Премьер-лига: Nike обшивает уже половину команд
 
Среди клубов Премьер-лиги лидером остается американский производитель Nike: половина клубов элитного дивизиона одеваются в форму с «запятой». Это приводит иногда и к курьезным совпадениям: попробуйте, например, отличить красные формы Кривбасса, Ильичевца и запорожского Металлурга, сыгравших в первом туре на выезде. За исключением герба (логотипов титульных спонсоров также не нанесено), это ведь «трое из ларца, одинаковых с лица»! И если у мариупольцев белый рукав хоть немножечко отличается, то криворожане и запорожцы одеты в совершенно одинаковую форму!
 
Перед началом сезона, узнав, что луцкая Волынь собирается переходить под крыло Adidas, искренне обеспокоился я судьбой ее самобытной, узнаваемой формы. Знаменитые футболки с крестом, который также нанесен на герб и флаг города Луцка и области, были долгое время одними из самых красивых в нашей лиге. И уж точно самыми оригинальными. К счастью, очень приятно это отметить, новая форма сохранила эти элементы. В наших широтах редко бывает, когда обращают внимание на такие, вроде мелкие, но имиджевые детали.
 
Теперь перейдем непосредственно к форме. За исключением Волыни, остальные клубы не меняли производителей экипировки, хотя многие успели презентовать новые модели формы. Четырехлетнюю миграцию клубов УПЛ по брендам иллюстрирует таблица 1.



Низшие лиги: появились имена, а также толика гламура
 
В первой лиге – нововведение. Согласно внесенного летом пункта 11 статьи 28 Регламента ПФЛ нового сезона, все клубы этого дивизиона теперь обязаны обеспечить наличие фамилий или псевдонимов игроков на футболках своих команд. Хотелось бы отметить здесь «моряцкую» форму Севастополя, а также оригинальную форму Крымтеплицы, которой она остается верной уже пару лет.
 
А вот во второй лиге самой оригинальной станет, наверное, ялтинская Жемчужина. Цветами клуба являются белый и оранжевый, и перед сезоном команда успела засветиться в редкой для наших широт бело-оранжевой яркой форме. В стартовом матче второй лиги она играла в белой. Так что ждем новых интересностей.
 
Пополнился «полк» команд, играющих в «no name» форме. Если в прошлом сезоне только днепродзержинская Сталь играла в форме без указания логотипа бренда (в этой желто-салатно-черной одежке команда стартовала и теперь), то в Группе А ФК Тернополь появился в форме синего цвета, где лишь гетры были адидасовскими.
 
Кстати, о «близнецах». ПФК Сумы и черкасский Славутич стартовали в новом сезоне в адидасовской белой-синей форме оригинального фасона с горизонтальными полосками. Кстати, такого же типа, только черно-желтая, форма у Буковины.
 
Итого: Nike продолжает лидировать
 
16 команд Премьер-лиги и 42 ПФЛ (первая и вторая лиги) одеты в форму 7 брендов, еще две – в футболках непонятного происхождения. Лидером Премьер-лиги является Nike, произведениями которого пользуются сразу половина клубов. Американский производитель лидирует и во всем украинском профессиональном футболе (17 команд). В первой лиге Nike разделяет лидерство с Umbro (по 4 клиента). А вот лидером второй лиги стал Adidas (6 команд, 4 из них – в Группе Б), которому лишь на 1 уступает Joma (5, 3 из них – в Группе А).
 
Во всех лигах представлены только 4 марки: Nike, Adidas, Umbro и Joma. А вот краматорский Авангард стал самой оригинальной командой со своей немецкой формой. Впервые не присутствует в нашем про-футболе итальянская Lotto. Зато уже две команды второй лиги играют в неопознанной «no name».



Кто есть who
 
Дальше предлагаем вспомнить профайлы всех представленных в украинском профессиональном футболе производителей спортинвентаря.
 
Nike (Найки). Американская компания, основанная в 1964 году студентом-бегуном Филом Найтом и его тренером Биллом Бауэрманом. Одевает МЮ, Арсенал, Ювентус, Барселону, Интер, сборные Бразилии, Голландии, Португалии, Франции. В Украине появилась сравнительно недавно, но уже успела привлечь большинство про-клубов Украины, в том числе Шахтер и Днепр. В УПЛ одевает Шахтер, Зарю, Ильичевец, Днепр, Кривбасс, Черноморец, запорожский Металлург и киевский Арсенал. В первой лиге – Александрию, Севастополь, Нафтовик-Укрнафту, Гелиос. Во второй – Кристалл, Десну, УкрАгроКом и, понятное дело, Шахтер-3 и Севастополь-2.
 
Adidas (Адидас). Компания, основанная Ади Дасслером в 1924 году, стала одним из символов Германии. Первой начала активно внедрять свой продукт посредством массированной рекламы с участием звезд. Традиционно одевает Баварию и сборную Германии, стала первым западным производителем спортинвентаря, прорвавшимся за Железный занавес. В ее форме играла сборная СССР, а теперь – и сборная Украины. В УПЛ одевает Динамо, Металлист, Волынь, Ворсклу и Говерлу-Закарпатье. В первой лиге – Буковину, Сумы и, конечно, Динамо-2. Во второй – Славутич, одесский СКА, Кремень, Жемчужину и Горняк-Спорт.
 
Umbro (Умбро). Манчестерский производитель был основан в 1920 году и был назван, как и Адидас, благодаря хитроумному сокращению имен своих основателей: Humphrey Brothers. Много лет сотрудничает с Футбольной Ассоциацией Англии, ненадолго вернула расположение земляков из Ман Сити, хотя они, как и Юнайтед, через год окажутся «в ведении» Найки. Когда-то в ее форме играло киевское Динамо (первая половина 90-х, после контракта с английским брендом Admiral). В УПЛ одевает донецкий Металлург и Таврию. В первой лиге – алчевскую Сталь, Титан, Одессу, Николаев. Во второй – Еднисть, хмельницкое Динамо, Горняк, свердловский Шахтер.
 
Joma (Хома). Основанный в 1965 году испанский бренд прошел сложный путь от фирмы с 8 работниками до большой компании с представительствами по всему миру. До недавних пор сотрудничала с Севильей, а теперь ее самый именитый клиент – Валенсия, к которой летом присоединилась Фиорентина. В Украину Joma начала внедряться пару лет назад, став техспонсором Карпат. В УПЛ одевает Карпаты. В первой лиге – Зирку, Полтаву и белоцерковский Арсенал. Во второй – Скалу, тернопольскую Ниву, Реал Фарм, Макеевуголь и, закономерно, Полтаву-Карловку-2.
 
Puma (Пума). Появилась в 1948 году вследствие распада семейного подряда Дасслеров. Старший брат, Рудольф, сначала назвал свое детище Ruda (Rudolf Dassler), но решил чуть-чуть сменить название, чтобы взять символом опасную и сильную «кошку». В футболе традиционно команда одевает сборную Австрии, а также Италию, Чехию, Швейцарию. А еще – Ньюкасл, Бордо, Штуттгарт, Эспаньол, Палермо и Фейеноорд. Мы же помним времена, когда в футболке с пумой играла национальная команда Украины. В УПЛ не представлена, в первой лиге одевает Оболонь и Олимпик, во второй, конечно же, Оболонь-2.
 
Errea (Эрреа). Более молодая (с 1988 г.) и более скромная итальянская фирма одевает земляков из Пармы и еще несколько клубов Серии А и Б, а также Нант и Сибирь, для которой подготовлена весьма оригинальная форма с клубным символом – орлом. В УПЛ не представлена, в первой лиге одевает Крымтеплицу и Энергию.
 
Uhlsport (Ульшпорт). Основанная в 1948 году фирма начала с вратарских перчаток, а «дожилась» до изготовления формы клубам Ирана, ОАЭ, Сирии, Океании. Ну и для Кайзерслаутерна с Мюнхеном 1860, конечно. Единственный клиент в украинском про-футболе – перволиговый Авангард.



Артур Валерко, Football.ua