Вчера, первого февраля, после окончания матча чемпионата Египта между Аль-Мастри и Аль-Ахли болельщики обеих команд устроили грандиозную драку с участием представителей органов правопорядка. Все обернулось настоящей трагедией - по последней информации погибло 74 человека...
 
Европейцы любят свои футбольные дерби. Европейцы гордятся своими футбольными дерби. Они ждут этих матчей, как самых ярких моментов в сезоне. Традиционное футбольное блюдо в дни дерби становится праздничным, поскольку приправляется особым соусом напряжения, самоотдачи, непримиримости, а порой даже ненависти. 
 
В Египте это блюдо готовится по-другому. Оно не приправляется, а заливается этим соусом до краев. Максимально острым соусом, который практически полностью заглушает вкус самого блюда. 
 
Форвард Замалека Мидо много поиграл в Европе и может объяснить разницу. "Матч между Замалеком и Аль-Ахли — это грандиозное событие для всего египетского народа, — отмечает нападающий. — Я играл в дерби Тоттенхэм – Арсенал, но это совсем другое. Здесь атмосфера такая же напряженная, но стадион больше, а люди куда более сумасшедшие. Они живут ради этого матча". 
 
"Если ты встретишь полицейского, он не будет спрашивать, мусульманин ты или христианин. Он спросит, за кого ты болеешь — за Аль-Ахли или Замалек", — говорит бывшая звезда Замалека и сборной Египта Айман Юнис. 
 
Когда наступает день дерби, в Каире стираются все различия — религиозные, расовые, национальные, политические. Все, кроме одного, — футбольного. На улицах египетской столицы в этот день вы не встретите мусульман или коптов, этнических египтян или берберов, социалистов, либералов или анархистов. В день каирского дерби вы можете повстречать лишь болельщиков Аль-Ахли и болельщиков Замалека.  "Здесь футбол — это религия. Когда дела идут не так, как надо, мы обращаемся к футболу", — говорит болельщик Аль-Ахли Карим Сабет. 
 
Египтяне живут своим футбольным классико, гордятся своим футбольным классико. И боятся его. В день дерби жизнь в Каире замирает. Торговцы закрывают свои лавочки, местные жители запирают дома, а туристы не выходят из отелей, где срываются ужины, поскольку обслуживающий персонал отказывается выходить на работу. Но при этом улицы египетской столицы не пустуют, так как с самого утра их заполоняют тысячи полицейских. Если не знать, что в этот день сразятся два самых титулованных клуба Египта и Африки, первое, что приходит в голову при виде такой картины, — военное положение. 
 
Постепенно на улицах Каира собираются толпы болельщиков в красных и белых цветах, которых не подпускает друг к другу вооруженная до зубов полиция. Далеко не все фанаты попадут на стадион. Наиболее агрессивные из них еще до матча отправятся в каталажку, многие останутся поддерживать свою команду под стадионом, не пройдя проверку перед входом на арену. Рядом со стадионом обязательно образуются свалки отобранных у фанатов тяжелых тупых предметов вперемешку с клубной атрибутикой — египетские правоохранительные органы не особо учтивы и разборчивы. 
 
Те ультрас, которым удастся пробраться на стадион, первым делом повернутся спиной к полю и поприветствуют своих товарищей, оставшихся за пределами арены. Когда же на поле появятся команды, осатанелая толпа закричит десятками тысяч голосов, которые сольются в единый дикий рев. Посыпятся угрозы, оскорбления, советы, подбадривания, одобрения. Все это стихнет после финального свистка, но не сразу. Миллионы египтян еще долго будут вспоминать классико, радоваться победе или негодовать из-за поражения, жалеть об упущенных возможностях и надеяться, что следующее дерби тоже или наконец-то принесет им радость. 
 
Крупнейшие партии Египта
 
Аль-Ахли – Замалек — это не просто историческое футбольное противостояние. Это столкновение идеологий, это классовая борьба. Даже Карл Маркс, будь у него возможность посетить стадион во время этого дерби, был бы поражен такой концентрацией классовой ненависти. 
 
Само название Аль-Ахли ("национальный" в переводе с арабского) дает понять, кто этот клуб создавал и какие цели преследовал. В 1907 году египетские студенты, фермеры, врачи, инженеры, которые собирались не только для того, чтобы поиграть в футбол, но и чтобы обсудить политическое положение в стране и поговорить о методах борьбы с ненавистными британскими колонизаторами, основали первый стопроцентно египетский футбольный клуб. Аль-Ахли оправдал свое название и стал народной командой, которую поддерживал и поддерживает в первую очередь рабочий класс. Красный цвет, используемый "национальным" клубом, был основным на доколониальном флаге Египта и символизировал национально-освободительную борьбу. "В числе наших бывших президентов были министры и офицеры, которые помогали Гамалю Абделю Нассеру добиться независимости в 1952 году. История нашего клуба — это история нашей нации", — с гордостью заявляет единственная женщина, работающая в структуре Аль-Ахли, Анан Аль-Зайни. 
 
Футбольный клуб Замалек, который был организован на четыре года позже своего заклятого соперника, выбрал для формы и символики благородный белый цвет. Замалек изначально позиционировался как аристократический клуб. Его поддерживали британцы, а также лояльные к колонизаторам египетские буржуа. Конфликт между "красными" и "белыми" был запрограммирован задолго до их первой очной встречи — бедные против богатых, египтяне против колонизаторов и их приспешников. 
 
Со временем напряжение в отношениях между двумя клубами лишь нарастало, и египетское классико превратилось в жестокое и разрушительное действо. В 1970-х годах после очередного дерби, завершившегося гибелью десятков болельщиков, правительство решило остановить чемпионат Египта. В целях безопасности было решено проводить каирское дерби на нейтральных стадионах. Ныне дерби в основном проводится на 75-тысячном Международном стадионе Каира, однако в центральный сектор билеты не продают. Туда могут попасть только полицейские, которые разделяют болельщиков двух команд.
 
Можно представить, какое давление оказывают трибуны на судейскую бригаду во время классико. Египетские арбитры уже давно не обслуживают матчи этих непримиримых соперников. Для проведения дерби приглашаются европейские рефери, которые отсудят, получат деньги и вернутся домой, тогда как их египетским коллегам после любого решения, показавшегося с трибун спорным, пришлось бы всерьез опасаться за себя, свою семью и свое имущество. Но и европейские рефери, несмотря на приличный гонорар, не горят желанием работать на матче египетских грандов. В начале двухтысячных был случай, когда шесть европейских футбольных федераций поочередно отказались отпускать своих арбитров в Каир. Согласился лишь шотландец Кенни Кларк, закаленный в матчах Old Firm Derby. 
 
"Правительство использовало футбол, чтобы отвлечь народ от политики. Египтяне компенсировали свою отстраненность от политических процессов фанатичной поддержкой одной из двух больших команд", — объясняет Хассан Альмсткави, один из ведущих египетских спортивных журналистов. За Аль-Ахли болеет больше половины населения Египта, около трети — за Замалек. Потому Альмсткави называет эти клубы "двумя крупнейшими политическими партиями в стране".
 
С журналистом полностью согласен лидер ультрас Аль-Ахли Асад. "Две наибольшие партии в Египте — это Аль-Ахли и Замалек, — говорит он. — Это даже больше, чем политика. Среднестатистический болельщик Аль-Ахли — это парень, который живет в однокомнатной квартире с женой, тещей и пятью детьми. Он получает минимальную зарплату, его жизнь — отстой. Единственная радость — это те два часа по пятницам, которые он проводит на стадионе, болея за Аль-Ахли. Вот почему команда просто обязана побеждать в каждом матче, ведь ее победы делают людей счастливыми".
 
Самый престижный трофей
 
Африканская конфедерация футбола назвала Аль-Ахли лучшим клубом Африки XX столетия. Замалеку досталась лишь вторая строчка. Практически по всем другим показателям "красные" также перещеголяли "белых". Аль-Ахли 36 раз становился чемпионом Египта, тогда как у Замалека "всего" 11 чемпионств. "Красные" шесть раз выигрывали африканскую Лигу чемпионов, а у "белых" пять таких трофеев. Аль-Ахли является самым популярным клубом Африки и одним из самых популярных в мире — на Черном континенте его поддерживает более 50-ти миллионов болельщиков. Замалеку далеко до этого показателя. В личных встречах преимущество также на стороне "народной команды". В последние годы "красные" наслаждаются гегемонией: с 2005 года Аль-Ахли — бессменный чемпион Египта. Но даже в те сезоны, когда Замалек не мог составить конкуренцию своим соседям и врагам, дерби Каира не теряло своей остроты.
 
"Дерби — это чемпионат в чемпионате. Победа в нем — самый престижный трофей в египетском футболе", — объясняет Махмуд "Шикабала" Абдель Разек, один из лучших игроков нынешнего Замалека. 
 
Если же египетское классико имеет еще и решающее турнирное значение, меры предосторожности ужесточаются многократно, а для футболистов и болельщиков наступает судный день, где единственным мерилом правосудия является победа. Болельщики Аль-Ахли с особым благоговением вспоминают 2005 год и встречу с Замалеком в полуфинале Лиги чемпионов КАФ. Более титулованные на внутренней арене "красные" на тот момент были трехкратными обладателями Кубка чемпионов, тогда как их "белые" враги пять раз становились победителями самого престижного клубного турнира Африки. Перед этим каирские гранды встречались между собой в континентальных турнирах всего один раз — в 1994-м Аль-Ахли минимально уступил Замалеку в матче за Суперкубок Африки. В общем, на континентальном уровне "Белые Рыцари" были успешнее "Красных Дьяволов". Однако тогда, в 2005-м, Аль-Ахли выиграл оба матча полуфинала, и эти победы болельщики "народной команды" считают одним из самых ярких моментов в истории клуба, тогда как для Замалека они стали настоящей трагедией. В финале Аль-Ахли одолел тунисский Этуаль дю Сахель, приблизившись по количеству главных континентальных титулов к своим извечным соседям и соперникам. За следующие три сезона "Красные Дьяволы" еще дважды выиграли Лигу чемпионов, опередив таким образом Замалек и на континентальном уровне. 
 
Дерби, Абутрика и революция
 
Люди с легкостью замечают все, что их разделяет, но в упор не хотят видеть того, что может объединять. Раса, нация, религия, политика, социальный статус — все это они используют как повод для ненависти. Любое различие гипертрофируется, со временем его причины и истоки утрачивают свое значение, и остаются необоснованные злость и нетерпимость. Если различий нет, их нужно придумать, ведь это обязательно будет кому-то выгодно. Разделяй и властвуй. 
 
Два футбольных клуба — Аль-Ахли и Замалек — делят практически весь египетский народ надвое. Египетское классико — одно из самых жестоких в мире. Сложно найти более нетерпимых друг к другу болельщиков, чем "красных" и "белых" приверженцев каирских команд. Однако есть вещи, способные объединить даже этих фанатиков.
 
Если во время дерби весь Международный стадион Каира взрывается овациями, значит, на поле выходит Мохаммед Абутрика. Свободного художника Аль-Ахли приветствуют стоя болельщики обоих египетских грандов, ведь он — герой нации, а не отдельного клуба. Когда Абутрика забивал за сборную Египта решающие голы в финале Кубка африканских наций в 2006 и 2008 годах, болельщики Аль-Ахли и Замалека ликовали вместе, и с тех пор этот футболист вызывает и у "красных", и у "белых" исключительно положительные эмоции. Мохаммед Абутрика забил дюжину голов в ворота Замалека, но даже это болельщики "белых" ему прощают. Победы сборной Египта на Кубках африканских наций объединили фанатов двух самых популярных в стране команд ненадолго, зато символ этих побед, Абутрика, по-прежнему является точкой соприкосновения враждующих футбольных партий. 
 
Еще одно событие, объединившее на какое-то время "красных" и "белых", началось в январе 2011 года. Ахмед — молодой член фанатской группировки Замалека — хорошо помнит, как он стоял бок о бок с болельщиками Аль-Ахли на площади Тахрир, когда агонизирующий режим Хосни Мубарака направил в толпу, требующую отставки "вечного" президента, вооруженных головорезов на лошадях и верблюдах. "Мы вместе стояли на передовой и защищали революцию, забыв о футбольной вражде, — вспоминает Ахмед. — В тот момент я понял, что все изменилось".
 
"Кроме войны, только две вещи могут вывести миллионы людей на улицы, — рассуждал журналист Хассан Альмсткави перед первой встречей Аль-Ахли и Замалека после свержения Мубарака. — Это революция и футбол. Теперь мы имеем и то, и другое одновременно".
 
Как и во время триумфальных выступлений сборной Египта на Кубке африканских наций, фанатские группировки двух каирских грандов объединились для достижения цели, общей для всего народа. Только теперь связь между "красными" и "белыми" была куда сильнее, ведь они вместе подвергались смертельной опасности и прикрывали друг другу спину. Закаленные в драках между собой, хорошо организованные фанатские группировки были одной из главных движущих сил революции. 
 
"Политика и футбол здесь всегда были взаимосвязаны, — добавляет Альмсткави. — Роль фанатов Аль-Ахли и Замалека в нашем восстании сложно переоценить. Без их решительного отпора силам Мубарака революция 25 января очень быстро потерпела бы поражение".
 
"Естественно, революция затронула и спорт, а футбол — в особенности, — отмечает директор Замалека Ашраф Собхи. — Наша задача — служить Египту. Каждый египтянин должен гордиться революцией и думать, чем он может помочь в строительстве нового государства. И мы, как футбольный клуб, делаем то же самое. На нас лежит ответственность использовать силу и популярность Замалека для службы обществу". 
 
Но революция временна, а каирское дерби вечно. Насколько может быть вечным что-то созданное человеком. Пока политиканы делят власть, народ возвращается к своей обыденной жизни, расходится по своим однокомнатным квартирам, к своим многодетным семьям. И когда наступит день очередного дерби, тысячи людей в красных и белых футболках потянутся к Международному стадиону Каира, чтобы на два часа забыть обо всем на свете, кроме любви к своей команде и ненависти к ее сопернику. За эти два часа каждый египтянин сможет выплеснуть весь свой гнев, все недовольство работой, жильем, женой и жизнью в целом, чтобы на завтра снова начать накапливать негативные эмоции и беречь их до следующего матча между лучшими командами Египта, между лучшими командами Африки, между бедными и богатыми, между "Красными Дьяволами" и "Белыми Рыцарями", между Аль-Ахли и Замалеком. 
 
Станислав Салата

Материал журнала Football Style (номер 12, декабрь 2011 года)
 
Фото Getty Images, AFP

Этот материал включен в очередную книгу Football.ua "Другой футбол", готовящуюся к печати.