Ирония судьбы: в то время, как вчера днем на донецком РСК «Олимпийский» проходила презентация самого звездного приобретения «Шахтера» последнего времени Кристиано Лукарелли, информагенства разнесли по миру новость о том, что другой, не менее звездный игрок оранжево-черных Франселино Матузалем, самовольно покинувший команду в межсезонье, подписал трехлетний контракт с «Сарагосой».

Сходу в подобное непросто поверить хотя бы потому, что бразилец еще на два года был связан контрактом с «Шахтером». Но, поскольку эта информация появилась и на официальном сайте УЕФА, сложно ставить ее под сомнение. А это означает, что донецкий клуб, до последнего момента не терявший надежды разрешить конфликт с игроком полюбовно, найти какой-то разумный компромисс, теперь может оказаться втянутым в новый виток скандала вокруг лучшего игрока чемпионата Украины-2006/07 (еще одна гримаса ветреницы-фортуны).

Демарш Матузалема, без которого последние три сезона сложно было представить «Шахтер», оказался воистину громом среди ясного неба. По крайней мере, для тех, кто следит за «Шахтером» со стороны и не вхож на кухню команды. Ни высокими гонорарами, ни вниманием руководства клуба, прессы или болельщиков Матузалем явно обделен не был.

И все это он вроде бы отрабатывал на поле, быстро став неформальным лидером в боевых порядках оранжево-черных, а после ухода Анатолия Тимощука - и формальным капитаном команды. Самым «проблемным» бразильцем в «Шахтере» до сих пор считался Элано, не скрывавший своего желания покинуть Донецк, но никак не Матузалем, имевший явное превосходство перед соотечественником, обласканным вниманием главного тренера сборной Бразилии Дунги, по части самоотдачи и профессионализма в матчах за «Шахтер».

Возможно, каких-то страниц из истории трехлетней любви Матузалема и «Шахтера» мы просто не знаем, да и чужая душа - потемки. Только складывается впечатление, что агенты, опекающие бразильца, со знанием дела провели операцию «Матузалем», воспользовавшись некоторым нюансами международного футбольного законодательства.

Вроде бы оно, это законодательство, для игрока, которому еще не исполнилось 25 лет (Матузалему было 24, когда он пришел в «Шахтер») и заключившему долговременный контракт с клубом, предусматривает такую привилегию, как так называемый «защищенный период».

Под него подпадают только первые три года контракта (в случае с Матузалемом они этим летом в аккурат истекли), когда футболист без согласия клуба не имеет права его покинуть ни при каких условиях. Зато дальше - возможны варианты.

Футболист может, сославшись, на какие-то возникшие обстоятельства личного плана, разорвать контракт в одностороннем порядке. Дисквалификация ФИФА, которая ему в таком случае светит, в общем-то, невелика - от 4 до 6 месяцев. Но даже этого наказания, как утверждают специалисты, Матузалем может избежать, если обстоятельства, заставившие его порвать с «Шахтером», дисциплинарной комиссии ФИФА покажутся убедительными. Например, семейные, которые легче всего срежиссировать.

Другое дело, что футболисту с «Сарагосой» никак не избежать солидарной финансовой ответственности перед «Шахтером». Сумма отступных рассчитывается по какой-то очень мудреной формуле, учитывает потери, которые понесет донецкий клуб, в том числе и моральные, и по приблизительным прикидкам адвокатов бразильца может оказаться где-то в районе 8 миллионов долларов. Как известно, именно такую сумму предлагала «Сарагоса» вице-чемпионам Украины за трансфер Матузалема еще до того, как разгорелся весь этот сыр-бор…

Юрий Юрис, «Спорт-Экспресс в Украине»