Андер Эррера, Габи и другие могут быть серьезно наказаны за "договорняк" восьмилетней давности — Кирилл Круторогов подробно описывает ситуацию.
Хави Торрес и Висенте Иборра идут давать показания, Getty Images
08 вересня 2019, 14:20
Сентябрь 2019-го. В эти дни в одном из судов Валенсии проходят слушания по футбольному делу. В заседаниях принимают участие известные в прошлом и настоящем игроки и тренеры. Среди собравшихся можно увидеть легенду Атлетико Габи и новичка ПСЖ Андера Эрреру, недавно перешедшего из МЮ. А в чем, собственно, дело?
21 мая 2011 года. В испанской Примере играли последний тур сезона 2010-2011. На "Эстадио Сьюдад де Валенсия" встречались Леванте и Сарагоса. Хозяева неуверенно, но обезопасили себя от вылета заранее. Гостям необходима была победа, чтобы избежать понижения в классе. Типичная борьба команд из трясины. Напряженная и неуступчивая. Арагонцы имели ощутимое преимущество – им нужнее. На 39-й минуте Габи вывел Сарагосу вперед. В середине второго тайма он оформил дубль. Тот сезон получился для опорника просто сумасшедшим. Он забил 10 голов в чемпионате Испании. Никогда больше ему не удавалось отличиться более четырех раз. После он перешел в Атлетико. На 80-й минуте Стуани отыграл один мяч. Гости добыли волевую победу 2:1, создав немало моментов (3-20 – удары, 2-10 – в створ, 1-11 – угловые). Тогда они сохранили прописку в Примере.
Почти через три с половиной года, в сентябре 2014-го, появилась информация, что Антикоррупционный комитет вызвал для дачи показаний 20 футболистов, участвовавших в той игре. В начале октября того же года Габи, уже будучи игроком Атлетико, подтвердил, что матч имел договорной характер, согласился сотрудничать со следствием, подчеркнув, что в злополучной игре действовал в интересах арагонского клуба, а не личных.
В августе 2017 года дело было закрыто за неимением доказательств, что матч таки был договорным. Но Ла Лига и… Депортиво подали апелляцию! Почему Депортиво? Потому что они фактически оказались пострадавшей стороной. Сарагоса, победив Леванте, осталась в Примере, а галисийцы вылетели.
Самое интересное, что подозрения в договорном характере игры появились у прокуратуры отнюдь не из-за чьих-либо неадекватных или нелогичных действий на футбольном поле и не из-за отсутствия спортивной борьбы. Кажется, при просмотре записи докопаться не к чему. Но было установлено, что за несколько дней до поединка на "Сьюдад де Валенсия" с клубного счета Сарагосы были списаны 965 тысяч евро, которые распределились на счетах членов команды. Футболисты Габи, Понцио, Карлос Диого получили по €85 000. Столько же осело у главного тренера Хавьера Агирре и спортдира Антонио Прието.
Еще шестерым игрокам: Андеру Эррере, Хорхе Лопесу, Норьеге, Паулу да Силве, Лансаро и Добласу – "капнуло" по €90 000. Тогдашний президент арагонского клуба Агапито Иглесиас объяснил ситуацию просто – это были премии, которыми он пытался мотивировать игроков перед решающим матчем, настраивал на победу и сохранение прописки в элитном дивизионе. Некто заявил, что нет логики в выплате бонусов накануне игры. Но вице-президент объяснил это тем, что из-за нестабильной финансовой ситуации в клубе футболисты потребовали деньги наперед, не доверяя руководству и не имея гарантий, что в случае чего действительно получат обещанное.
А вот дальше будет смешно – следствие установило, что через несколько дней после матча эти деньги были сняты со счетов их владельцами и возвращены наличными президенту клуба или его людям! Когда несколько лет назад началась дача показаний, Габи признался фактически в отмывании денег, что он якобы согласился помочь боссу обналичить средства, которые пошли на оплату аренды автобусов, доставивших болельщиков Сарагосы в Валенсию на место проведения матча. Энтренадор и спортдир просто заявили, что не давали разрешения на перевод денег на их счета.
Но это еще не все. Следователи выяснили, что за год до событий во время летнего отпуска футболисты Леванте тратили много, а в 2011-м после возможного получения денег, вдруг стали запредельно скромными и экономными. К примеру, Хуанфран в 2010-м потратил 649 тысяч евро, через год – 6 тыс. Фелипе Кайседо 250 тыс., через год – 3000. Густаво Мунуа – 270 000, а в 2011-м всего 700 евро. Интересно, что Кайседо вообще не играл в том матче, провел его в запасе. Затаились так затаились!
Непосредственно сейчас, во время судебных заседаний, участники процесса со стороны Сарагосы разделились на несколько групп. Одни заявляют, что просто ничего не получали. Другие, что откликнулись на просьбу президента получить деньги на счет, снять их и вернуть наличными "потому что так было нужно для клуба". Некоторые, как, в частности, и Габи обвинили бывшего финансового директора арагонского клуба Хавьера Поркеру, который якобы убеждал их, что это премия, начисленная ошибочно. Самая забавная ситуация у Добласа и Карлоса Диого – они заявили, что деньги получили, обналичили, но по требованию клуба не вернули, посчитав эту сумму справедливым бонусом за победу, спасшую команду от вылета. Если уж на то пошло, присвоив евро себе, они точно никак не принимали участия в договорном матче.
Ожидается, что текущий судебный процесс продлится несколько недель, ориентировочно до 30 сентября, и большинство его участников обязаны присутствовать в зале заседаний. Всего под подозрением находятся 41 человек – по 18 футболистов обеих команд и пятеро функционеров со стороны Сарагосы. Некоторые из игроков выступают в топ-клубах (Эррера в ПСЖ, Кайседо в Лацио, Иборра в Лестере) и будут вынуждены пропускать тренировки. В Испании говорят, что эта ситуация может стать первым показательным наказанием за участие в договорном матче. Не даром, что это инициатива президента Ла Лиги Хавьера Тебаса, выступающего истцом.
Тому, чья вина будет доказана, грозит от двух до четырех лет тюремного заключения. А также отстранение от любой деятельности, связанной с футболом не менее, чем на шесть лет. Ожидается, что если вина кого-либо из футболистов будет доказана, за решеткой из них никто не окажется. Они могут получить двухлетний срок, который в Испании всегда отбывается условно. А вот лишение виновных футбола может стать для них действительно болезненным наказанием. Да и другим неповадно будет!