Ежедневно мониторя отечественные спортивные веб-ресурсы, обойти тему возможного объединения практически нереально. Более того — теги «Газзаев» и «чемпионат СНГ» — воспринимаются как синонимы, а в лентах комментариев вызывают сплошной антагонизм или непонимание. Мне кажется, что в этом виноваты СМИ, а также менеджеры футбольных клубов, которые на пару, и сами не понимая сути проекта, автоматически освещают его в негативной окраске. Это — зло, это — дорого, это — бесперспективно, это — политическое харакири для государственности Украины: вот решающие тезисы, от которых пользователь интернета, проектируя их на себя, не может чувствовать себя спокойно. Впрочем, это типично для социального общества, которое не привыкло к резким окружающим изменениям. А мы именно такие.
 
Негативную роль медиа в этом процессе я не стал бы преуменьшать, так как, формируя общественное мнение со знаком «минус», они, так сказать, не поспособствовали тем, кто вершит судьбу украинского футбола, вовремя взяться за ум. Самое страшное, что за неделю до двусторонней встречи мы продолжаем играть в какие-то странные вещи, будто слова Газзаева о проекте отнюдь нас не касаются, до сих пор наивно верим, что дальше разговоров дело не дойдет.
 
Но разве? Разве вдохновителей турнира из России остановил тезис президента ФИФА Зеппа Блаттера, который посчитал нужным напомнить: похожие объединения противоречат унифицированным канонам футбольной вертикали? Нет, и вместо того, чтобы в конце концов задуматься над тем, что делать, радуемся словам экспертов-тренеров-футболистов-комментаторов (это очень важный нюанс!), которые «не видят», как можно воплотить в жизнь эту идею.
 
Ну, они не видят, но и не они вкладывают деньги в футбол, и, главное, не им отвечать за последствия. Генеральный директор Шахтера Сергей Палкин, собственно, как и президент Динамо Игорь Суркис (в эксклюзивном интервью ниже) апеллируют к Федерации футбола Украины и премьер-лиге, которые, по логике, должны были собрать своих «ласточек» под одно крыло, чтобы выработать позицию. Слушать такие соображения из уст руководителей двух топ-клубов страны, мягко говоря, странно: неужели они до сих пор не поняли, что обе эти структуры не заинтересованы в организации турнира, боясь потерять свои сферы влияния, соответственно, ждать инициативы от них — дело бесполезное. С другой стороны, почему те же Шахтер и Динамо НА ПРАВАХ СОУЧРЕДИТЕЛЕЙ лиги не востребуют от ее чиновников собрать представителей ФК на совещание, а бросили свою судьбу на произвол, по большому счету, своих же наемных работников? Наконец, речь лишь о диалоге, в котором так все жаждут поучаствовать… И без инициативы все разговоры клубных чиновников скорее похожи на фарс.
 
Представим: господин Палкин действительно не понимал, что УПЛ и ФФУ не заинтересованы, однако после его публичного комментария, датированного 4 февраля, прошла ровно неделя, а реакцию можете прочитать только сейчас (см. ниже). Может, клубным руководителям надо немедленно искать альтернативу ФФУ и УПЛ, если они, конечно, хотят приехать в Москву отстаивать интересы ВСЕГО УКРАИНСКОГО ФУТБОЛА, а не только преследуя личные цели. Вы ведь согласитесь, что старший брат (представители премьер-лиги) несет ответственность за младшего (первый и второй дивизионы)? И не можете не согласиться, что идея Валерия Газзаева — это революция на всех уровнях, к которой, как складывается впечатление после нынешней организации/дезорганизации, мы банально не готовы.
 
Так что нам предлагает Валерий Георгиевич и каким путем он пошел?
 
1.Возвращение к истокам СССР.
 
2.Самый что ни есть легкий выбор, так сказать, без креатива.
 
Попробую расшифровать.
 
Честно говоря, следя за новостями с «полей объединения», ежедневно надеялся, что наконец наткнусь на «золотое зерно» — идею, которая не копировала бы банальное слияние лиг, перераспределение мест и т.д. Но… И ломать — не строить, эта истина лишний раз подтверждается сейчас. Действительно, сложно не разделять боязнь специалистов и болельщиков, которые таки правы, что в случае создания принципиально нового соревнования, возникнет нетипичный прецедент. Тем более, после известного заявления Зеппа Блаттера логично предположить: вряд ли кому-то удастся «продавить» проект в его «элементарном» понимании, то есть объединяя воедино лиги. Наконец, самая большая проблема, которую пытается решить председатель оргкомитета организации «Объединенный чемпионат» Валерий Газзаев, кроется в плоскости «обделенности»: в любом случае, практически половина из ныне элитных коллективов двух стран останется за бортом нового высшего дивизиона.
 
Не делает чести Валерию Георгиевичу сказанное, но он, вместе со своими партнерами, так и не решил эту проблему, прибегнув к более простому варианту, о чем уже успел сказать: делаем высшую лигу, а первая тоже будет общей. Не к чести нашей, что войдя в водоворот осуждений проекта, мы отдали важную инициативу в принятии решений. А через неделю представители Украины поедут в Москву обсуждать российский вариант. Москва диктует условия с позиции силы, то есть «у нас есть деньги, мы знаем, как их распределить». Дело остается за малым: поверят или не поверят этому отечественные клубы.
 
Вам, как и мне, сейчас, наверное, просто нереально осознать границы реформы, которая нас ждет в случае принципиальной договоренности о формировании объединенных лиг. Но самое интересное в этом то, что за семь дней до 18 февраля идеи Газзаева нет никакой альтернативы! Никакой!
 
Не было ее и у меня, пока не встретился с Вячеславом Заховайло, менеджером международной компании MLM Sport Management, который сейчас, в частности, активно сотрудничает с киевским Динамо в вопросах внешней интеграции (например, Люлька, Морозенко, Бутенин, этой зимой Рыбалка в Словане — его рук дело). Вместе мы провели не столько грандиозную, сколько сложную в организационном плане работу: Вячеслав Валерьевич подал интересную идею, журналист связался с господином Газзаевым, предложив встретиться. Наше «свидание» должно было состояться в Москве, но со временем мы изменили место встречи, и специалист отправился в турецкий Белек, где в то время (20 января) команда осетина — владикавказская Алания — проводила тренировочные сборы. Как говорится, эту отдельную историю публикуем в качестве альтернативы постоянным информационным месседжам.
 
Так вот (в очень сокращенном варианте): наверное, внутренние чемпионаты ломать нельзя. И не надо. Нужно сделать единую лигу. Стена на стену. Первые пять мест внутренних чемпионатов разыгрывают, назовем его так, «Трофей Империи». Матчи между условными киевским Динамо и донецким Шахтером играют в зачет как украинской ПЛ, так и объединенного соревнования. На внешней арене встречаются только Россия против Украины. Если брать пять первых команд, то в сезоне нужно найти всего лишь десять окон. Когда? Летом, до начала Лиги чемпионов и Лиги Европы (представьте, насколько подготовленными подходят наши команды к групповым этапам, и, к примеру, Шахтеру не надо будет катать традиционные августовские товарняки с турками) и весной, когда, в принципе, в Европе наши не играют. Что это дает? Телевизионные «кнопки». Потребительский рынок России интересуется украинским чемпионатом, украинский — российским, и его практически двухсотмиллионный человеческий ресурс не стоит недооценивать. Условные матчи ЦСКА — Зенит смотрит вся Украина, потому что они идут и в зачет «Трофея Империи». Клубы смогут продавать телеправа в новом пуле, стадионы будут заполнены, но самое главное — оставленный спортивный принцип, нет обделенных, и повышается интерес к внутреннему чемпионату: хочешь играть с Анжи — будь добр, покажи результат у себя дома. С еврокубками проблем тоже нет — команды выходят в Европу из внутренних чемпионатов.
 
По идентичной схеме можно свести команды, которые во внутреннем турнире занявшие 6-10-е места, а также все остальные. Для них это вообще шикарно: в еврокубках не играешь, но получаешь международный опыт во встречах с россиянами. Более того — вышел из первой лиги, и есть колоссальная мотивация в сезоне (как считаете, какой матч соберет больше зрителей на стадионе: Карпаты — Заря (Луганск) или Карпаты — Крылья Советов?).
 
Подчеркиваю, что «лишних» предстоит провести лишь 10 матчей (для последних мест — на два больше). Главное — каждый получает то, что хочет: богатые играют с богатыми, бедные с бедными, с сохранением спортивного принципа.
 
…Говоря категорическое «НЕТ» любому сотрудничеству с россиянами, забываем, мягко говоря, об очень важной детали: футбол — это бизнес, и клубы хотят зарабатывать. Так чем предложенная идея не выход из ситуации? Создаем нечто новое, не разваливая старое, обходя многие «глухие» углы, повышая интригу и позволяя ФК поднять рентабельность. Пять перелетов в Россию — это капля в море, которую легко можно отбить продажей билетов на тех же пяти домашних матчах. А вот сливки прибыли будут сниматься с продажи телеправ. Конечно, их цена будет не такая смешная, как, например, сейчас в Украине. Плюс добавьте к этому вероятно условное спонсорство турнира нефтегазовых российских корпораций, и получите отличный финансовый стимул.
 
«Знаешь, пообщавшись с Валерием Георгиевичем, я понял самое главное — они хотят сделать проект по принципу, который существовал в Советском Союзе, то есть единая лига, как первая, так и элитная, — не скрывая удивления, комментирует Вячеслав Валерьевич. — Я его спросил: а как быть с местами в еврокубках? «Ну, все будут бороться за пять первых ступенек», — слышу в ответ. Но на это никто сейчас не пойдет. И зачем уменьшать квоту Украины и России в Лиге чемпионов и Лиге Европы? Тем более, по их сценарию скоро не сохранится квотный принцип, то есть вылетят, например, две украинские команды, зайдет одна, и так несколько раз, а потом это превратится в открытый чемпионат России. Понимаете, — продолжает Заховайло, — Валерий Георгиевич хочет, чтобы и его Алания играла с киевским Динамо. А это — своеобразная революция, которую вряд ли сейчас можно сделать. И интересно ли Динамо играть с Аланией?..».
 
Идея не была воспринята. Но проблема в другом: газзаевский вариант все больше напоминает политический проект, чем футбольный. Так может, за неделю, которая осталась до 18 февраля, удастся что-то изменить?
 
Со своей стороны, мы пообщались с представителями двух полярных по перспективам в объединенной лиге клубов — президентом Динамо Игорем Суркисом и вице-президентом Говерлы Александром Шуфричем. Оба получили приглашение на встречу в Москве, оба подтвердили наши мысли — надо собираться сначала в Украине, и вместе планировать стратегию. Вот только проблема у всех одна: ждут приглашений от премьер-лиги и ФФУ…
 
Игорь Суркис: «Для начала следует собраться…»
 
Президент Динамо считает, что украинские клубы должны совместно решить, нужен ли отечественному футболу объединенный чемпионат.
 
— Приглашение на встречу, которая состоится 18 февраля, в офис Динамо уже поступило?
 
— Да, письмо получили.
 
— Планируете лично принять участие в обсуждении проекта?
 
— Я считаю, что для начала украинские клубы должны определить сами для себя, какова наша позиция по поводу чемпионата. Конечно, желательно было бы собраться представителям всех клубов ПЛ — как мне известно, все шестнадцать приглашены в Москву — и прийти к консолидации по этому поводу.
 
— Почему же до сих пор подобного не произошло? Не воспринимается проект всерьез?
 
— Ну, я же не буду организовывать какое-то собрание… Пожалуй, это прерогатива премьер-лиги. Убежден, без четкой позиции толку не будет. Например, в ФФУ считают, что объединенный чемпионат невозможен… Пока не придем к согласию в Украине — ничего не будет.
 
— До 18 февраля времени осталось мало. Если отечественные ФК так и не сформируют конкретной позиции — в Москву не явитесь?
 
— Не знаю, вполне вероятно, что тогда другие дела будут.
 
— Сергея Палкина взбудоражил тот факт, что чемпионат планируется быть объединенным, а оргкомитет — сугубо российский. Вас это не смущает?
 
— Всегда кто-то должен быть организатором, инициатором… В этой роли выступила российская сторона. Не сказал бы, что меня именно этот факт очень беспокоит.
 
— Считается, что объединенный чемпионат чуть ли не единственный выход для украинского футбола в плане своей окупаемости. Согласны?
 
— Я не видел никаких цифр. Действительно, говорят, что будут огромные прибыли с продажи телевизионных трансляций, реклама, болельщики, но пока это все очень абстрактно.
 
— С Валерием Георгиевичем Газзаевым тему тет-а-тет обсуждали?
 
— Пока нет, но, конечно, в любой момент могу это сделать.
 
Александр Шуфрич: «Нам нужна консолидированная позиция»
 
Вице-президент Говерлы не против, чтобы в Ужгород приехали Зенит и Спартак.
 
— Александр Несторович, вы реформатор по своей сути?
 
— Реформы, как и реформаторы, бывают разные. На мой взгляд, реформа действует тогда, когда она является необходимым инструментом в решении определенного вопроса…
 
— Тогда каково ваше отношение к объединению чемпионатов?
 
— Пока не совсем понимаю, как эта идея может быть воплощена в жизнь. Но это лично мое мнение. В принципе, в современном мире нет ничего невозможного.
 
— Получали ли вы приглашение от Валерия Газзаева на заседание оргкомитета в Москве?
 
— Да. В наш клуб поступило соответствующее письмо.
 
— Генеральный директор Шахтера Сергей Палкин, а также президент Динамо Игорь Суркис сказали, что не помешало бы украинцам собраться и выработать консолидированную позицию в этом вопросе. Во-первых, придете ли на встречу, если таковая состоится, во-вторых, что скажете своим коллегам?
 
— Ну, если мы действительно соберемся, то, конечно, кто-то из первых лиц клуба ее посетит. Сергей Палкин и Игорь Суркис на 100 процентов правы: консолидированная позиция, вынесена на официальном уровне, крайне необходима.
 
— Мне кажется, что проект по-газзаевски будет сложно реализовать только потому, что много обделенных, например, та же Говерла…
 
— Не хочу переходить на конкретику, ведь и в общих чертах достаточно коллизий, а также спорных вопросов. Считаю, должна быть создана рабочая группа из квалифицированных специалистов и представителей футбольного сообщества Украины, которая придирчиво изучила бы все перспективы и риски проекта, впоследствии представив общественности свои выводы.
 
— На ваш взгляд, приезд условного нальчинського Спартака соберет в Ужгороде аншлаг? И видите ли финансовую выгоду в объединении? Если да, то готов ли инвестор вкладывать в клуб столько, сколько хватило бы, чтобы через год-два повыситься в классе?
 
— Я был бы не против, если бы Ужгород приехали Зенит и Спартак, но на сегодняшний день это только мысли вслух, не более…
 
Петр Иванов: «Клубы к нам не обращались»
 
И.о. генерального директора премьер-лиги не считает проблемой собрать соучредителей лиги.
 
— Петр Павлович, комментируя ситуацию вокруг объединенного чемпионата, в частности, Сергей Палкин и Игорь Суркис апеллируют к ФФУ и премьер-лиге, считая, что эти структуры должны собрать клубы для внутреннего обсуждения ситуации перед поездкой в Москву 18 февраля. Планируется ли премьер-лигой такая встреча?
 
— На сегодняшний день мы ее не планируем, поскольку, в принципе, у нас нет повода. Официально с предложением принять участие в обсуждении по возможному проекту к нам никто не обращался.
 
— Представим, что клубы к вам все же обратятся: это, наверное, не проблема их собрать?
 
— Конечно. Никаких проблем. Но, заметьте, если будет предмет для диалога. На сегодняшний день, мы не являемся инициаторами такого соревнования, соответственно, если мы не инициаторы, не нам и решать организационные вопросы.
 
P.S. На наш вопрос на эту тему пообещал ответить президент Федерации футбола Украины Анатолий Коньков, в то же время автору из достоверных источников стало известно, что со дня на день ФФУ огласит свою официальную позицию по поводу объединения чемпионатов.

Ростислав Буняк, специально для Football.ua