Защитник киевского Динамо Виталий Мандзюк в нынешнее межсезонье поменял команду. Он перешел на правах аренды в другой столичный клуб – Арсенал.
Виталий вспоминает свой тернистый динамовский путь и людей, которых на нем встретил. Первым делом он не забывает о словах благодарности Андрею Несмачному – своему "крестному отцу" в футболе.
– Своим "крестным отцом" в футболе вы неоднократно называли Андрея Несмачного…
– Многие журналисты пишут: "Мандзюк пошел по стопам Несмачного", и в этом есть своя доля правды. У нас с Андреем действительно очень схожие судьбы. Выросли в одном поселке – Вилино, практически на одной улице. Оба учились в крымском училище олимпийского резерва, оба прошли горнило третьей и второй команд Динамо, прежде чем наконец попали в основу киевского клуба. Другое дело, что Андрей весь этот путь проделал намного раньше, а потому может помочь дельным советом не только на поле, но и за его пределами.
– У этой тесной дружбы, насколько я знаю, есть своя предыстория…
– Был один сложный момент в моей жизни. Мне тогда было лет 17-18, играл в Крыму и получил тяжелую травму. То ли мениск "полетел", то ли связки коленного сустава, но ситуация была аховая. Возможности сделать и, тем более, оплатить такую операцию у меня не было никакой. И тут появился Андрей. Привез меня в Киев, нашел квалифицированного хирурга, проспонсировал операцию. Через некоторое время я снова играл в футбол.
– Долг со временем вернули?
– Мы с Андреем – как братья, и никаких долгов между нами нет и не будет. У нас отношения совсем другого рода. Он знает, что я никогда не забуду о его доброте и при необходимости всегда отвечу тем же.
– Вы с Несмачным – не единственные футбольные самородки скромного поселка Вилино?
– Есть еще мой брат – Александр Мандзюк, тоже неплохой игрок. Еще один выпускник крымского УОР, известен по выступлениям, в частности, за ФК Львов в первой лиге, ну а сейчас защищает цвета Княжи.
– Насколько я знаю, в Динамо вас пригласил Виталий Косовский…
– Да, он приехал в качестве скаута киевского клуба на традиционный турнир Подснежник, проходивший в Алуште.
– По одной из легенд, в вашем незаурядном таланте и трудолюбии Виталия убедил родной брат.
– Это легенда. Саша не был знаком с Косовским, он обратил на меня внимание без чьей-либо подсказки, затем раздобыл мой номер телефона, позвонил и предложил попробовать свои силы в Динамо-3. От таких предложений не отказываются. Приехал в Киев и начал тренироваться с Алиевым, Милевским и компанией…
– И как вас принял мегаполис?
– Поначалу было тяжело. Волновался не за себя, а за маму, потому что она, в свою очередь, страшно волновалась за меня.
– Фраза у вас получилась, почти как в песне: "Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я"...
– Кроме шуток, мама действительно очень переживала, даже когда я жил в пятидесяти километрах от дома. Что уж говорить о разделившем нас огромном расстоянии после моего отъезда в столицу…
– Кто шефствовал над вами в огромном с непривычки Киеве?
– Несмачный. Андрей регулярно приезжал на Нивки, где я жил, и периодически даже оказывал финансовую помощь.
– Правда ли, что в какой-то момент Динамо собиралось отказаться от ваших услуг, но юного игрока не дал в обиду тренер Павел Неверов?
– Командой Динамо-3 тогда руководил Юрий Еськин, и вот однажды у нас с ним состоялась личная беседа, в которой он ясно дал понять, что я не нужен, и будет лучше, если трудоустроюсь в другом клубе. Неверов же, судя по всему, придерживался иной точки зрения и взял всю ответственность на себя. Таким образом я и остался в структуре Динамо. А Павел Александрович, спасибо ему, сейчас работает в столичном училище олимпийского резерва.
– Свой первый контракт в киевском клубе вы, насколько я знаю, подписывали просто на смешных условиях...
– Мне тогда уже исполнилось 18, люди в моем возрасте заключали с клубами профессиональные соглашения, а я, по сути дела, подписывал детский контракт. Но таковы были правила игры, и я поставил свою подпись. Единственный плюс – пункт, допускавший улучшение условий на случай перехода во вторую команду или же проб в главную.
– Сумму стартовой зарплаты помните?
– 250 гривен. Еще сто получил в качестве премиальных за одну из победных игр. А вот первый серьезный гонорар составил двести долларов. Половину тут же отправил матери, на остальное, кажется, купил мобильный телефон.
– Первым тренером основы, который в вас поверил, был Анатолий Демьяненко?
– Дебютировал в главной команде, кажется, еще при Йожефе Сабо, но стабильно проходить в стартовый состав стал уже при Демьяненко. Более того, получил неоценимый опыт участия в Лиге чемпионов. Сначала попал в заявку в выездном матче с Реалом, а уже в домашней игре с Королевским клубом вышел на замену во втором тайме.
– Коленки дрожали прилично?
– Мандражировал, конечно. На скамейке нервничает любой игрок, но непосредственно в игре волнение исчезло.
– Опекать, если не ошибаюсь, в той игре вам пришлось самого Роналдо?
– Да, и я вам скажу, что играть против него мне было достаточно комфортно. По крайней мере, в первенстве Украины есть куда более неприятные форварды.
– Например?
– Тяжелее всего пришлось против Александра Косырина. Он – не совсем типичный нападающий таранного типа. Помимо физической мощи отличается повышенной мобильностью, уследить за таким оппонентом, как правило, весьма непросто.
– На память приходит удивительный кубковый матч с Олкомом, в котором вы забили мелитопольскому клубу два мяча…
– Защитники в Динамо зачастую получают установку активно участвовать в розыгрыше стандартных положений. Вот и получилось, что я дважды встретился с мячом в чужой штрафной и оформил дубль.
– Что интересно, атакующие навыки в вас заложены с детства. В Киев вы, кажется, ехали в качестве центрального полузащитника…
– В интернате играл даже под нападающими. А в Динамо-3 меня сначала пробовали на позициях опорного полузащитника и правого хавбека, и только потом Еськин и Неверов решили в нескольких матчах кряду испытать меня в обороне. Вышло вроде бы неплохо, и это послужило толчком к моей окончательной переквалификации. Следующие полсезона уже специализировался на персональной опеке.
– Называли вас тогда не иначе, как "второй Сергей Федоров"…
– Видимо, нашли что-то общее в манере игры, потому что внешне мы с ним совсем не похожи. Ростом Сергей значительно выше, да и в плечах пошире. Одним словом, куда габаритнее.
– Персональная опека как таковая постепенно отмирает. На смену чистильщику и стопперу пришла зонная оборона…
– Во второй и третьей командах Динамо была популярна схема игры с либеро, поэтому я постоянно действовал «по игроку». Но современный футбол, как вы верно подметили, на месте не стоит, все совершенствуется, в том числе и тактические расстановки. Игра в линию предусматривает идеальное взаимопонимание всех без исключения защитников и наигрывается годами – в том числе и в зале для теоретических занятий, где тренеры показывают игрокам, как правильно двигаться, с помощью фишек. Все великие защитники – к примеру, английские – работают над этим не один год.
– К вопросу о взаимопонимании: с кем из ваших партнеров по центру обороны вы чувствовали себя наиболее комфортно?
– Прежде всего, с Владом Ващуком. Во вторую очередь, с Тарасом Михаликом. Иными словами, с братьями-славянами. С ними, сами понимаете, общий язык во всех смыслах найти проще. А вот когда играл с Юссуфом или с Родригу, было тяжелее. Подсказки у нас были событием нечастым.
– За какие-то три-четыре года профессиональном карьеры вы успели поиграть и в центре, и справа, и слева. Считаете себя двуногим футболистом?
– Ни в коем случае. Левая у меня пока что только для ходьбы (улыбается).
– Ключевое слово – пока что?
– Надеюсь. Ведь в Арсенале меня сейчас используют слева, так что волей-неволей нерабочую ногу придется подтягивать в кратчайшие сроки.
– Вот мы и вышли на тему арендного соглашения, заключенного Канонирами с руководством Динамо. Почему делающий ставку на молодежь Юрий Семин отказался от ваших услуг по крайней мере в первом круге этого чемпионата?
– Я об этом узнал в достаточной степени случайно – на сборах в Австрии. Мы с Денисом Олейником вернулись в отель после одного из контрольных матчей, зашли в интернет и на одном из сайтов обнаружили информацию о том, что отданы в аренду Арсеналу. Что к чему и как на это реагировать, поначалу не поняли, но потом решили выяснить все у главного тренера. Юрий Павлович, как оказалось, сам не знал, что руководители двух клубов уже обо всем договорились, но честно сказал, что, на его взгляд, на наших позициях есть ребята и посильнее: «Хотите оставаться в Динамо – пожалуйста, работайте, доказывайте». Мы подумали – и решили, что в нашем возрасте любому футболисту нужна игровая практика. Тем более, если этот футболист рассчитывает на приглашение в главную команду страны. Для меня, вызванного Алексеем Михайличенко на каждый из трех сборов, это принципиально.
Ну а с Семиным поговорили очень душевно. По крайней мере, никакой недосказанности эта беседа не оставила. Если нами интересуется Заваров, почему бы не помочь ему и его команде? Тем более что переезжать в другой город для этого не приходится, а коллектив у Александра Анатольевича сложился неплохой…
– В молодежной сборной, руководимой Михайличенко, вы числились капитаном…
– После триумфального возвращения молодежки с португальского чемпионата Европы на смену серебряным призерам пришло наше новое поколение. И по традиции в канун первой официальной встречи состоялись выборы капитана. Каждый вписал по три фамилии, а потом было объявлено, что больше всех голосов получил я.
– Сами-то за кого голосовали?
– За одноклубников – Олейника, Допилку и Рыбку.
– При Михайличенко вы играли во всех четырех матчах обновленной главной команды страны. Поединки с Голландией и Швецией, рискну предположить, стоят в этом списке особняком?
– Разумеется, хотя впечатления, оставленными ими, получились диаметрально противоположными. С командой Марко Ван Бастена мы сыграли очень неудачно: только завершился чемпионат Украины, мысленно все, видимо, были на каникулах, и в коллективе царило «чемоданное настроение». Отсюда и дефицит мотивации. Хотя, положа руку на сердце, настраивать на такие поединки дополнительно, мне кажется, никого не нужно.
– Зато голландский позор был смыт в Швеции…
– Мы и вправду хотели доказать, что случившееся в Роттердаме было каким-то нелепым стечением обстоятельств. Никакой расслабленности не чувствовалось: носились через "не могу", боролись скрипя зубами. Кроме того, хотелось посрамить некоторых ваших коллег-скептиков, писавших, мягко говоря, неприятные вещи.
– Многие представители СМИ, к слову, удивлялись: как это Швеция отправляется на чемпионат Европы, а обыгравшая ее Украина будет наблюдать за турниром по телевизору…
– Лично мне Euro-2008 понравилось. Особо переживал за соседей-россиян и две других команды, демонстрировавшие столь же яркую и привлекательную игру. Имею в виду команды Голландии и Испании. Подопечные Арагонеса, на мой взгляд, показали в Австрии и Швейцарии футбол будущего.
– Открывший вас для Динамо Виталий Косовский в своей колонке сравнил вас с защитником пиренейцев Карлосом Пуйолем.
– Правда? Что ж, очень приятное сравнение. Хотя вообще-то из игроков моего амплуа больше остальных импонируют итальянец Фабио Каннаваро и англичанин Джон Терри.
– Среди лестных характеристик, выданных Виталию Мандзюку на посвященном ему сайте в интернете, числится и одна критическая: "немного взвинченный, не хватает рассудительности и расчета"…
– Думаю, речь о некоторой неуверенности в своих силах, которая является спутницей практически любого молодого игрока. Побороть ее можно только одним способом – постоянно участвовать в матчах высокого уровня без перебоев в игровой практике. Тогда не будешь обращать внимание ни на крики тренеров, ни на давящую ответственность за результат.
– Ответственность эта – понятие сугубо спортивное. Что для вас ответственность в общечеловеческом значении этого слова?
– Прежде всего, ответственность за своих родных и близких. Я – младший из пяти детей семье и, учитывая, что на данный момент определенной устроенностью в жизни отличается только Александр, несу ответственность за всех остальных ее членов и, прежде всего, за маму.
– Какой самый памятный подарок, сделанный матери?
– Как говорит она сама, лучший подарок – наш приезд домой. Но мне приятно подарить ей холодильник или диван, потому что в былые времена я мог побаловать ее только открыткой. Сейчас, к счастью, могу отблагодарить ее за заботу о себе более значительным способом.
– Себе, как я понимаю, вы тоже не так давно сделали хороший подарок – в виде автомобиля Toyota Prado…
– Джипы нравились мне давно, а эта модель – особенно. Год назад накопил денег на ее покупку и ни на что не жалуюсь. Машина большая, мягкая и очень удобная.
– На чем ездили раньше?
– На метро, на чем же еще? Скажу больше: если чувствую, что попадаю в пробку и не успеваю на тренировку, бросаю машину и спускаюсь в переход, чтобы воспользоваться подземным транспортом.
– Узнают часто?
– Только если одену динамовскую форму. В гражданском же выгляжу как самый обычный парень…
Михаил Спиваковский, СЭ в Украине
Виталий Мандзюк
Родился 24 января 1986 года в поселке Вилино Бахчисарайского р-на АР Крым. Защитник, полузащитник. Рост – 180 см, вес – 67 кг. Воспитанник УОР (Симферополь). Первый тренер – Олег Гребенщик. Выступал за команды Динамо-3 Киев (2004), Динамо-2 Киев (2004-2007), Динамо Киев (2006-2008), Арсенал Киев (с июля 2008). В высшей лиге провел 14 матчей, в еврокубках – 2. Чемпион Украины-2006/07, второй призер чемпионата Украины-2007/08. Обладатель Кубка Украины-2006/07, Суперкубка Украины-2007. Финалист Кубка Украины-2007/08.
Выступал за национальную (4 игры), молодежную (12 матчей, 1 гол), юниорскую (10) сборные Украины. Участник отборочного турнира юниорского ЧЕ-2005.