Форвард Шахтера Эдуардо в эксклюзивном интервью для Football.ua проанализировал уровень современной команды Мирчи Луческу, а также рассказал о своих нынешних задачах и ситуации в клубе.
– Шахтер уже второй год подряд для подготовки к весне отправляется в турне. Какое ваше отношение к такому формату подготовки по сравнению с традиционными сборами?
– На самом деле, в прошлом году мне, к сожалению, не удалось побывать вместе с Шахтером, но появилась возможность сыграть против. И это было хорошо: как для меня, так и для команды. В этом году мы приехали в США, и для меня это в первый раз, когда я провожу подготовку к своему чемпионату на другом континенте. Это хорошо: мы узнаем другие страны, как они работают, какие здесь структуры, какие люди. Это очень полезно для нас.
– Как считаешь, Шахтер уже адаптировался во Флориде?
– В общем – да. В принципе, единственная проблема, которая была, перемена времени. Но, думаю, когда ты приезжаешь сюда из Европы – это намного легче, чем когда это в обратном порядке. Ты приезжаешь сюда, и здесь время раньше. У тебя есть больше возможности выспаться. А говоря об этом месте, об Академии – здесь есть все для тренировок, для футбола и для других видов спорта. Для нас это удобно. Мы здесь смогли адаптироваться.
Шахтер играет сильно. Сильно как никогда
– Президент, Ринат Ахметов, в начале сезона назвал Шахтер потенциально самым сильным за всю историю. Матчи против Реала и ПСЖ опровергают это утверждение? Как ты оцениваешь?
– Я полностью согласен с президентом. Потому что то, в каком положении находится сейчас клуб, так далеко от дома и структуру, которую создал сейчас президент… Думаю, Шахтер в отличнейшем состоянии. Мы отлично тренируемся, мы можем играть. Если комментировать игры против Реала и ПСЖ — это клубы не миллионов, это клубы миллиардов. И, конечно же, если бы мы играли дома, на Донбасс Арене, с забитыми болельщиками трибунами, все могло бы сложиться по-другому. Я не гарантирую, что мы бы выиграли и прошли в финал Лиги чемпионов, но, думаю, результат был бы несомненно лучше. В общем, Шахтер играет сильно. Сильно как никогда.
– Команда, когда в Шахтере был Фернандиньо, Мхитарян, Виллиан, и команда, которая есть сейчас, чем они отличаются?
– Большой разницы я не вижу. Шахтер такой же, как и был, когда эти ребята были здесь. Это связано с историей каждого игрока. Кто гарантирует, что через год, два вы не будете спрашивать, как было Шахтеру, когда здесь был Тейшейра, Фред, когда эти ребята играли? Изменился ли? Я думаю, все зависит от футболистов, они cменяются, приходят новые. Шахтер не теряет своего уровня. Мы продолжаем играть в Лиге Европы, мы отлично ведем сейчас чемпионат. Надеемся, что добьемся хороших результатов.
– Эдуардо, сейчас ты не играешь все 90 минут, но, когда летом соглашался на возвращение в Шахтер, какое у тебя было восприятие? Ты понимал, например, что будешь, как джокер? То есть выходить тогда, когда нужно усилить команду, в какой-то момент забить гол необходимый и так далее?
– Я вспоминаю свой первый год, когда я был здесь – 2010. Тогда я играл и с первых минут, и выходя на замену. Но я сейчас не считаю, что это так важно. Думаю, наоборот то, что я так называемый джокер – это заслуженно. Это значит, что команда и Мистер мне доверяют и знают, что я могу выйти на поле и помочь в любой ситуации. Когда я пришел сюда, то сказал, что буду работать, и главное, что буду в Шахтере. Буду помогать любым способом.
В Бразилии забивать проще, чем в Европе
– Ты уже уходил из Шахтера, хотя тебе предлагали новый контракт, но ты решил уйти. Почему?
– Сначала это, скорее, было из-за политической ситуации, которая сложилась в Донецке. Точнее говоря, на тот момент я не владел полной информацией и не знал будущего Шахтера. Тогда я был в Бразилии и новости бразильские рассказывали совсем не то, что происходило на самом деле. Рассказывалось все в 10 раз хуже. Тогда я еще знал, что некоторые бразильские игроки не возвращаются. На самом деле в то время было страшно. Но через год, когда я вернулся, то понимал, что команда живет в Киеве, где все спокойно и можно жить, не переживая ни о чем. Скорее всего поэтому.
– Каким тебе показался бразильский чемпионат, после того, как ты уже поиграл в Европе?
– Это был хороший и положительный опыт для меня. Во-первых, там совершенно другая погода – очень жарко. Во-вторых, длинные перелеты. Если ты летишь с юга страны на север, это целых четыре часа перелета. Прилетаешь уставшим и уже не знаешь, как играть. А в-третьих, каждый бразилец любит играть в футбол. Когда выходишь на поле и видишь огромных высоких соперников, а ты сам маленький, то тебе не страшно. Для тебя главное – выиграть. В этом сила бразильского футбола, в него все влюблены.
– В Бразилии проще было забивать, чем в Европе?
– Если говорить правду, то да. Там футбол более открытый и легче забивать. Здесь любые клубы, независимо от того топы ли это или маленькие команды, умеют закрываться, как тактически, так и силовым футболом. В Бразилии все более открыто.
– Мистер использует тебя на разных позициях: в полузащите, иногда на острие... Где ты себя чувствуешь лучше?
– На самом деле с самого начала мне удобнее всего было играть с правой стороны. Меня уже ставили и в защиту, и центрфорвардом, и слева. Я всегда сохраняю свою позицию справа. Конечно, как Мистер скажет, так и будет. Главное – это играть и побеждать, независимо от того, на какой ты играешь позиции.
– Какая сейчас у тебя цель в Шахтере? В чем вы можешь принести наибольшую пользу и каким видишь свое предназначение и задачу в нынешней команде?
– За предыдущие четыре года, которые я здесь провел, если я не ошибаюсь, мы четыре раза стали чемпионами, выиграли три Кубка и три Суперкубка. Сейчас надо сфокусироваться на европейских чемпионатах. В данном случае – это Лига Европы. Да, конечно же, чемпионат Украины – это важнейшая вещь. Нам всегда хочется быть на первом месте, а не так, как в прошлом году, когда Шахтер остался вторым. Лично для меня цель – это европейская арена.
– Изменились ли каким-то образом тренировочный процесс? Сложно ли было влиться?
– Тренер тот же. Соответственно, и нагрузки те же. Думаю, что с одним наставником всегда будут те же тренировки, в зависимости от тренерской философии. Точно так же и у игрока: у меня есть одна философия, которую я никогда не поменяю.
Для Шахтера чемпионат Украины — совсем нелегкий турнир
– Как нужно изменить формулу чемпионата, чтобы поднять его уровень?
– Тяжело сказать, потому что я не слишком в этом разбираюсь. Но можно взять как пример австрийский чемпионат и проводить по 4 классико, как они это делают. Турнир становился бы более конкурентным, все гнались бы за победой, и не было бы такой расслабленности, как сегодня в чемпионате Украины. Но не нам решать. Наша задача – играть.
– Можно ли сказать, что сейчас чемпионат слабый? Как настраиваться на такие команды как Говерла, запорожский Металлург или Черноморец?
– Я могу сказать, как игрок Шахтера: чемпионат совсем нелегкий! Может быть, он покажется слабым таким командам как Динамо или Днепр… Но для нас он совершенно не является таковым. Приведу небольшой пример. Играть с той же Зарей на Донбасс Арене в присутствии 30 тысяч человек, при отличной поддержке и атмосфере, и этот же матч во Львове, когда приходит 1 000 зрителей… Есть разница. Думаю, это тоже сильно влияет на итоговый результат любого матча. Чемпионат для нас нелегкий.
– Ты испытываешь дискомфорт оттого, что Шахтер играет не в Донецке?
– Конечно, мы скучаем и испытываем огромнейший дискомфорт. Когда мы жили в Донецке, меньше путешествовали и летали. Как я уже сказал, собиралось больше болельщиков. Это был наш родной стадион, где мы чувствовали себя дома! А сейчас это все усложняет и каким-то образом может влиять на окончательные результаты наших матчей. Я надеюсь, что мы вернемся в Донецк.
– Где комфортнее играть – во Львове или в Одессе?
– На самом деле, тяжело выделить какой-то из городов. Во Львове на наши матчи приходит немного болельщиков. В Одессе мы проиграли свой первый матч Днепру 0:2, но потом выиграли у Карпат. Нас хорошо принимают в Запорожье, где играет Заря. Что касается Львова, он очень нужен нам, потому что мы должны привыкнуть там к матчам Лиги чемпионов. Именно на эти игры приходит самое большое количество болельщиков.
– Была история, что между клубом и львовскими болельщиками существовало недопонимание, но потом все вроде бы утряслось. Как команда чувствует себя на Арене Львов на матчах Лиги чемпионов?
– Если говорить в общем, мне на матчах Лиги чемпионов было хорошо. Но с другой стороны, все равно чувствовался небольшой холод. С Донецком это не сравнится! Там при каждом ударе или пасе стадион просто взрывался благодаря болельщикам. Во Львове же люди хотят видеть просто шоу на поле. Так что это даже не сравнить.
Вопросы подготовил Александр Озирный, Football.ua