Україна
13 січня 2008, 11:30
Тигорев: "Штанге виднее, кого приглашать в сборную"
Бывший защитник минского Динамо Ян Тигорев, перейдя в марте 2007-го в запорожский Металлург, сразу стал железным игроком основы этой команды.
Ян Тигорев, фото fcmetalurg.com.ua
13 січня 2008, 11:30
А в 17-ом чемпионате Украины, который взял сейчас паузу до весны, уроженец дальневосточного Уссурийска провел все 18 матчей от стартового до финального свистка.
— В чем основное отличие украинского первенства от белорусского?
— Я рад тому, что весной прошлого года переехал в Запорожье. В конце 2006-го почувствовал, что начал закисать в белорусском чемпионате, хотелось испытать свои силы на другом уровне.
Перейдя в Металлург, снова ощутил вкус к футболу: новая команда, новые соперники. Да и, чего греха таить, в целом уровень украинского чемпионата, пускай и не на голову, но выше нашего национального первенства. Однако непреодолимой пропасти между ними точно нет. В Украину уезжают многие белорусские футболисты и, как правило, стабильно играют в основе своих команд.
— Наверное, ты прав. Но все сказанное вряд ли относится к Днепру, Шахтеру, киевскому Динамо и, пожалуй, Металлисту. Против кого из них игралось труднее всего?
— Впечатлил Шахтер, это приличного уровня команда даже по европейским меркам. Донетчане, начавшие групповой турнир Лиги чемпионов с двух побед кряду, обязаны были выходить в плей-офф. Их подкосили два поражения от Милана, в которых, считаю, есть доля вины главного тренера Шахтера.
На мой взгляд, Мирча Луческу избрал в поединках против обладателя Кубка чемпионов не совсем верную тактику. Оба матча Шахтера и Милана смотрелись интересно, однако футбол в исполнении горняков был несколько авантюрным: крайние защитники действовали как инсайды, а нападению итальянцев нередко противостояли лишь два центральных защитника вместе с одним опорным хавом…
Да, в гостях Шахтер играл с Миланом в принципе на равных, но мячи влетали в ворота украинской команды. Итальянцам было не зазорно сыграть от обороны, на контратаках — исполнители у россонери такие, что, создав два момента, они, образно говоря, забьют три гола. В противостоянии Милана и Шахтера так и получилось.
В ответной встрече донетчане перестроились, минут тридцать действовали в обороне довольно строго, имели несколько возможностей забить, но не повезло. Однако потом опять раскрылись, начали играть в футбол, который проповедуют в чемпионате Украины. То есть с позиции силы: два-три футболиста сзади, остальные — атакуют. Милан просто не мог не наказать Шахтер за это.
Динамо же, напротив, пока не впечатляет, что и подтвердили матчи киевлян в Лиге чемпионов. Мы проиграли Динамо — 0:1, но были достойны, по меньшей мере, ничьей. О чем недвусмысленно писали украинские СМИ.
Примерно то же самое могу сказать и о Днепре. Первую половину осеннего отрезка чемпионата команда Олега Протасова провела мощно, круша всех и вся на своем пути, а вот во второй сбавила обороты: в некоторых матчах днепровцам благоволила удача, в том числе и в поединке с нами.
Впрочем, везет, как известно, сильнейшим. Тем паче у Днепра хорошая команда, классные условия для работы, отличный тренер.
Очень понравился Металлист. Мирону Маркевичу удалось создать тактически обученный хороший коллектив, демонстрирующий быстрый и техничный футбол. Против харьковчан я отыграл два матча — в прошлом и нынешнем чемпионатах, и обе встречи для меня как игрока были, пожалуй, наиболее сложными в украинской карьере. Металлист очень разнообразно атакует, да и в обороне серьезных провалов не допускает — мы всего пару-тройку раз доходили до чужой штрафной.
Остальные команды более или менее равны, каждая из них способна отобрать у соперника очки. Иными словами, никакой сенсации не случится, если аутсайдер победит либо сыграет вничью с коллективом, занимающим пятое или шестое место. Подобное — в принципе в порядке вещей для чемпионата Украины. Поэтому борьба за право остаться в высшей лиге идет обычно до последнего тура.
Думаю, это тоже свидетельствует об уровне украинского первенства. В нашем чемпионате неудачники нередко известны уже после окончания первого круга.
— Как думаешь, какое место заняло бы шукановское минское Динамо, участвуй та команда в том же составе и с тем же тренером в чемпионате Украины?
— Хорошо, что ты спросил о Динамо чемпионского образца, поскольку о том, что представляла моя бывшая команда в прошлом году, имею весьма смутное представление — видел от силы пару матчей.
Считаю, Динамо-2004 под руководством Юрия Шуканова представляло бы собой в чемпионате Украины крепкого середняка с серьезными амбициями и, учитывая всю специфику первенства, о которой я говорил выше, наверняка боролось бы за близкие к зоне УЕФА места.
— Осенью прошлого года ты играл за Металлург во всех матчах без замен. Усталость не накопилась? Может, иногда хочется перевести дух?
— Чемпионат Украины сильнее белорусского, конкуренция за место в составе выше, поэтому отнюдь нерадостная перспектива оказаться на скамейке запасных перевешивает желание отдохнуть.
Кроме того, я только весной сменил Динамо на Металлург, для меня в Украине многое в новинку. Мне интересно играть в украинском чемпионате. А когда интересно, отдыхать особо не хочется.
Опять же первенство Украины проводится по системе осень-весна, по сути, в два этапа — отпуск есть и летом, между чемпионатами, и зимой, между кругами. Это не так угнетающе действует, как, например, в Беларуси, где сезон продолжается почти одиннадцать месяцев: многие команды начинают подготовку еще в декабре одного года, а чемпионат заканчивается в ноябре другого.
Подобный график действительно морально выхолащивает. В этом плане адаптироваться к украинскому чемпионату проще.
— Думаю, адаптация прошла проще еще и потому, что в Запорожье уже было двое белорусов — Артем Челядинский и Николай Кашевский. Тем паче с Артемом, который является капитаном Металлурга, ты наверняка знаком еще по минскому Динамо, а Николай родом из Жодино, где сейчас живут твои родители…
— Я знал Артема в лицо, но особо плотно не общались — когда я пришел в Динамо, он вследствие известных событий играл за вторую команду (у Челядинского возникли разногласия с руководством клуба по поводу контракта. — С.О.).
Конечно, это безусловный плюс, когда ты уезжаешь за границу, а в клубе уже играют твои соотечественники. Хотя Металлург — довольно молодая, дружная, потому никаких конфликтных ситуаций быть не могло.
— Ян, ты не находишь странным, что из Металлурга Бернд Штанге рассчитывает только на Кашевского? Челядинского он ни разу не вызвал в сборную, а ты, отыграв три матча против Израиля, Румынии и Словении, затем не попал даже в список 45-ти, составленный главным тренером сборной Беларуси…
— Как любой футболист, естественно, хочу выступать за главную команду страны. А с другой стороны, пару лет назад мы разговаривали с тобой на тему легионеров и их приглашения в сборную. Если помнишь, я тогда сказал примерно следующее: У меня создается впечатление, что некоторых игроков вызывают в национальную команду только потому, что они выступают в зарубежных клубах.
Быть может, с приходом Бернда Штанге ситуация в этом плане несколько меняется. Он имеет возможность каждый тур наблюдать за футболистами, которые участвуют в чемпионате Беларуси. А как играет легионер, Штанге вживую видит раз год.
— Однако матч на матч не приходится…
— Согласен. Наверное, то, что он видит во время своей поездки, его как тренера сборной не устраивает…
Повторюсь: у меня огромное желание играть за сборную, хотя и Штанге в принципе можно понять. Во-первых, он тренер, это его право, кого приглашать в команду. А во-вторых, немецкий специалист опирается на то, что видит своими глазами, на собственные впечатления от игры претендента на место в составе, а не на то, что ему рассказывают, советуют или рекомендуют другие.
— Неужели тебе не обидно, что ты не попал даже в число сорока пяти кандидатов?
— Серый, что значит обидно — не обидно? Думаю, любой из более чем трехсот футболистов высшей лиге чемпионата Беларуси мечтает выступать за сборную.
Говорю еще раз: я очень хочу играть в главной команде страны, но если меня Штанге не вызывает, это не повод обижаться на человека. Он видит футбол именно так и подбирает исполнителей, которые подходят под его тактическую схему, концепцию игры.
Да, мы можем гипотетически рассуждать, как было бы, пригласи он того футболиста вместо этого. Но Бернд Штанге сделал собственный выбор, ведь именно ему отвечать за результат.