думал, что все так сложно. Звучит невероятно, но если кто-то неправильно сделает свою работу, то все может пойти прахом.
В футболе много динамики, много аспектов. Я начал новую жизнь в новой сфере – в 40 лет все с практически чистого листа. Теперь я смотрю на футбол под другим углом.
- Осознаешь, что теперь владельцы Интера смотрят на то, кем ты есть сейчас, а не кем ты был?
- Карьера игрока закончена. Я всегда буду хранить воспоминания о том, кем я был. Но сейчас важно то, что я могу предложить клубу. Владельцы должны быть уверены, что я могу помочь ему расти.
- Что, по-твоему, нужно сделать, чтобы получать прибыль?
- Нужно заниматься менеджментом. Действовать точно, эффективно, аккуратно и творчески. Доходы от ТВ тоже важны, но нельзя полагаться только на них. Нужно уделять внимание маркетингу, развитию бренда, открывать академии по всему миру.
В случае Интера, очень важно вернуться в Лигу чемпионов – разница будет ощутимой, ведь это позволит привлечь больше спонсоров.
***
Фанат Интера Джанни Инфантино хотел, чтобы Дзанетти возглавил комиссию, которая будет работать над возрождение аргентинской футбольной ассоциации из руин. Однако рекордсмен по количеству матчей за сборную Аргентины отказался из-за напряженного графика в Интере.
- Почему ты не вошел в комиссию?
- Это очень важная роль, ей нужно уделять 100% внимания. Сейчас же я сфокусирован на Интере, мне нравится то, что я делаю, это мой дом и я хочу оставаться связанным с клубом. Это не значит, что я не могу подать руку помощи, однако войти в комиссию я не могу. Это требует абсолютной вовлеченности.
- Каким ты видишь мир футбола после скандалов в ФИФА?
- За кризисом открываются возможности. Все эти скандалы вернули футбол в исходную точку. Пришло время вернуться к его сути – в первую очередь это должен быть спорт, а потом – бизнес. Я не против бизнеса, я лишь говорю о расстановке приоритетов.
Для футбола очень важно быть прежде всего спортом, а потом уже – все остальное.
В Аргентине все достигло дна и именно отсюда нужно начинать перестройку. Нужны люди, которые не лоббируют чьи-то интересы и заботятся лишь о благе аргентинского футбола. Его может спасти только прозрачность.
- А такие найдутся?
- В центр нужно ставить благо аргентинского футбола и это распространится со временем. Да, футбол – это бизнес, но как и любой бизнес, который желает быть прибыльным, он должен быть хорошо организован, а менеджмент обязан быть прозрачным. Люди должны видеть, что было сделано то, то и это.
- Какие у тебя отношения с Инфантино?
- Очень хорошие. Я многое делал с УЕФА, когда он был тут. Мы – двое людей, которые любят футбол и желают его развивать. Инфантино правильно делает акцент на социальной ответственности в футболе. Он желает вернуть доверие к ФИФА. У Джанни много отличных идей, и ФИФА следует воплотить их в жизнь.
- Ты живешь в Европе. Что, как тебе кажется, происходит в аргентинском футболе?
- Тот факт, что ФИФА отправила комиссию по наблюдению за АФА, вызывает большие опасения. Аргентина – это имя в мировом футболе и последние события стали неприятным сюрпризом. Много людей спрашивает у меня с любопытством, как мы могли так низко пасть.
- Также удивительно, что за 23 года сборная не выиграла ни одного трофея.
- Я бы не стал акцентировать внимание на 23 годах. Мы несколько раз заслуживали победить, но это не удавалось сделать.
- Ты был удивлен уходом Месси из сборной?
- Он был очень раздосадован. Но я думаю, что он вернется в сборную. Как по мне, даже если он ничего не выиграет со сборной, то все равно останется лучшим в мире. Нельзя оценивать игрока лишь по победам или поражениям, хотя это и свойственно нашей культуре.
- Какой ты видишь сборную?
- Это время большой неопределенности. Думаю, игроки сейчас ожидают имя нового тренера, а потом попытаются быстро взять себя в руки, ведь в этом году нам предстоит 6 матчей квалификации. Легко не будет, но я полностью уверен в сборной.
- Менотти опасается, что без Месси попадание на ЧМ-2018 находится под угрозой.
- Вероятность действительно есть. Месси важен ведь не только на футбольном поле, важно само его присутствие в раздевалке. Но он обязательно вернется.
Кристиан Гроссо, La Nacion
Перевод Евгения Музыки, Football.ua