- Начнем с неприятного: недавно ты получил травму и выбыл примерно на месяц. Как это случилось?
- Во время тренировки, выполняя очередное упражнение, я резко дернул заднюю мышцу. Сразу же остановился и понял: это серьезно. Оказалось, получил надрыв задней поверхности бедра в трех местах.
Как правило, на восстановление после таких травм требуется три-четыре недели. Надеюсь как можно скорее появиться на поле, делаю для этого все возможное. Тренируюсь дважды в день, чтобы побыстрее залечить повреждение и набрать форму. Очень хочу играть в основном составе и помогать команде.
- Только Яннис Христопулос начал тебе доверять, и тут – такая напасть. Обидно?
- Конечно! Я неплохо себя чувствовал, выходил с первых минут и ощущал поддержку со стороны тренера. А затем нежданно-негаданно травмировался… Все это очень не вовремя.
- Кроме тебя, в лазарете Таврии пребывает бразилец Селио. Он вылетел на тот же срок?
- Да, мы должны восстановиться в одно время. Хотя он повредился немного раньше меня. Сейчас мы вместе проходим курс реабилитации: понемногу бегаем, ходим в бассейн, занимаемся в тренажерном зале.
- Есть ли в команде другие травмированные?
- Густав Свенссон, который вылетел около полугода назад. Как и мы, он делает всю необходимую работу, чтобы быстрее восстановиться. О сроках возвращения Густава сказать не могу — нужно спрашивать у докторов.
Христопулос – находка для футболистов
- В чем заключается тренерская философия Янниса Христопулоса?
- С ним очень интересно работать! У Христопулоса свое виденье футбола, которое кардинально отличается от его предшественников. Я уверен, стоит дать ему немного больше времени – и все будет хорошо.
- Яннис кардинально изменил тренировочный процесс?
- Да. Он ввел много новых разнообразных упражнений. Его штаб применяет европейские подходы в организации тренировочного процесса. Мы, в свою очередь, стараемся выполнять все требования тренера и всячески его поддерживаем.
- Христопулос считается спецом в воспитании молодежи. В чем его методы работы отличаются от методов Лужного?
- Главное различие – непосредственно в самой работе с молодыми игроками, а также в манере общении с ними. Своими методами работы Христопулос внушает нам доверие. Яннис – хороший психолог.
Он частенько вызывает игроков на индивидуальные беседы: интересуется нашими делами, вникает в проблемы, что-то подсказывает. Общается на равных со всеми, не выделяя старших, молодых или легионеров. Для него все равны.
Чувствовать доверие тренера – немаловажно для каждого футболиста. Поверьте, это многое дает для личного развития.
- Как игроки обращаются к тренеру? Яннис, товарищ тренер?
- (улыбается) Обычно «коуч». А те, кто могут два-три слова связать на английском, общаются непосредственно с тренером, минуя переводчика.
- Языковой барьер сказывается во время работы?
- Заметно, что тренеру незнание языка немного мешает. Он аж распинается, когда хочет донести слово в слово все свои мысли и требования! Переводчик хорошо исполняет свою работу, но тренер очень хотел бы разговаривать с нами напрямую, чтобы мы его понимали.
- Христопулос русские слова уже знает? Может приложить крепким словцом?
- Нет, нецензурные слова он не употребляет (улыбается). Пока его русский ограничивается базовым набором: «хорошо», «добрый день», «здравствуйте», «как дела».
- Охарактеризуй наставника тремя словами.
- Открытый, коммуникабельный, интеллигентный.
- Новый тренерский штаб имел в распоряжении всего три недели на подготовку команды к новому чемпионату. Хватило ли времени, чтобы донести вам свое видение футбола?
- Действительно, времени было очень мало. Сейчас в отдельных игровых моментах заметно, что нам еще чего-то не хватает. В первую очередь, это касается завершения атак. Таврия на ходу подстраивается под тот футбол, который хочет видеть тренер. Конечно, это тяжелый процесс. На перестройку командной игры потребуется немало времени. Нужно запастись терпением.
"Собрать волю в кулак"
- В текущем сезоне Таврия пока остается единственной командой с нулем в графе «очки». Отсутствие результата давит на ребят?
- Конечно! Очки сейчас нужны как воздух. К сожалению, удача от нас пока отворачивается. Вспомните те опасные моменты, когда мячу уже некуда было деваться, но он упорно не летел в чужие ворота. Это необъяснимо.
Но мы исправим ситуацию. Будем двигаться вперед и делать все, что от нас зависит. Как только наберем первые баллы – станет легче.
- В чем ты видишь основную причину неудачного старта?
- Конкретной причины нет. Все дело в становлении команды.
- Уход Езерского и Гаджиева в межсезонье кардинально ослабил Таврию?
- Езерский – знаковая фигура в украинском футболе, Гаджиев также неплохой исполнитель. Они многое делали для команды. Сейчас для нас каждый игрок на вес золота, и любая потеря ощутима.
- Сказываются ли конфликты, в которых замешана Таврия, на микроклимат внутри коллектива?
- Конечно, наше дело – выходить на поле и не обращать внимания на все околофутбольные проблемы… Но подсознательно клубные неприятности влияют на футболистов. Это все откладывается в голове и отчасти сказывается на результатах.
В столь непростой ситуации нам нужно все-таки откинуть в сторону негатив, собрать волю в кулак и думать только о достижении результата.
- Многие специалисты и представители СМИ уже поставили на Таврии черную метку аутсайдера. Не рано ли?
- Это их работа. Они всегда кого-то выбирают, чтобы потом «похоронить». Не хочу даже комментировать их слова.
Пусть говорят. Игроков это только раззадоривает, добавляет спортивной злости. Наше дело – играть в футбол, а не поддаваться на критические замечания.
- Если отбросить травму, текущий сезон ты начал неплохо: провел два матча в основе, имел моменты и с Зарей, и с Волынью. Почему тебе не удается забить?
- Еще не хватает игр в основе, чтобы пришла окончательная уверенность в собственных силах. Прошлый год выдался сложным, не хватало игровой практики: то я играл, то тренер садил меня на лавку. Думаю, чуть больше стабильности – и меня в голевом плане прорвет!
- Когда забьешь – упадет груз с плеч?
- Однозначно! Я всегда думаю, как забить, но отметиться голом не получается. Надо мной еще довлеет эта тяжесть. Но могу заверить: я стараюсь не покладая рук и с уверенностью смотрю вперед.
В Таврии дедовщины нет!
- Матч с Говерлой ты смотрел вместе с фанатами. Как ощущения?
- Накануне этой игры меня пригласили в 9-й сектор. Поначалу немного опасался, ведь результаты Таврии болельщиков явно не радуют. Но все прошло отлично. Находясь на матче, я прочувствовал, как ребята за нас болеют, как они рвут глотки на трибунах, переживая за клуб и поддерживая его в любой ситуации.
Мне было очень приятно это видеть, ведь Таврия сейчас переживает не лучшие времена. На секторе я не услышал ни одного плохого слова по поводу нашей игры. Фанаты понимают, в какой ситуации мы сейчас находимся. Они подходят и говорят: «Мы будем болеть за вас до конца и поддерживать в любую минуту!». Поверьте, это очень вдохновляет.
- Фанатские заряды выучил?
- (смеется) Еще не все. Было очень много песен, в том числе новых. Так что мне есть к чему стремиться.
- Если позовут – пойдешь снова?
- Конечно!
- Реализуй Назаренко свой убойный момент в начале второго тайма – и результат в матче с Говерлой был бы иным?
- Этот момент мог переломить ход встречи. Мы все взялись за голову, когда Назаренко не забил! Он очень опытный игрок, старается вести за собой команду. Как я говорил выше, нам не хватает удачи в завершении созданных моментов. Так и здесь: Серега делал все правильно, обводил вратаря и целился в угол. Но малость не хватило.
- Играть в одной команде с такими легендарными зубрами — Калиниченко, Назаренко и уже ушедшим Езерским — помогает молодым игрокам в индивидуальном росте?
- С первых дней в Таврии для меня было большой честью находиться с ними вместе. Поначалу даже не верилось, что я играю бок-о-бок с такими футболистами!
Работа с ними придает сил, дает стимул к росту и дальнейшим свершениям. Смотришь на того же Назаренко или Калиниченко, и многому учишься, перенимаешь технические элементы, черпаешь игровую мудрость. Заставляешь себя работать еще больше, чтобы достичь их уровня.
- Они вас сильно гоняют?
- Нет, дедовщина в Таврии отсутствует (улыбается). Они хорошо к нам относятся, никакой пиханины. Всегда нам подсказывают, а мы слушаем.
- Какие традиции бытуют в симферопольской команде?
- Каких-то конкретных традиций у нас нет. При желании – проводим друг с другом свободное время. Я на свой день рождения собрал всю команду вместе с женами. Мы отлично отпраздновали, был очень рад всех видеть. Такие моменты делают коллектив более сплоченным.
- Твое любимое место для отдыха в Крыму?
- Мы с моей женой Аней много где побывали: Ялта, Алушта, Евпатория, все побережье объездили. В Евпатории есть любимое местечко – уютный пляж возле одной из местных гостиниц. Мы всегда туда заглядываем. Я люблю тихий и спокойный отдых в семейном кругу. После матчей выезжаю с женой на море. Поплаваю, позагораю – и силы сразу восстанавливаются.
- Первенца еще не планируете?
- Как Бог пошлет, так и будет! (улыбается).
"Мы должны стать одним целым!"
- Недавно прошла годовщина твоему дяде Яношу Габовде – легендарному советскому футболисту, обладателю Кубка СССР в составе Карпат… Как в твоей семье чтут его память?
- Когда я был поменьше и учился во львовском спорт-интернате, мы совместно с тренерами проводили турнир в честь дяди Яноша. Потом эта традиция подзабылась.
Мне бы очень хотелось в ближайшем будущем ее возродить. Ведь остались еще люди, играющие с Яношем Габовдой в одной команде, во Львове и Мукачево живет много друзей-ветеранов. Я постараюсь уже в следующем году собрать их вместе и провести хороший памятный турнир в честь дяди.
- Напоследок — о календаре Таврии. В Севастополь едете только за победой?
- Сто процентов! Побеждать нужно кровь из носу. Отступать уже некуда.
- Далее на очереди – встречи с грандами. Шансы Таврии в матчах против Шахтера и Динамо будут базироваться, в первую очередь, на самоотдаче?
- Однозначно. Я уверен, что самоотдача и желание будут на наивысшем уровне. Таврия в этой ситуации — темная лошадка. Конечно, все ставят на грандов, но мы не ударим в грязь лицом и дадим бой. Нужно собраться с силами и побороться в этих матчах за очки. Нам терять нечего.
Хочу обратиться к нашим болельщикам: поддержите нас в трудную минуту! Поймите: мы выкладываемся на поле на полную. Не бывает такого, что мы выходим и не хотим играть, не хотим бегать или не хотим бороться.
Нам очень нужна ваша поддержка и взаимопонимание. Мы должны стать одним целым. Я уверен: тогда придет результат и мы вместе выйдем из тяжелой ситуации!
Роман Клименко, Football.ua