"Проблема плохого контроля мяча существует, но мы не проводили меньше 90 атак за матч"

- Главный тренер Шахтера в похожей, но намного лучшей финансовой ситуации клуба, жаловался, что чемпионат искусственный, и тяжело играть на выезде. Заря же в подобных условиях добилась лучшего результата в своей истории. Так был ли искусственным чемпионат, на ваш взгляд?

- Не могу комментировать слова Мистера, у него есть свое виденье ситуации и право на это. А что касается нашей команды, то как бы там ни было, а в истории украинских чемпионатов, этот сезон стал лучшим для Зари. Мы заняли очень высокое четвертое место несмотря ни на что. А, поверьте, у нас очень много проблем, и мы ведь тоже все матчи проводили на выезде. Но я считаю, что все проблемы наоборот сплотили команду, и я видел, что ребята работали с одной мыслью – занять то место, которое позволит нам опять сыграть в Лиге Европы.
 
- Выходит, и с трудностями бытового и финансового плана можно справиться без ущерба качества футбола и результата?

- Это возможно раз, максимум – два. Но если постоянно играть в таких условиях, то это невозможно. Это я говорю вам, как тренер. Сейчас нам все удалось, наверное, благодаря тому, что команда, которая создавалась на протяжении трех лет, была настолько сплочена и дружна. Я и в прошлом году говорил, что действительно подобрался коллектив единомышленников. Думаю, этот успех – заслуга ребят. Тренерскому штабу, генеральному директору и президенту удалось достучаться до футболистов, и они выходили на поле и бились, несмотря ни на что. Я горжусь своими игроками. Они вели себя, как настоящие профессионалы и мужчины.

- Заря больше 50% своих голов в чемпионате, а именно 21 мяч, и это больше других в чемпионате, забила со стандартов (9 – после штрафных ударов, 8 – после угловых, 1 – после аута, 3 – с пенальти). Действительно ли большинство этих голов – наигранные, а не спонтанны? И другая сторона медали – не самое большое количество голов с игры.

- Мы достаточно много уделяем внимания стандартам, и все эти голы точно не спонтанны. Если обобщить время работы недельного цикла, то минимум два дня мы посвящаем стандартным положениям. К тому же, и в прошлом сезоне мы много работали над этим компонентом и немало забили после стандартов. Так что я абсолютно уверен, что эти показатели – плоды нашей работы, а не спонтанность. Ребята досконально знают, в какие точки кому нужно бежать. Плюс, важный момент: есть футболисты, которые могут качественно исполнить эти стандарты и габаритные игроки, которые хорошо играют на втором этаже, и это важно.

Что касается голов из игры, да – их хотелось бы больше, но для этого нам не хватает качественных позиционных атак. Скоростные футболисты, которые есть в команде, больше предрасположены к быстрым переходам в атаку. На сборах мы будем работать над устранением недостатков.

- Но есть еще один показатель: 15 голов (48%) Заря пропустила тоже после стандартов! Как это можно объяснить – у чужих ворот – красавцы, у своих – столько проблем после стандартов?

- Большинство этих мячей мы пропустили еще в первой части чемпионата. Тренерский штаб внес определенные поправки во время зимней паузы. А именно – мы перестроились в обороне. Если раньше при стандартах у наших ворот мы играли персонально один в один, то после зимы сделали зонно-смешанную оборону, скажем так: часть игроков действует персонально с соперниками, а некоторые футболисты стоят в конкретных зонах и отвечают за них. Конечно, есть еще над чем работать и в этом компоненте, но во второй части чемпионата мы пропустили после стандартов всего несколько голов.

- В чемпионате меньше Зари мяч контролировала только Говерла (в среднем – 22,16 против 21,08 минут за матч). Но при этом у Зари лучшая скорость атакующих действий в чемпионате, один из лучших показателей по количеству атак, передач в штрафную площадь соперника. Эти показатели характеризуют стиль игры вашей команды – быстрый переход в атаку, минимум поперечных передач, много длинных пасов, борьбы вверху?

- Совершенно верно. Объясню, почему так. Каждый тренер подбирает стиль игры своей команды, исходя из подбора футболистов. На мой взгляд, если в команде есть много быстрых исполнителей, которые не особо любят обороняться и не лучшим образом работают в отборе, то, конечно, приходится строить игру таким образом, чтобы после отбора мы как можно быстрее переходили в атаку, используя скоростные качества наших футболистов. Плюс, у нас есть неплохие дриблеры, которые могут не только убежать, но и обыгрывать соперников один в один, а для создания таких игровых ситуаций нужно не дать оппонентам успеть перестроиться в защите.

Но да – проблема плохого контроля мяча существует. Хочется, чтобы команда держала мяч лучше. Но поверьте – как только начинаем пытаться контролировать подолгу мяч, сразу же начинаются необоснованные потери, при том, что не все футболисты любят и умеют отбирать мяч. Поэтому мы и пропустили 31 гол. Контролю мяча на летних сборах будет уделяться особое внимание. Но вы правильно подметили и тот факт, что мы меньше 90 атак за матч ни разу не проводили.

- Как бы вам хотелось, чтоб играла ваша команда в идеале, если бы вы имели возможность, например, покупать футболистов?

- Она точно контролировала бы мяч больше, потому что мне очень импонируют команды, которые умеют это делать. Но не ради контроля, а так, как играет, например, киевское Динамо, игра которого мне очень нравится – у них хороший контроль мяча (кстати говоря, по этому показателю Динамо превзошло всех в чемпионате, даже Шахтер – прим. Ан.В.), но в то же время – быстрый переход в атаку. Плюс – длинные передачи в центральную зону атаки, куда очень качественно врываются игроки средней линии: тот же Буяльский, Рыбалка, Бельханда, Сидорчук, которые играют из глубины. Если посмотреть игру Баварии или Барселоны, то, конечно, она мне импонирует тоже. Но под такую модель игры нужны исполнители, а их у нас нет. Но зато есть очень хороший и быстрый переход в атаку, что, на мой взгляд, является главной составляющей нашего успеха.

- Обращает на себя внимание тот факт, что Заря – одна из лучших в единоборствах в целом, лучшая – на втором этаже, выигрывает больше половины единоборств в атаке. Означает ли это некую привязанность к форварду с типажом Будковского? Или, может, такого игрока вам не хватает для тактического разнообразия?

- У нас был форвард другого плана еще год назад, когда у нас очень неплохо получалось с Боли на острие.

- Но назвать его маленьким нападающим тяжело – 181 см, физическая мощь…

- Филипп делает очень большой объем работы. Боли столько не бегал, но он был форвардом, который может решит эпизод: и убежать, и обыграть, и забить, но борьбы много он не создавал. Сейчас же ситуация такая, что у нас просто нет возможности пригласить в команду форварда подобного типажа и класса. Поэтому мы исходим из того, что у нас есть Будковский – нападающий с хорошими физическими данными, которые нужно использовать с пользой для команды. Естественно, мы используем много длинных передач, понимая, что это конек Филиппа – он может побороться, зацепиться, скинуть мяч партнеру. Тем самым, подстраиваем под Филиппа наших атакующих футболистов, которые ниже его – в основном, чтобы они подбирали эти мячи. Но если будет нападающий другого плана, он бы нам тоже не помешал, ведь можно варьировать тактику даже во время игры.

"Спад Малиновского связан с переоценкой Руслана своих же возможностей"

- Как будет выглядеть Заря в следующем сезоне кадрово? Возможны ли революционные изменения?

- Все возможно. Вот, например, Караваев и Малышев поедут на сборы с Шахтером, и как будет дальше – не знаю. Как тренеру, мне бы хотелось, чтобы они остались у нас, но, с другой стороны, если они сделают шаг вперед и заиграют в Шахтере, я буду просто счастлив, как бы тяжело не было при этом Заре. Кроме этих футболистов, возможны еще потери. Работам над тем, чтобы сохранить состав.

- Ситуация с отъездом Малышева и Караваева идентичная с зимним отъездом Малышева и Малиновского на сборы, то есть никаких договоренностей о том, что футболисты точно вернутся в Зарю, с Шахтером нет?

- Пока не могу ответить на этот вопрос, потому что наш генеральный директор ведет соответствующие переговоры. Насколько я знаю, ребята сами горят желанием вернуться, если что-то не получится в Шахтере по итогам сборов. В Лиге Европы они тоже могут себя проявить.

- Вы удивлены, что Шахтер не позвал на сборы Малиновского?

- На мой субъективный взгляд, Руслан не настолько ярко провел вторую часть чемпионата, чтобы получить приглашение Шахтера.

- С чем был связан этот спад в его игре?

- Думаю, с переоценкой Руслана своих же возможностей. Где-то была недоработка, только так.

- Предполагаю, у вас был разговор с игроком на эту тему.

- Был очень серьезный разговор, причем, я не однократно с ним беседовал о том, что если он не изменит свое отношение к тренировочному процессу, то ему тяжело будет вернуться даже на тот уровень, на котором он находился в конце первой части сезона, не говоря уже о чем-то большем. Надеюсь, он умный парень и поймет, что работать надо намного больше и старательней. У него начался подъем после двух забитых мячей Фейенорду, потом обыгрываем Олимпик 5:1 в конце зимы, он забил гол, отдал две голевые передачи – вообще все хорошо шло, плюс – еще и вызов в сборную. И здесь, видимо, он где-то не справился со своими эмоциями. Мне так кажется, была переоценка своих возможностей.

- Грицай уже отыграл свое на наивысшем уровне в виду возраста, поэтому с ним не был продлен контракт?

- Я не вправе так категорично говорить, и никогда не скажу, что ему пора заканчивать. Я считаю, что Саше еще по силам поиграть, но раз мы уже приняли это решение, то будем ему следовать. Одно могу сказать – я очень благодарен Грицаю за то время, которое он провел в нашей команде. Когда мы его приглашали три года назад, у него возраст тоже был уже не детский, никто не верил, что выйдет что-то хорошее, но Саша за эти годы показал очень высокий уровень футбола и профессионализма.

- Максим Белый покидает команду тоже?

- У него закончился контракт. Ему было предложено подписать новое соглашение. Он сказал "хорошо, я подумаю", и, так ничего и не сказав, ушел в отпуск. Считаю, это было несколько некорректно с его стороны – он должен был предупредить и сказать, например, что ему нужно время, что, возможно, у него будут варианты получше, поэтому он пока не будет подписывать новый контракт. Я был бы только рад, если бы он нашел для себя лучший вариант продолжения карьеры, а если бы не нашел – мы ждали бы его в Заре. Но человек решил ничего не говорить. Это его право. И все равно – даже в этой ситуации я желаю ему найти достойную команду.

- Что, если он позвонит вам завтра и скажет, что готов подписать новый контракт?

- Не вопрос. Всегда есть возможность об этом говорить, я никаких проблем не вижу.

"Заслуживает ли Пилявский приглашения в Шахтер? Каждый из наших футболистов после такого сезона заслуживает приглашения топ-клубов"

- У Виталия Вернидуба тоже заканчивается контракт с клубом?

- У него еще полгода контракта.

- Что тоже дает повод спрашивать: что дальше?

- Он уже достаточно взрослый парень. И я считаю, если у него будет достойное предложение, то нужно отпускать человека. Футбольная жизнь скоротечна, поэтому он должен получить шанс поиграть где-то на высшем уровне и сделать себе задел на будущее. Руководители Зари думают так же.

- Кто еще покинет команду наверняка? Есть футболисты, которые вам не нужны?

- Все остальные пока у нас остаются. Но опять же – можем еще кого-то потерять. Вот тот же Сантини – у него закончился контракт, мы ему предложили новый. И он согласился, но попросил – если ему подвернется вариант получше, то мы не должны препятствовать его уходу. И мы ответили ему: "хорошо, ни в коем случае мешать не будем", хотя он уже практически подписал новое соглашение с клубом.

- Раз уж вы заговорили о вратарях: нет ли перебора у Зари в этой позиции?

- Нет, я так не считаю. У нас есть на данный момент четыре вратаря: Сантини, Шевченко, Левченко, Полтавцев – это нормальное количество, ведь возможны и травмы, и другие проблемы. Я на всех рассчитываю и верю в каждого из них.

- Заря будет рассматривать вопрос с привлечением Худжамова?

- У нас достаточное количество голкиперов, поэтому не вижу смысла брать кого-то еще, кроме вышеупомянутой четверки.

- Правда ли, что Шахтер проявляет интерес к Пилявскому?

- Вопрос не ко мне, его лучше задать нашим руководителям или агентам футболиста. Но вообще-то, прочитать в интернете можно все, что угодно. Но, как правило, почему-то процентов 90 оказывается в итоге неправдой.

- Он заслуживает приглашения топ-клуба?

- Я считаю, что каждый из наших футболистов после такого сезона заслуживает приглашения топ-клубов, и никто в них не затерялся бы.

- Показатели Любеновича с его восемью голами и шестью голевыми передачами – это приятный сюрприз для вас?

- Нет. Любенович – очень квалифицированный футболист. И он только подтвердил своими показателями то, что в паспорт смотреть не нужно. Его игра, особенно во втором круге, подтвердила и то, что он находится в прекрасной форме, а его мячи очень помогали нам побеждать. Я очень рад за Желько.

- На каком этапе чемпионата вы поняли, что с этим футболистом нужно продлевать контракт? Например, зимой вы сомневались в этом?

- Не сомневался ни на йоту. Просто мы стараемся не делать длительных контрактов с ребятами, которым за 30. Я не вижу в этом смысла, считаю, что, подписывая соглашения на год, такие футболисты не будут останавливаться, потому что подпиши с ними контракт, например, на 3 года, человек может решить, что ему уже ничего не надо. Так что лучше год – тогда человек понимает, что нужно работать, чтобы заслужить новый контракт.

- На какие позиции вы будете искать футболистов?

- Однозначно хотелось бы нападающего, потому что у нас только один Будковский. Дальше – исходя из потерь. Если уйдут Малышев и Караваев, то хотелось бы пригласить игроков на их позиции. Если будут потери в центре защиты, то нужны будут исполнители этого амплуа.

«Лозинский? У меня просто мозг разрывается от поведения этого человека!»

- У вас есть стопроцентная гарантия, что Заря будет играть в Лиге Европы, даже если не рассчитается до старта евросезона со своим экс-футболистом, Лозинским?

- Есть. Сто процентов. Могу объяснить ситуацию с Лозинским. На данный момент клуб не может рассчитаться с ним одной выплатой всей суммы сразу. Но я не понимаю логику поведения того же Лозинского и его представителя. Мы предложили ему рассчитаться полностью, но поэтапно, а человек не хочет, отказывается. Он хочет все и сразу. Это нормально, как вы считаете? Это человек, который пришел в команду с травмой, обманув всех и сыграв всего четыре матча за Зарю. А сейчас он обманывает себя. Когда в стране такое происходит, он хочет получить все деньги сразу. Когда в его возрасте ребята находятся… вы знаете где и сражаются, человек просто на ровном месте хочет срубить деньги. У меня просто мозг разрывается от поведения этого человека! Почему ему не брать деньги частями, каждый месяц?! А вдруг Заря завтра перестанет существовать? Так он тогда вообще ничего не получит. И где логика такого его поведения? Он обманул всех, ничего не сыграл и ничего не показал в Заре, а теперь требует такие огромные деньги сразу, и отказывается брать частями. Ему вообще не стыдно?

- Вы говорите о логике, человечности, но есть еще закон. УЕФА же может потребовать, чтобы для участия в Лиге Европы задолженность перед Лозинским была закрыта?

- А мы рассчитываемся! Мы открыли ему специальный счет, куда каждый месяц кладем деньги, но он отказывается их брать. И это все оформлено официально. Так Заря не хочет выплачивать, или человек не хочет получать эти деньги?

- В общем, вы уверенны, что проблем с аттестацией Зари на Лигу Европы не будет?

- Уверен, что это не проблема. Проблема – в Жене. Пользуясь случаем, хочу передать ему, чтобы он совладал с разумом, и поступал, как настоящий человек. А если он будет идти по другому пути, поверьте, эти деньги тоже ему добра не принесут. Деньги, которые ты не заработал честно, радости на самом деле не приносят. Это мое личное мнение.

- Вы недавно встречались с президентом. Вопрос стоял о существовании клуба или о том, в каком виде будет дальше существовать Заря?

- В той ситуации, в которой мы находимся, ставить какие-то рамки существования очень тяжело. Главное – президент сказал, что клуб будет жить, а существующие долги потихоньку будут погашаться. Команда это понимает. Нужно потерпеть.

- Бюджет и зарплаты футболистов будут урезаны?

- Вы знаете, вообще-то, все может быть, но пока что в этом плане все нормально.

Беседовал Анатолий Волков, Football.ua