Football.ua пытается разобраться, станет ли Беппе Маротта тем, кем был для Ювентуса Лучано Моджи.
Джузеппе Маротта
10 травня 2010, 17:10
Ювентус всегда позиционировал себя как клуб, собирающий под своими знаменами всё самое лучшее. Не самое звездное, именитое или дорогое, а именно лучшее. К этому всех приучил Ювентус "Триады". Моджи, Джираудо и Беттега старались подыскивать кадры, которые прежде всего соответствовали бы пресловутому железному характеру Старой Синьоры. В последнее время имидж волевого Юве заметно пошатнулся. И, учитывая то, что рыба обычно гниет с головы, в стане бьянко-нери решили сначала сменить руководство, а уж затем приступать к серьезным ходам на трансферном рынке.
Новый президент туринского клуба – Андреа Аньелли. Четвертый Аньелли после дедушки Эдоардо, отца Умберто и брата Джанни, кто будет занимать эту должность в Ювентусе. Новый тренером, если верить слухам, должен стать не нуждающийся в представлениях Рафа Бенитес.
Зато мы детально поговорим о другом новом персонаже в верхушке Ювентуса - генеральном директоре Беппе Маротте. Перейдя из Сампдории, где он проработал восемь лет, Беппе постарается стать для Ювентуса всем тем, чем когда-то являлся для туринского клуба Лучано Моджи. Сколь бы двусмысленно это ни звучало.
Несмотря на то, что всяческие новые марадоны, шевченко, хаджи и т.д. давно набили оскомину, сложно удержаться от того, чтобы не прикрепить к Маротте лейбл "новый Моджи" и не провести аналогий с одиозным экс-генеральным директором туринской команды.
Трансферная аналогия
Моджи не любил раскидываться деньгами налево и направо. Его трансферная политика означала приобретение классных исполнителей по разумной цене. Чаще всего речь шла о достаточно молодых, но уже успевших проявить себя игроках, которые в Ювентусе могли раскрыть новые грани таланта.
Лучано не любил поддаваться волне всеобщего восхищения. Многие из его трансферов – игроки, которые были в тени до перехода в стан Старой Синьоры. Тот же Зинедин Зидан был малоизвестен до трансфера в Юве. В 1996 году, когда Бордо выбил из Кубка УЕФА, все восхищались игрой Кристофа Дюгарри. Зидана порой считали чересчур медлительным. Не дождавшись предложения от Милана, за который Зизу болел с детства, полузащитник перебрался в Юве в обмен на 3,2 миллиона евро. Во что превратилось это приобретение, все мы прекрасно знаем.
Можно вспомнить еще и трансфер легенды итальянского футбола Паоло Росси. В Юве Паоло не хотели брать, ведь до этого бьянко-нери купили Россано Росси, его брата. Тот, несмотря на талант, так и не сумел выбиться в профессионалы. Моджи, тогда только начинавший свою карьеру в структуре Ювентуса, сумел убедить всех, что с Паоло будет другая история.
Трансферы, которые проворачивал Беппе Маротта, были менее эпохальными. Но это лишь из-за очевидной разницы в классе между Сампдорией и Юве. Схожесть с политикой Моджи все же явно прослеживаются – ставка на молодость, а также отличная отдача при небольших затратах. Многие игроки, ставшие новыми героями генуэзского клуба, являются именно открытиями Маротты.
Кассано в этом контексте – отдельная тема, которую мы обсудим ниже. Во вторую очередь напрашивается пример Джампаоло Паццини, ставшего в Сампдории одним из лучших форвардов серии А. Но ведь воспитанник Аталанты уже очень давно считался талантливейшим игроком, поэтому, говоря о девятимиллионном трансфере Паццини в Сампдорию, вряд ли стоит называть этот ход Маротты гениальным с точки зрения интуиции.
Куда нагляднее в этом плане выглядят примеры других молодых игроков. Рето Циглер, Фернандо Тиссоне, Марко Падалино уже успели много чего добиться, играя в Сампдории, и продолжают развиваться дальше. О перспективах совсем юных Роберто Сориано, Дитера Эльснега и Стефана Шчеповича вести речь пока что рано, но перспективы эти, похоже, очень даже радужные. Об Андреа Поли, несмотря на его двадцать лет, можно говорить как о потенциальном игроке стартового состава сборной Италии.
Но все же футболист, за которого Маротта заслуживает отдельные аплодисменты – полузащитник Анджело Паломбо. Капитан генуэзцев, сердце этой команды, игрок сборной Италии. Наконец, футболист, про которого Антонио Кассано сказал следующее: "Будь у меня на плечах голова Паломбо, я мог бы играть на равных с лучшими футболистами планеты. Кроме Месси, который для меня – футбольный бог". И эта "голова" обошлась Сампдории совершенно бесплатно – Маротте сыграл на руку финансовый крах Фиорентины в 2002 году.
Рисковая аналогия
Вспоминая о своей карьере, Моджи с особой гордостью говорит о приобретении Златана Ибрахимовича. В то время многие клубы сомневались насчет необходимости покупки Златана по причине: а) скверного характера (в частности, Ибра тогда конфликтовал с другим лидером Аякса - Рафаэлем ван дер Ваартом), б) плохой реализации голевых моментов (критики отмечали, что швед играет эффектно, но далеко не всегда эффективно).
Лучано же сделал ставку на Ибрахимовича и сорвал приличный выигрыш.
Подобный риск – совсем не в духе итальянского футбола. Руководители и тренеры здесь думают в первую очередь о том, чтобы не получить по голове от высшего начальства. Отсюда имеем отсутствие доверия к молодым игрокам со стороны подавляющего большинства клубов Серии А, небольшое количество по-настоящему смелых ходов на трансферном рынке и любовь к оборонительной игре.
Когда Антонио Кассано побил горшки со всеми в Роме, его приобрел Реал - испанский, а не итальянский гранд. Мало кто на Апеннинах всерьез интересовался приобретением этого игрока и когда у Тонино не получилось закрепиться в стане сливочных. Кассано просто-напросто боялись.
Беппе Маротта поступил в этой ситуации очень грамотно – взял игрока в аренду с правом выкупа. Такая сделка помогла бы дать достаточно времени на знакомство с этим футболистом. И даже несмотря на то, что талант из Бари отчебучил несколько своих "кассанат", его все же приобрели – Маротта понял, что Кассано можно держать в узде, и в этом случае Тонино способен принести немало пользы.
Этой зимой, даже несмотря на предложение от Фиорентины и конфликт с Луиджи Дель Нери, Кассано остался в Сампдории и все так же играет на высоком уровне.
Перспективная аналогия
Продолжая говорить об игроках, стоит выделить еще одну параллель между Сампдорией Маротты и Ювентусом Моджи. До скандала calciopoli у Юве было чуть ли не два-три десятка футболистов, слонявшихся по арендам. В свое время туринцы до последнего надеялись, что многие игроки достаточно высокого уровня вроде Маттео Бриги, Андреа Гасбаррони, Фабрицио Микколи или Энцо Марески сделают, как говорят в Италии, salto di qualita. В буквальном переводе это звучит как "прыжок в качестве", то есть когда уже достаточно матерый и сформировавшийся футболист переходит на новый, намного более высокий уровень игры. Согласитесь, что в кальчо подобное происходит очень часто.
Политика Маротты в этом плане схожа на бывший Ювентус - у блу-черкьяти в аренде выступает столько игроков, что с лихвой хватит еще на одну команду. Причем чаще всего это очень перспективные ребята вроде бывших и нынешних адзуррини Винченцо Фиорилло, Гвидо Марилунго, Даниэле Дессены, Маттиа Мустаккьо, Паоло Саммарко и Сальваторе Фоти. Украинский венгр Владимир Коман, кстати, тоже из этой когорты – в Бари он выступает на правах аренды.
Адекватная аналогия
Перейдем от футболистов к вопросу выбора тренера. Почему-то я очень сомневаюсь, что при Лучано Моджи главным тренером Старой Синьоры мог стать неопытный и улыбчивый Чиро Феррара, специфический Раньери или же списанный со счетов Дзаккерони.
В свое время Ювентусу мог подойти только один типаж алленаторе – строгий наставник экстра-класса, который держал бы команду в ежовых рукавицах. Такой, как Марчелло Липпи, такой, как Фабио Капелло. Такой, как Анчелотти, в свое время тоже потренировавший Старую Синьору. В принципе, Карло – исключение из правил, ведь Моджи взял его в Ювентус, когда Анчелотти был еще неопытным наставником. Но Моджи знал Карло еще как игрока (Лучано помимо всего прочего оформлял его трансфер из Пармы в Рому). И Моджи отзывался об Анчелотти следующим образом: "Тренером он был уже тогда, когда был юношей".
Лучано подбирал для Ювентуса тренеров-победителей. Профессионалов, дух
которых соответствовал бы духу этой команды. Подобным принципом руководствовался и Маротта: он не выбирал понравившихся ему алленаторе, которые переделали бы команду согласно своим желаниям. Беппе искал адекватные решения - тренеров, на сто процентов соответствующих характеру Сампдории.
Есть определенный типаж алленаторе вроде Луиджи Симони, Эмильяно Мондонико, Эудженио Фашетти – наставники, которым не довелось поработать с грандами или же которые плохо себя проявили в больших клубах. Но это скорее не из-за плохих профессиональных качеств, а из-за отсутствия наполеоновских амбиций побеждать везде и всегда и отсутствия умения (или желания) жить под большим давлением со стороны прессы и тифози.
Но в маленьких командах такие специалисты работают очень хорошо. Здесь в куда большей степени надо быть педагогом, чем диктатором. Вальтер Новеллино, Вальтер Маццарри и Луиджи Дель Нери – думается, как раз из такой категории. Этим трем наставникам Сампдория обязана своим успехам последних лет.
Тренирующий нынче блу-черкьяти Дель Нери считает Сампу лучшим проектом, в котором ему когда-либо доводилось работать. Даже лучшем, чем "Чудо Кьево" сезона 2001/02, к которому Дель Нери имел самое непосредственное отношение.
Остается только пожелать тифози бьянко-нери, чтобы Беппе Маротта создал не менее классный проект, возвращая Старой Синьоре ее былые шарм и красоту.
Петр Чаяло, специально для Football.ua