— Когда представители Стали впервые связались с вами и предложили возглавить команду?

— Это было всего пару дней назад. Я прибыл в Украину 12 января и обговорил все с руководством детали. В тот день он сказал, что хотел бы видеть меня главным тренером Стали.

— Изначально о Вашем назначении в днепродзержинский клуб стало известно из интернета, где в одной из социальных сетей в вашем профиле было отмечено: "Новое место работы — ФК Сталь"…

— Не знаю, но все может быть. Я старомоден, у меня нет профиля ни в Facebook, ни в остальных соц. сетях. Я даже не видел того, о чем вы мне говорите. Может, кто-то это сделал за меня.

— Какого были мнения об украинском футболе, когда приняли решение возглавить клуб?

— Не секрет, что я почти полтора года проработал в Украине в донецком Металлурге. Я видел много матчей различных команд. В основном дублей и юношеских. Ну и все домашние матчи Металлурга в Премьер-лиге. Так что с украинским футболом я знаком.

Когда же начался хаос на Донбассе, очень многие игроки и тренеры уехали оттуда. Тем не менее, должен признать, что в футбол в стране остался на высоком уровне. Достаточно вспомнить о том, что сборная Украины пробилась на Евро-2016, в то время как Голландия — нет. Вот вам и пример.

— Что-то знали о Стали и об инфраструктуре клуба?

— Только по слухам и разговорам. Я не видел стадиона, не знаю, где будем играть домашние матчи… Знаю, что другая инфраструктура клуба находится в плохом состоянии, и сейчас у клуба нет почти ничего.

Но все будет новым, я в этом уверен. Должно пройти определенное время, чтобы понять, как все складывается. На данный момент самым главным для меня является изучение игроков, разработка тактики и стратегии, а дальше уже будет видно.

— Сейчас Вы сами сказали, что у клуба есть масса проблем. Почему же согласились возглавить Сталь?

— Я вовсе не ухожу от проблем, их можно решать. Хорошо знаю нашего президента Вардана Исраеляна и доверяю ему. Он всегда держит свое слово и выполняет обещания. Он объяснил мне ситуацию, поэтому я знаю, куда пришел. Мое решение — расти и развиваться вместе с клубом. Возможно, начать с нуля и все построить. Это моя цель.

— На какой срок рассчитан Ваш контракт?

— На полтора года. Но я надеюсь, что задержусь на дольше.

— Не секрет, что Сталь не может найти общий язык с Владимиром Мазяром, который тренировал команду до вас. Насколько нам известно, у него есть действующий контракт еще на полтора года. Вам что-то известно об этой ситуации?

— Послушайте, я ничего не знаю о другом тренере. Если у него есть контракт, то, уверен, стороны смогут договориться по всем вопросам. Мы с Мазяром тренеры, коллеги. Надеюсь, что все будет хорошо. Но что касается данного вопроса, то это не те вещи, которые волнуют меня, как наставника Стали.

— Уровень Ваших нынешних футболистов вам известен?

— За последние несколько дней я просматривал видеозаписи поединков, поэтому приблизительную картину по игрокам и команде уже успел сформировать. Но все же я хочу привить Стали свою собственную философию. Как мы будем вести себя на поле, как будет работать команда. Сейчас у меня будет еще несколько дней, чтобы познакомиться с игроками поближе, а затем мы отправимся на сборы. В Турции нам предстоит огромный объем работы. Я объясню игрокам, чего ожидаю от них и чего, в свою очередь, они могут ждать от меня.

— Какое главное направление в Вашей философии?

— Номером один должен быть клуб. Ни я, ни кто-либо другой — клуб. Это самое важное. Затем — команда. А уже потом — каждый футболист индивидуально. Да, у нас собраны не лучшие игроки из Украины, но и далеко не худшие. На мой взгляд, мы находимся где-то посредине.

— Какой игровой стиль Вы хотите привить Стали?

— Я очень хочу, чтобы мы играли в реалистичный футбол. На данный момент я не скажу вам что-то более конкретное, ведь еще попросту не знаю своих игроков. Я видел несколько матчей, где ребята старались играть от обороны, выжидали, располагались вдесятером на своей половине поля.

Возможно, ранее это был подходящий вариант тактики. В Турции я смогу проанализировать, что мы имеем на сегодняшний день. Если, например, я хочу играть в атакующий футбол, но у меня для этого просто нет подходящих футболистов, то и не смогу совершить задуманное. Поэтому нужно все изучить и здорово проанализировать.

— Исходя из сложившейся ситуации в Украине, многие клубы делают ставку на молодежь. Рассматриваете такой вариант?

— То, что в клубах делают упор на молодежь, является результатом финансовых проблем. Понятно, что если нет денег на покупку игроков, то нет иного выхода, кроме как обращаться к своим воспитанникам. Поэтому я и пригласил в помощники Эгише Меликяна, который ранее работал в команде U-19 и в донецком Металлурге. Я его обучал, поэтому он понимает, чего именно хочу. В Стали и первая команда, и «дубль», и юниоры будут играть по одной системе. Поэтому если мне потребуется кто-то из молодых футболистов, он уже будет осведомлен в моих требованиях и остальном.

Я люблю работать с молодыми ребятами, наблюдать за тем, как они растут и развиваются, становятся сильными игроками. Выращивая собственных воспитанников, ты знаешь их не только как футболистов, но и хорошо осведомлен в их человеческих качествах. Но молодежь нужно не только тренировать. Важно привить понимание, что такое — быть настоящим футболистом. Как правильно питаться, как себя вести и что делать, чтобы называться профессиональным футболистом. Мы должны их учить этому.

— В Ваш тренерский штаб уже вошел Егише Меликян. Кто еще будет вам помогать?

— Кроме Егише остается нынешний тренер вратарей и тренер по физподготовке. Я взял Меликяна ассистентом, потому что хорошо знаю его со времен донецкого Металлурга и доверяю ему настолько, чтобы он сразу стал первым помощником. Что касается остального персонала, то пока ничего не могу сказать. Люди из клуба приезжали вчера, приезжают сегодня, мы будем встречаться и разговаривать.

— Вы не хотели пригласить в тренерский штаб кого-то из Голландии?

— Возможно, но я хорошо понимаю ситуацию в клубе. Да, я могу сказать «хочу видеть ассистента из Голландии», но понимаю, что Сталь не может располагать финансами для этого. Но ничего страшного, мы будем работать с местными специалистами и вместе идти к успеху.

— На Ваш взгляд, насколько Сталь нуждается в обновлении и усилении?

— Скажем так, нам нужно несколько новых игроков.

— Будете просматривать и подписывать их уже на сборах в Турции?

— Да, на сборы в Турции приедут некоторые футболисты. Это могут быть, как и украинцы, так и легионеры. Мы нуждаемся в усилении, и я предпочитаю, чтобы это были украинские футболисты, но только по-настоящему квалифицированные футболисты. Если таких не найдется в нужном количестве, придется искать легионеров.

— Только свободных агентов, или с возможностью полноценной покупки?

— Пока не знаю, будем смотреть. Если можно взять хорошего игрока на «свободном рынке», конечно же, мы этим воспользуемся. Но если нам понравится футболист другой команды, рассмотрим все возможности его купить.

— Вы уже обсуждали с руководством задачи Стали на весеннюю часть сезона?

— Сейчас команда находится на девятом месте, и задача стоит не опуститься ниже, а по возможности — подняться как можно выше. Если Сталь закончит сезон ниже девятой позиции, это не утешит меня и мои перспективы в Стали (смеется).

— Нет мыслей сразу замахнуться на Лигу Европы?

— Надо быть реалистами и понимать, что сейчас Стали не по силам такой рывок. Во-первых — у нас нет большого бюджета для таких целей, во-вторых — нет нужных игроков, чтобы сразу добыть путевку в еврокубки. Поэтому это будет чудо, если мы пробьемся в Лигу Европы этой весной. Но мы хотим расти и ставить перед собой такие цели.

— Чтобы Вы хотели добиться со Сталью в идеале?

— Мне хочется, чтобы люди всегда узнавали Сталь по стилю ее игры. Чтобы когда болельщик взглянет на поле, но не будет знать названия участников, он сразу скажет — "Эй, это же Сталь!". Мы хотим сделать так, чтобы команда имела свои отличия, а ее футбол был признан. Я хочу видеть от своих футболистов агрессию и конкретные действия. Чтобы не было длинных подготовок к атаке и тягучих заготовок. Я люблю футбол, где команды по доброму дерутся и показывают динамику. И мне будет очень приятно, ели человек, включив телевизор, сразу скажет: "О, без вывески вижу, что играет Сталь" (улыбается). Это и есть признание моей работы.

— Кто из Ваших воспитанников академии Металлурга сейчас дорос до уровня Премьер-лиги?

— В первую очередь назову хавбека Марьяна Мысыка. Я помню его совсем юным, когда его впервые привлекли в команду U-19… Но сейчас он здорово вырос и по праву находится в первой команде Стали. Также мне нравится полузащитник Артем Клак, который сейчас пребывает в дубле.

— Вы уже просматривали игры U-19 и U-21?

— Да, особо наблюдал за U-19, и меня впечатляет нынешний коллектив. Радует, насколько много талантов есть у Стали, которые через пару лет могут принести пользу первой команде. Уже сейчас мы кого-то возьмем на сборы, и весной будем давать шанс молодежи. Ведь за 10 оставшихся матчей мы не добьемся глобальных изменений — это невозможно. Поэтому будем потихоньку строить новую команду и с оптимизмом смотреть в будущее.