Жизненный путь главного тренера Генка Марио Беена вряд ли ляжет в основу киносценария или книги, но он заслуживает отдельного внимания.
 
Представьте, что вы тренер.
 
Глубоко вдохните.
 
Осмотритесь – вокруг 34 тысячи недоброжелателей, которые менее чем за два часа превратились из простой толпы в котел улюлюкающих истериков.
 
Только что они стали свидетелями исторического события, которое будут помнить годами, но лично вам его хочется поскорее забыть, как плохой сон.
 
Только что команда под вашим руководством потерпела крупнейшее поражение в своей долгой и славной истории, а вам нужно смириться с этим и продолжать свой путь.
 
Тот день, 24 октября 2010 года, стал темным пятном в карьере Марио Беена. Фейенорд не был фаворитом матча с ПСВ на Филипсе, но долгая история противостояния этих команд придавала игре свой исключительный шарм. В тот день история была переписана, а молодой специалист навсегда вошел в нее, как человек, проигравший 0:10.
 
"Это черная страница в истории Фейенорда. То, что произошло здесь, ранит меня не только как тренера, но и как фаната этого клуба", — одна из немногих фраз, что удалось выдавить из себя тренеру после этого унижения.
 
Вдвойне тяжелым провал был для Беена по той причине, что его футбольная карьера всегда была неразрывно связана с Фейенордом. Роттердамский гранд открыл перед Марио двери, когда тот был еще необстрелянным юнцом и только делал первые шаги. После десяти лет в академии Фейе он дебютировал за основную команду Тараканов под руководством местной легенды Виллема ван Ханегема в игре против Неймегена, клуба, который также впоследствии займет знаковое место в жизни Марио.
 
Спустя еще два года Беен начал стремительное восхождение. Выступая на позиции атакующего полузащитника, он демонстрировал впечатляющую результативность, и в сезоне 1984/85 даже боролся за Золотую бутсу Эредивизи с самим Марко ван Бастеном, забив лишь на четыре гола меньше будущего героя и триумфатора Евро-88. Но когда ван Бастен поднимал над головой главный трофей континента, успешный роттердамский период Беена подходил к концу. Разногласия с тренером, переезд в итальянскую Пизу к Мирче Луческу, вылет в Серию Б, массовый приход в команду иностранцев и, как следствие, потеря места в основе... После этого Марио уже не блистал так, как раньше, и постепенно его карьера подошла к довольно бесславному концу в Ээрсте, где "Мариодоне" нашлось место в роттердамском Эксельсиоре, но тогда дни игрока Беена были уже сочтены. Травма колена поставила крест на его игровой карьере, когда полузащитнику было всего 32 года.
 
За время своих выступлений Беен успел поработать под руководством авторитетных и известных в своем деле специалистов, и знания, полученные от них, указали Марио дальнейший путь. В этот раз ему уже просто суждено было обосноваться в портовом Роттердаме, чтобы транзитом через тот же Эксельсиор и его молодежку пробить себе дорогу назад к истокам, под крыло Берта ван Марвейка в Фейенорд. Пока что лишь как ассистенту тренера, но ведь ему еще только 37 лет.
 
Еще будучи игроком, Беен проявлял высокую способность к обучаемости и неплохо адаптировался на каждом новом месте, хотя и старался держаться поближе к родным местам, лишь дважды за всю карьеру выбравшись за границу. Именно это умение впитывать информацию помогло Марио заново найти себя, причем старт его тренерской карьеры также стал стремительным и успешным. В первый же год работы главным тренером Беен поднял в элиту Эксельсиор, после чего сразу получил возможность пойти на повышение и возглавить Неймеген, который и стал его трамплином на новый уровень.
 
На секундочку забудем о нашем герое. В каждом из нас живет футбольный болельщик, который так или иначе считает себя экспертом в том или ином вопросе. Обсуждать и осуждать тренерские действия – такой же нормальный процесс в болельщицких массах, как и употребление пива. Недаром ведь как раз и настроения этих самых масс уже давно имеют непосредственное влияние на тренерский мостик. Точнее, на того, кто его занимает, и если ты не нравишься болельщикам или же их не устраивают результаты твоей команды, ты непременно попадешь к ним в немилость, а там недалеко и до недовольства вышестоящего руководства. Глас народа уже не ограничивается митингами на улицах или открытым недовольством непосредственно на стадионах. В эпоху интернета от критики или похвал не спрятаться даже в самом укромном уголке. Марио Беен зарекомендовал себя как раз человеком, который очень тонко чувствует не только атмосферу в раздевалке, но и настроения трибун. Естественно, встав во главе середняка Эредивизи, возможность регулярно радовать фанатов победами вряд ли получишь. В таких случаях остается делать ставку только на качество игры.
 
Стоит признать, начал в Неймегене Беен не очень гладко, заняв по итогам первого сезона лишь 11-е место. Но при этом команда Марио запомнилась веселой и порой даже бесшабашной игрой.
 
"Знаете, когда я сам еще играл в футбол, то был немного придурком, — признается Беен. – Тем не менее, когда вместе с Эксельсиором я выиграл первый дивизион, это был для меня момент осознания, я понял, как много в моих руках".
 
Не возникает сомнений, что Марио отлично осознавал, в каком направлении должна двигаться его новая команда. При этом, однако, он давал своим ребятам на поле достаточно свободы, чтобы те могли почувствовать вкус игры, опьянеть от нее и полюбить дело, которым они занимаются. И в таких условиях, даже не демонстрируя положительного результата, Неймеген продолжал оставлять о себе приятное впечатление, а тренер, вместо критики и угрозы увольнения, получил кредит доверия.
 
Терпению руководства Неймегена можно только позавидовать, ведь сезон 2007/08 НЕК начал из рук вон плохо, набрав лишь одно очко в первых пяти турах и забив один гол. Тем не менее уже тогда Беен собрал под своим началом потенциально опасную банду во главе с еще юным Джермейном Ленсом и продолжал гнуть свою линию, отдавая предпочтение открытому футболу перед игрой от защиты. Результата ждать пришлось до февраля, но последующая беспроигрышная серия из 15-ти матчей заставила забыть обо всех неудачах, которые сопутствовали Неймегену в первой половине сезона. Завершили же подопечные Беена чемпионат на пятом месте, с которого пробились в Кубок УЕФА, где Марио ждала новая порция признания после достаточно сенсационного выхода команды из группы в плей-офф. Стало это возможным благодаря ничьей между Тоттенхэмом и Спартаком в последнем туре, но эксперты после этого отмечали вовсе не счастливый случай, сыгравший на руку Марио, а мастерство самого тренера.
 
Именно тогда и прошла первая волна слухов об интересе к молодому специалисту со стороны Фейенорда, который уже здорово погряз в серьезнейшем кризисе. Возвращение к истокам – не самый худший сценарий для Беена, и сам он якобы также не был против такого воссоединения, но в тот момент оно было попросту невозможным, поскольку довольно неожиданно для всех Марио продлил свой контракт с Неймегеном, который согласился платить ему баснословные для Эредивизи деньги – 1 миллион евро в год! С исторической точки зрения это покажется абсурдом, однако в тот момент Фейе попросту не мог себе позволить такую роскошь, как приглашение Беена.
 
"У него есть все шансы однажды возглавить сборную Нидерландов или тот же Фейенорд, — писал в своей колонке в Algemeen Dagblad аналитик Хуго Борст. – То, что он продлил свой контракт, было неожиданно. Его предыдущее соглашение включало мизерные отступные, однако теперь за него придется выложить кругленькую сумму. Нужно, однако, признать, что без Беена Неймеген не пережил бы зиму в Кубке УЕФА".
 
Это был самый яркий момент в карьере "Мариодоны". До самого трагического оставалось всего два года...
 
На дворе октябрь 2010-го. Долгожданное воссоединение Беена с родным клубом состоялось еще перед началом предыдущего сезона, когда Фейе переживал один из самых непростых моментов в своей истории. Помимо того, что у клуба были серьезные финансовые проблемы, у команды совершенно не шла игра, а атмосфера в раздевалке и вовсе царила самая неблагоприятная. Все, что оставалось от некогда великого Фейе, держалось лишь на авторитете ветеранов ван Бронкхорста и Макаая, великих, но своенравных. Как раз для таких условий очень кстати были методы Беена. Марио никогда не имел репутации диктатора, кроме того он был на де Кейпе своим человеком. Это ему помогло гораздо лучше влиться в коллектив, чем Гертьяну Вербееку, которого буквально выжили из команды игроки во главе с тем же ван Бронкхорстом.
 
Однако в этот раз старожилам нечего было возразить своему наставнику: Фейе исправно набирал очки и финишировал на четвертом месте, что стало лучшим для роттердамцев результатом за пять сезонов. Но сейчас уже не май, а октябрь, и от того славного коллектива остались только воспоминания о былой славе, которая улетучилась вместе с уходом на пенсию местных легенд. В одиночку Беен уже не смог сотворить чудо. Хоть Джио и Рой оставались неподалеку, получив работу в клубе, Марио не мог рассчитывать на финансовую поддержку руководства, а его летние подписания успеха не принесли, и следом за волной успеха последовал самый громкий за 20 лет провал – 10-е место по итогам чемпионата. Потеряв доверие со стороны игроков, Беен упаковал вещи и отправился искать счастья в соседнюю Бельгию, но уже с клеймом тренера, которого обыграли 10:0.
 
Спустя несколько недель после ухода из Фейе Марио был уже представлен в должности главного тренера бельгийского Генка. Вопреки ожиданиям, что Беену скорее придется вернуться к работе с командами клубов средней руки, голландский специалист получил в свое распоряжение действующего чемпиона Бельгии, оказавшись в несколько непривычной ситуации, ведь до этого ему всю карьеру приходилось только поднимать команды, а вот удерживать их на вершине – это был новый вызов для Беена.
 
За прошедшие два сезона в игре Магистров уже отчетливо просматривается отпечаток работы 47-летнего специалиста. Как и раньше, Марио старается ни в чем не ограничивать своих подопечных на поле. Опять-таки, в команде гармонично сочетаются опыт и молодость. Гармония – вот ключевое слово и залог успеха Беена в Генке. Даже по меркам чемпионата Бельгии Магистры имеют далеко не самый сильный состав. Добротные бойцы – не более того. Последней звездой на Кристал Арене был Кристиан Бентеке, а сейчас лишь Йелле Воссен претендует на этот статус.
 
Тем не менее Магистры по-прежнему входят в число фаворитов Про Лиги и мало в чем уступают местным грандам. Это как раз и есть тот результат качественной игровой подготовки и умения тренера поддержать с помощью местных авторитетов нужную атмосферу в команде. Магистры умеют держать соперника в постоянном напряжении, но и у своих ворот, как правило надежны, а в контратаках и вовсе наиболее опасны. Команда любит много и красиво забивать, но легко может и спустить на ветер несколько прекрасных моментов. В этом весь Генк, и в этом весь Беен. У Марио мало ресурсов, чтобы сделать клуб грандом, но и при этом минимуме он уверенно держит команду недалеко от вершины, а в этом году он и вовсе пополнил клубный музей четвертым в его истории Кубком Бельгии. Где-то ей не хватает стабильности, где-то – мастерства, но это уже давно не те трудности, которые остановят ее наставника. И руководство в него верит, как когда-то верили в Неймегене. Подтверждением этого доверия стал новый контракт для Марио, до 2016 года, а раз есть доверие, значит – есть и игра. Не ради нее ли все мы живем?
 
Матвей Белосорочкин, Football.ua