- Игорь Михайлович, первыми "пострадавшими" стали ветераны Валентин Белькевич и Сергей Федоров. Они не в обиде на вас?

 - Никаких обид быть не должно. Ребята отдали Динамо лучшие годы, и мы это ценим. Белькевичу удалась блистательная карьера, долгое время он был мозгом команды. Федорову было сложнее проявить себя из-за того, что его постоянно преследовали травмы. В свое время Сергей был одним из сильнейших персональщиков в стране. Белькевич, помимо прочего, проявил себя патриотом клуба. В его лучшие годы им интересовались итальянские Фиорентина и Сампдория, а Ринат Ахметов в 2001-м году предлагал за Валентина $8 млн. – очень серьезные по тем временам деньги. Но я никогда не пытался зарабатывать на игроках, потому и не продал его Ахметову. Кроме того, сам Белькевич всегда хотел быть в Динамо. По сути, он наш футболист, хоть и белорус. Знаю, что он подал документы на оформление украинского гражданства. С ним очень тяжело расставаться, хотя за проведенные в клубе 11 лет бывало всякое – в том числе и нарушения режима. Я ему лично сказал: «Ты грамотный парень, заканчивай школу тренеров, и мы найдем тебе место в клубе как тренеру». Я сторонник сохранения легендарных игроков Динамо для клуба, ведь мы ели один хлеб, делали одно дело.

 - Последнее поражение Динамо от Спортинга вызвало шквал критики игроков со стороны Олега Лужного.

 - Это случилось из-за грубейших ошибок динамовцев в Лиссабоне. Олег – максималист, не умеющий проигрывать. Он никому не уступал на футбольном поле как игрок, не хочет и не будет этого делать как тренер. Лужному за короткий срок удалось сделать то, чего никому в Динамо не удавалось в последнее время: поставить организацию игры, как в лучшие для команды времена. А ведь она разбалансирована из-за тренерской чехарды. Ну куда это годится: один заболел, другой ушел… Но самое главное: Лужному удалось показать, что у нас есть талантливая молодежь – тот же Кравец. А это говорит о том, что некачественная работа Йожефа Сабо и Леонида Буряка, которые отвечали за селекцию, просто не давала молодым ребятам вписаться в состав.

 - Лужный давно и много говорит, что более половины команды не соответствует уровню Динамо.

 - Чистка состава только началась. Будем выставлять игроков на трансфер. Если никто не захочет их взять, тогда придется что-то решать. Я вызову их к себе и спрошу, какой мне смысл платить вам такую бешеную зарплату, если вы никому не нужны? Думаю, мы найдем общее решение.

 - Давненько такого не было, чтобы динамовцами Киева не интересовались…


 - Точно. А ведь в конце 90-х годов я прятал предложения от других клубов. Тогда не было этого обилия агентов, сливающих информацию об интересе к игроку в СМИ. Хотели купить не только Шевченко или Реброва, но и Косовского, Головко, Хацкевича… Любого футболиста основного состава мы могли выгодно продать, но не делали этого ради сохранения команды. Потом мы все же продали Шевченко, Реброва, Максимова, и продали за хорошие деньги. Но сейчас уже никто не вспоминает, что до этого Суркис потратил в 15 раз больше на клубную инфраструктуру. Кстати, могу сказать, что даже сейчас, несмотря на провалы Динамо в Лиге чемпионов, на некоторых игроков клуба есть спрос, и они действительно могут усилить другие команды в это межсезонье.

 - Вот и капитан Динамо Сергей Ребров не согласен с Олегом Лужным в оценке игроков.

 - Ребров подсознательно хочет защитить своих коллег, но при этом не может оценить свои возможности трезво. Категории «я могу» и «я мог», к сожалению, не всегда совпадают. Моя ошибка в том, что я не назначил Лужного главным еще летом. Тогда сорвался вариант с Жераром Улье, с которым уже был подписан контракт, и я не рискнул поставить на Лужного. А если бы рискнул, за полгода он бы успел продемонстрировать, готов ли быть главным тренером уже сейчас.

 - Игроки не подходят Лужному, а тренировать команду в будущем году будет Юрий Семин.

 - Основная часть кардинальной чистки пройдет после израильского сбора и Кубка первого канала. Никакого «черного» списка у Лужного нет. Просто он видит, кто нужен команде, а кто нет. В Арсенале он подробно изучил принцип отбора игроков, применяемый Арсеном Венгером, поэтому ему проще распознавать недостатки. По тем, кого мы уже убрали, это было общее решение Семина и Лужного. В Лиссабоне Лужный не занимался критиканством футболистов. Три года назад мы этот Спортинг вынесли бы вперед ногами в обоих матчах. Почему? Потому что тогда команда еще шла по накату, оставшемуся после Лобановского. Те, кто пришел ему на смену, думали, что так будет продолжаться всегда. Можно, расслабившись, ходить с конспектом Валерия Васильевича под мышкой и побеждать. А на то, чтобы грамотно использовать наследие мэтра, у этих людей не хватило ни тренерской мысли, ни элементарной фантазии. Лобановского нужно держать в сердце, а конспекты его положить на полку. Если человек скучает по Лобановскому, то он идет к нему на кладбище. Я, например, бываю там почти каждую неделю. Но почему-то не встречаю там тех, кто больше всех о нем кричит.

 - Устраивая встряску состава, вы серьезно рискуете «пролететь» мимо Лиги чемпионов. Вас это не смущает?

 - Лучше пропустить ближайшую Лигу чемпионов и создать за два года команду, которая будет давать результат в Европе 7–8 лет. В нашей стране мало людей, у кого все гладко. Тот же Ахметов потратил больше $100 млн. в пустоту. Да, Шахтер набрал 6 очков, но вы думаете Ринату от этого легче? Результат-то на выходе получился не лучше, чем раньше. А из Днепра и Металлиста вообще героев делают только из-за того, что они начали бороться за призовые места. Да они давным-давно должны были к лидерам подтянуться. Их владельцы – богатые люди.

 - Неудача за неудачей не лишили вас веры в собственные силы?

 - Никому не хочется ощущать себя неудачником. Я мог бы уйти с поста президента клуба и назначить на эту должность кого-то другого. Но я буду нести свою ношу до конца. И я гарантирую, что создам команду, за которую никому не будет стыдно. Ее основой я хочу видеть футболистов, понимающих и знающих историю клуба, которые бы бились за него, радовались и сопереживали, и национальность игроков для меня не имеет значения. Если мы хотим больших побед – без хороших легионеров не обойтись. Но основой будущего Динамо станут украинцы, такие как Артем Кравец.