Где пройдет Евро-2012, станет известно завтра после тайного голосования 12 членов исполкома UEFA. О шансах Украины и Польши на победу в тендере рассказали исполнительный директор исполнительной дирекции по подготовке и проведению финальной части Евро-2012 Федерации футбола Украины (ФФУ) ИВАН ФЕДОРЕНКО и глава штаба Польского футбольного союза (PZPN) по подготовке к Евро-2012 АДАМ ОЛКОВИЧ.

Впервые об участии в тендере на проведение чемпионата Европы 2012 года на Украине и в Польше заговорили в сентябре 2003 года – после того как решение выдвинуть совместную заявку приняли исполком ФФУ и совет PZPN. Официальную заявку на участие в тендере ФФУ отправила в UEFA 28 января 2005 года, а PZPN – три дня спустя.

На первом этапе тендера Украина и Польша конкурировали с Азербайджаном, Грецией, Италией, Россией, Румынией, Венгрией–Хорватией и Турцией. 8 ноября 2005 года исполком UEFA определил тройку финалистов, в которую вошла заявка Украины и Польши, на один голос опередившая турецких конкурентов.

С 13 по 16 сентября прошлого года представители UEFA посетили Украину с инспекторским визитом, во время которого побывали во Львове, Киеве, Донецке и Днепропетровске. 4 октября исполком UEFA принял решение перенести срок определения места проведения Евро-2012 с 8 декабря 2006 года на апрель 2007-го. Во многом это было связано с разразившимся в Италии коррупционным скандалом и массовыми волнениями в Венгрии.

– Кто войдет в группу поддержки украинско-польской заявки на ее презентации в Кардиффе?

– По моей информации, принять участие в финальной презентации планируют и президент Украины Виктор Ющенко, и президент Польши Лех Качиньский. Кроме того, в составе украинской делегации будут Олег Блохин, Виталий Кличко и Андрей Шевченко. Отправятся в Кардифф и министр по делам семьи, молодежи и спорта Виктор Корж и глава Национального олимпийского комитета Сергей Бубка. Отмечу, правда, что не все они получат право выступить, ведь на презентацию каждой заявки отводится всего 30 минут. Из них половина, естественно, будет предоставлена полякам, а еще три-четыре минуты займет видеоролик.

– Как вы считаете, последние политические события на Украине повлияют на мнение членов исполкома UEFA?

– А причем здесь политика? Не стоит переоценивать ее влияние. Евро-2012 эти события не коснутся. Тем более что лидеры всех ведущих украинских политических сил – Виктор Янукович, Юлия Тимошенко, Петр Симоненко, Александр Мороз и Роман Безсмертный – подписались под обращением в UEFA, в котором поддерживают идею проведения у нас европейского первенства. Положительно эту инициативу воспринимают 80 процентов населения Украины. Скажу так: на примере цивилизованного решения политических проблем мы должны показать всей Европе, что с безопасностью у нас в стране проблем нет и мы способны на должном уровне организовать чемпионат.

– Какие главные преимущества украинско-польской заявки? 

– О политической и общественной поддержке я уже сказал. Это наш первый плюс. Второй – огромный экономический потенциал восточноевропейского рынка. В этом отношении мы вправе рассчитывать на больший успех, чем Хорватия и Венгрия. На территории этих стран проживает приблизительно 16 миллионов человек, а суммарное население Украины и Польши – 85 миллионов. Кроме того, с нами граничит Россия, а это еще 150 миллионов человек. Всего же вокруг Польши и Украины проживают 300 миллионов человек, которые могут воспользоваться безвизовым режимом и беспрепятственно посетить матчи чемпионата Европы. Также на презентации в Кардиффе мы обязательно обратим внимание членов исполкома на то, что Украина не ждет, пока ей отдадут Евро-2012, а строит стадионы уже сейчас.

– А в чем мы уступаем нашим конкурентам? 

– Конечно, при желании в нашей заявке можно найти слабые места. Мы понимаем, что на Украине существуют транспортные проблемы, поскольку расстояния между городами очень большие. Есть вопросы и с подготовкой концепции медицинского обслуживания, но мы указали в документах, отправленных в UEFA, как эта проблема будет решаться.

– Каким, по вашим расчетам, будет бюджет украинско-польского Евро-2012? 

– В убытке, уверен, не останемся. Точных цифр пока назвать не могу. Вот если получим право на организацию чемпионата Европы, тогда проведем окончательные расчеты, о которых мы обязательно сообщим прессе. Покрыть организационные расходы позволят деньги, полученные от туристов, которые к нам приедут со всей Европы. На чемпионате мира в Германии организаторы в день зарабатывали на каждом туристе по 480 евро. По нашим самым скромным подсчетам, каждый иностранный болельщик будет оставлять у нас по 400 долларов в день. Ожидается, что чемпионат Европы соберет в Польше и на Украине приблизительно 800 тысяч туристов. К тому же этот турнир способен сильно изменить всю Украину, ментальность людей. Начнется все с улиц. Указатели на них будут не только на украинском, но и на английском языке. Начнет функционировать страховая медицина, потому что те 800 тысяч гостей, о которых я говорил, приедут со страховыми полисами, и мы обязаны создать условия для их обслуживания. Убежден, на следующий год после чемпионата Европы нас примут в Евросоюз, так что ждать еще 10 или 20 лет не придется.

– Появится ли в Киеве новый стадион к Евро-2012? 

– У нас уже есть гарантия от Киевсовета, что это произойдет. Если Украина получит право на проведение чемпионата Европы, в Киеве будет построен футбольный стадион, способный принять около 60 тысяч зрителей. Всего же на Украине появится три стадиона и еще три будут реконструированы.

– На недавних выборах президента UEFA президент ФФУ Григорий Суркис отдал свой голос за Леннарта Юханссона – соперника победившего в голосовании Мишеля Платини. Можно ли после этого рассчитывать на поддержку Платини, который при равенстве голосов будет иметь решающее слово?

– Мишель Платини приезжал в Киев на открытие Дома футбола. Тогда все могли убедиться, что у него хорошие отношения с Григорием Суркисом. Поэтому говорить о предубеждении со стороны нового президента UEFA по отношению к нашей заявке нет никаких оснований.

На вопросы отвечает АДАМ ОЛКОВИЧ 

– Господин Олкович, как вы думаете, удастся ли Польше заставить инвесторов вкладывать деньги в организацию Евро-2012. И сколько ваша страна собирается потратить на организацию турнира?

– Я не сомневаюсь, что инвесторы будут заинтересованы вкладывать деньги. Правда, точную сумму, необходимую для проведения чемпионата Европы, сейчас назвать сложно. Могу лишь сказать, что на строительство и ремонт стадионов Польше требуется 500 миллионов евро.

– Но согласитесь, деньги в польский футбол в последнее десятилетие вкладываются весьма неохотно.

– Если говорить о высшей и первой лиге польского чемпионата, то нужно признать, что клубов, располагающих серьезными, по европейским меркам, бюджетами, в них действительно нет. В нынешнем сезоне максимальный бюджет польского клуба составил 20 миллионов долларов. Но это скорее исключение. Вполне состоятельными у нас считаются клубы, которые могут позволить себе потратить 10 миллионов долларов в год. Большинство же вынуждены ограничиваться вдвое меньшей суммой.

– В таком случае не опасаетесь ли вы, что стадионы, построенные для Евро-2012, после окончания турнира окажутся никому не нужными, ведь, как вы признали, в Польше нет клубов, которые могли бы их содержать?

– Нас вдохновляет опыт Португалии, которая принимала чемпионат Европы-2004. Одной из арен, построенных там перед Евро, был стадион Josе Alvalade в Лиссабоне, рассчитанный на 55 тысяч зрителей. После чемпионата Европы он стал домашним для Sporting, а средняя посещаемость матчей клуба выросла с 25 до 40 тысяч. Не нужно забывать также, что современные стадионы представляют собой большие многопрофильные комплексы, в которые входят бары, спортзалы, гостиницы. По нашим подсчетам, они окупятся примерно за восемь лет.

– Чемпионат Европы в Польше и на Украине будет прибыльным? 

– Из 12 чемпионатов Европы еще ни один не был убыточным. Более того, я абсолютно уверен, что наши доходы будут выше, чем в Португалии в 2004 году. Тогда чистая прибыль страны-организатора составила 400 млн евро. На матчи чемпионата Европы в Португалии было продано около 1 млн билетов, а Украина и Польша за счет большей вместительности стадионов смогут принять в полтора раза больше зрителей, соответственно вырастет и прибыль.

– Кто, на ваш взгляд, является главным конкурентом украинско-польской заявки?

– Прежде всего, Италия. Эта страна готова принять чемпионат Европы уже сейчас. Она располагает и стадионами, и необходимой инфраструктурой. С другой стороны, одним из приоритетных направлений развития футбола на континенте для UEFA является Восточная Европа. Именно потому наши шансы я считаю предпочтительнее. Кроме того, репутацию Италии испортили коррупционные скандалы в национальном футбольном первенстве. Также свежи еще воспоминания о беспорядках на итальянских стадионах и смерти полицейского от рук болельщика. Слабые стороны есть и у второго нашего конкурента – совместной заявки Венгрии и Хорватии. В этих странах мало больших городов – по сути, это только столицы – Будапешт и Загреб. Лишь они располагают стадионами большой вместительности. Не стоит также забывать, что многие жители Венгрии высказываются против проведения в стране Евро. А Хорватия в последнее время заслужила плохую известность из-за своих болельщиков, многие из которых придерживаются фашистских взглядов. У совместной заявки Украины и Польши также есть свои недостатки, однако огромное желание провести Евро-2012 поможет с ними справиться. Ведь со времен московской Олимпиады 1980 года Восточная Европа не принимала ни одного спортивного мероприятия мирового масштаба. Я думаю, что UEFA пора посмотреть на Восток.

– Но ведь скандалы были и в польском футболе. Урегулирован ли уже конфликт вокруг подозрений в коррупции президента Польского футбольного союза (PZPN) Михала Листкевича?

– Вся эта история уже в прошлом. Некоторое время ситуация действительно была очень напряженной. Министр спорта Польши Томаш Липец даже освобождал Михала Листкевича с занимаемой должности, но затем решение было отменено. Это стало итогом переговоров между президентом Польши Лехом Качиньским, президентом FIFA Йозефом Блаттером и президентом Федерации футбола Украины Григорием Суркисом. Добавлю, что через несколько недель PZPN на очередном своем съезде изберет нового президента.

– Как вы считаете, может ли сказаться на шансах украинско-польской заявки политический кризис на Украине?

– Вы называете это кризисом? Уверяю, не все в Европе думают так. Да – конфликт, но не кризис. Многие демократические государства время от времени оказываются в подобных ситуациях, и лично я не вижу в этом ничего страшного. В Европе уверены, что все худшее для Украины уже позади.