В беседе было затронуто много актуальных вопросов, касающихся нашего футбола. В частности, Александр рассказал о лидерстве Динамо в чемпионате и своих ошибках, о методиках Юрия Семина и судейских ляпах, о микроклимате в команде и отношениях с болельщиками. Вашему вниманию предлагается стенограмма беседы.

 
 - Приятно снова оказаться на первом месте в турнирной таблице?

- Безусловно, особенно учитывая то, что наши главные соперники в этом туре потеряли очки. Мы выходили на игру с Кривбассом уже зная результат матча Таврия - Шахтер. Победа симферопольцев добавила нам сил и мотивации. Поединок сложился очень удачно: в дебюте встречи мы забили быстрый гол, затем увеличили преимущество, а потом и вовсе довели счет до крупного.

- В этом чемпионате у Динамо уже не будет очной встречи с Шахтером. Будете рассчитывать на то, что горняки еще где-то потеряют очки?

- Мы настраиваемся на каждую игру, и наш тренер Юрий Семин говорит о том, что мы не должны смотреть в турнирную таблицу, необходимо непосредственно готовиться к каждому сопернику. Пусть другие команды играют так, как они могут, а мы будем в каждой игре, в каждом эпизоде и в каждом моменте доказывать, что сильнее соперника, который выходит против нас играть.

- По сравнению с другими тренерами, которые работали в «Динамо» после Лобановского, в словах Семина чувствуется авторитет?

- Вы знаете, сравнивать тренеров – не благодарное дело. Могу сказать, что главное отличие Семина в том, что, выходя на тренировку и на футбольное поле, он всегда говорит: «Я хочу, чтобы вы получали удовольствие от игры». Мы понимаем, что будет тяжело, но нужно к этому быть готовыми. Лучше, проделав огромную работу вернуться в раздевалку уставшими, но получить удовлетворение, как от игры, так и от результата.

- Главная мерка игры Динамо - еврокубки. Нынешние победы вы воспринимаете спокойно, или они вас окрыляют?

- Когда команда «на ходу», борется в каждом матче и в каждом поединке добивается результата – это добавляет сил и мотивации. Мы видим, что Динамо находится на правильном пути, что мы не зря выполняем свою работу. Это положительно влияет и на внутрикомандное состояние, и на околофутбольные разговоры, которых предостаточно как по отношению к команде в целом, так и отдельным игрокам. В этом плане авторитет Юрия Павловича играет очень важную роль.

- При предыдущих тренерах много говорилось об отдельных национальных группировках внутри команды. При Семине такое допустимо?

- Кто старое помянет - тому глаз вон. В команде действительно налаживается очень приятная атмосфера, и ребята с огромным желанием и удовольствием выходят как на тренировки, так и на игры. Что-то может получаться, что-то нет, но упрекнуть команду в нежелании или недостатке самоотдачи сейчас никто не может. Но при этом мы играем достаточно корректно, по крайней мере, стараемся делать именно так. В матчах, которые мы провели, арбитр показал всего одну или две желтые карточки нашим игрокам. Я считаю, что те принципы, которые ввел Юрий Павлович Семин, помогают спрятать личные амбиции и идут на благо команды. Каждый понимает, что на поле выходят определенные футболисты, исходя из: а) задачи, которая поставлена перед командой, б) стратегии матча, в) готовности каждого игрока. Но те футболисты, которые остаются в запасе, должны быть готовы в любой момент усилить игру, как это было в кубковом матче против донецкого Металлурга, когда ребята вырвали победу, а также в других поединках, когда те игроки, которые вышли на замену, забивали голы.

- На этой неделе велось много дискуссий по поводу твоих ошибок. А ты сам переживал, или, как человек опытный, понимал, что нужно просто пережить этот период?

- Есть сердце, и есть разум. Так вот разум говорил мне, что в одном из моментов произошел неудобный отскок, в другом я неправильно обработал мяч, и соперник заработал угловой. Но гол-то забили уже после подачи с этого углового. Но сердцу не прикажешь. В данном случае главное – что есть результат. На его фоне ошибки немного скрашиваются, если так можно сказать. Если бы не было результата, естественно, пришлось бы выслушать большую волну негодования и упреков в свой адрес, хотя нелицеприятных высказываний и сейчас хватает. Я прекрасно понимаю, что это трудности и испытания, через которые я и команда должны пройти, чтобы в будущем выглядеть еще сильнее и еще лучше.

- Михайлов говорил, что очень сложно играть в условиях, когда твоя команда постоянно атакует, а у соперника опасные моменты случаются редко. При таком раскладе игры не сложно потерять концентрацию. Ты с этим согласен?

- Когда постоянно находишься в одном эмоциональном состоянии, ты являешься частью игры и всегда держишь себя в тонусе. Матч не дает тебе возможности расслабиться. Если же соперник атакует редко, то ты больше переживаешь за действия своих партнеров, пытаешься им что-то подсказать, но не можешь ничего изменить. Эта проблема всегда существовала и в Динамо, и во всех великих командах, которые часто доминируют на поле.

- Ты переживал из-за этих ошибок?

- Безусловно. Никто не знает, как я переживал. Я стараюсь этого не показывать, так как считаю, что свои проблемы нужно держать при себе. Зачем о них кому-то рассказывать. Но поддержка друзей, команды, игроков и вера главного тренера, конечно же, добавляет уверенности. И я надеюсь, что в ближайшее время все изменится в лучшую сторону.

- Давай обсудим спорный момент в матче Таврия - Шахтер, когда арбитр не назначил пенальти за нарушение правил против Гладкого. Что ты думаешь по этому поводу?

- Сложно сделать какие-то выводы. Я прекрасно знаю манеру игры Александра, да и всех остальных игроков донецкого Шахтера. Но, судя по тому видео, которое у нас есть, нельзя сказать категорично, было нарушение правил или нет. В этом случае нужно понимать, в каком ключе шел поединок, и в какой манере судья принял решение его вести, ведь это имеет огромное значение. Я раньше этого не понимал, но после приватных бесед с судьями стал больше акцентировать внимание на подобных вещах. Иногда судья принимает решение жестко наказывать любые толчки и малейшие столкновения. Тогда в данном эпизоде стоило зафиксировать нарушение правил. Но если на протяжении всего матча судья давал возможность командам играть, вести борьбу, а игрокам проявить себя в единоборствах, тогда этот эпизод следует рассматривать совсем по-другому.

- А что можешь сказать по поводу удаления Фернандиньо?

- Если вратарь лежит на газоне, то со стороны судьи было правильным остановить игру. Ведь голкипер – очень значимая фигура в команде, тем более, что атака с центра переместилась на фланг. Видно, что арбитр изначально не планировал давать футболисту Шахтера карточку. Он просто хотел, чтобы вратарю оказали необходимую помощь. Что произошло дальше – мне тяжело судить. Могу только сказать свое мнение по поводу второй желтой карточки. Четко видно преднамеренное движение руки футболиста в направлении арбитра. Если это действительно так, то, однозначно, ему стоило показывать желтую карточку, так как налицо недисциплинированное поведение. За такое можно сразу получить удаление. А вторая это была карточка или первая – другой вопрос.

- Александр, хочется рассмотреть еще один эпизод, который случился за пять минут до окончания кубкового поединка Динамо - Металлург Д., когда вели борьбу Косырин и Михалик. Ты чувствовал, что арбитр даст пенальти?

- Находясь в воротах, я, конечно, думал, что сейчас будет одиннадцатиметровый удар. Но реакция судьи была мне немного непонятной. Он либо не видел эпизод, либо просто находился сзади. Я заметил, что его первый взгляд был направлен в сторону бокового арбитра. Тот молчал, поэтому главный судья показал, что нужно продолжать игру.

- Очевидно, что Овребо – поклонник силового футбола, он давал играть и не свистел после каждого столкновения.

- Это действительно так. В этом матче была достаточно жесткая борьба, ни одна из команд не хотела уступать, футболисты показывали все бойцовские качества, которые были у них в арсенале. Мне тяжело что-то сказать по поводу эпизода с пенальти, поскольку я заинтересованное лицо. Но, если бы я находился на месте судьи и увидел бы то, что я наблюдал из своих ворот, то назначил бы одиннадцатиметровый удар.

- Много говорят о том, что судьи часто ошибаются в пользу Динамо. Как сами футболисты это воспринимают?

- Мы выходим на поле, чтоб играть в футбол, показывать борьбу. Для современного футбола характерно увеличение скорости. Выигрывает та команда, которая действует быстрее. А судьи не всегда успевают за игроками. Говорить о предвзятом судействе не хотелось бы. Я думаю, арбитры просто не готовы к тем скоростям, которые существуют в современном футболе.

- Но такие высказывания вас задевают?

- Собака лает – караван идет. Нельзя обращать внимание на все то, что о тебе говорят.

- В конце поединка с Кривбассом болельщики выкрикивали нелицеприятные фразы в адрес Владислава Ващука. После игры команда не подошла к этому сектору. Фанаты до сих пор не могут простить ему переход в Спартак? Как можешь прокомментировать эту ситуацию?

- В данном случае я хочу выразить мнение всей команды. На протяжении многих лет болельщики приходят на стадион, чтоб нас поддерживать, они верят в нашу команду даже в самые тяжелые минуты, вместе с нами переживают наши неудачи и радуются нашим победам. За это мы им очень благодарны. Всегда приятно, когда на стадионе есть болельщики.

Много неприятных высказываний в адрес игроков звучало этой осенью, особенно претензий в том, что команда не отдается на футбольном поле, что у нее нет желания. Сейчас, я думаю, ни один болельщик нас не может в этом упрекнуть. Мы (я имею в виду команду в целом): те одиннадцать человек, которые вышли в основном составе, те семь человек, которые готовы в любой момент усилить игру со скамейки запасных, игроки, которые готовятся с командой к каждому матчу, но по каким-то причинам не попадают в заявку на матч, - это единый организм, единый коллектив. 

Игроки, тренеры, администрация клуба, менеджеры - это единое целое. И если в адрес одного игрока звучит какое-то высказывание, мы считаем, что это оскорбление всей команды. Я помню тот момент, когда болельщики от нас отвернулись после одной из неудачных игр. После этого состоялось много неприятных разговоров, но в итоге мы пришли к единому мнению. Я надеюсь, что в данном вопросе точно так же будет поставлена точка, и болельщики нас поймут. Никто не видит, как Влад работает на тренировках, никто не видит его желания играть, того, как он отдается в каждом моменте, как готов в любую минуту выйти на поле с лавки запасных, чтоб помочь своей команде, как готов жертвовать своим здоровьем, когда это нужно. Поэтому подобные выкрики – это неуважение к нему и ко всей команде. А Влад для клуба сделал не так уж мало. Надеюсь, болельщики пересмотрят свое отношение к игроку Динамо.

- Каких шагов вы от них ждете?

- Я хочу, чтобы мы нашли взаимопонимание и доверие. Нам приятно играть при переполненных трибунах. Я думаю, что и болельщикам приятно приходить на стадион и видеть, как их команда сражается в каждом моменте, в каждом единоборстве и стремится к победе. Хочу еще раз сказать, что мы всегда играем для наших болельщиков. Не будет их, не будет и нас, но не будет нас, не будет и болельщиков. Мы – единая семья, и мы должны быть вместе.

Текстовое оформление Светланы Поляковой, www.fcdynamo.kiev.ua