Он по-прежнему уверен, что нет ближе людей, чем украинцы и русские.

ШАГ ПЕРВЫЙ, НО НЕ ПОСЛЕДНИЙ

– Сергей, как вам живется в Украине?


– Адаптация, похоже, уже завершилась. Я все-таки провел здесь уже достаточно много времени.

– Украинский язык начали понимать?

– Со мной все говорят по-русски, даже в магазинах. Да и не вижу я большой разницы между двумя языками. Иногда смотрю украинское телевидение и все хорошо понимаю. По-прежнему уверен, что нет ближе людей, чем украинцы и русские.

– Вам интересно работать в Динамо?

– Очень. Я не так давно завершил карьеру футболиста, а попасть в такую команду очень важно и престижно для любого тренера.

– Работу ассистентом расцениваете как первый шаг в большой тренерской карьере?

– А может, и последний, если учесть, что работаю только первый год (смеется). Если же серьезно, то я бы рассмотрел предложение от какого-либо клуба стать главным тренером.

– Например, от Локомотива...

– Думаю, это нереально.

– Почему? Говорят, что многие хотели бы видеть вас у руля Локо.

– Может, хотят и многие, но не руководство железнодорожников. Признаюсь, мне бы хотелось работать в этом клубе.

– Даже сейчас, когда ситуация у вашего бывшего московского клуба незавидная?

– В инфраструктуре клуба недостатков нет. И дело, думаю, не в Рахимове, Бышовце или другом специалисте. Просто в Локомотиве должен работать только свой тренер. Лишь тогда болельщики поверят в команду, и Локо снова станет командой-семьей, к которой придут успехи в чемпионате и на международной арене. А сейчас мне не очень этично обсуждать положение дел в команде.

– На одном из последних матчей чемпионата России болельщики Локомотива подняли баннеры, призывающие прекратить издевательство над именем любимого клуба. Оцените с позиции футболиста: каково играть при таком давлении?


– Когда я играл, таких баннеров не было. При Семине у команды был девиз: Мы играем не ради денег, очков и трофеев, мы играем только ради болельщиков. Может быть, люди, которые сейчас руководят Локомотивом, не понимают этого. Но, наверное, они должны постараться изменить ситуацию.

СПАРТАК, ШАХТЕР И ХЛЕБНЫЕ КРОШКИ

–  Ваша фраза, которую постоянно цитируют: Больше всего на свете я ненавижу хлебные крошки на столе и московский Спартак. А что вам, Сергей, не нравится в Украине?


– В принципе, я человек неприхотливый. Мне все нравится – как в спортивном плане, так и в бытовом. Клуб обеспечил меня всем необходимым. Только вот очень скучаю по Москве.

– Если заменить в вашей фразе слово Спартак на Шахтер, она будет актуальна и сейчас?

– Конечно, донецкий клуб для нас самый принципиальный соперник, и такая конкуренция вызывает особый интерес. Но ставить Шахтер в один ряд со Спартаком я бы не стал. Болельщики Шахтера могут обидеться. Скажут: У нас команда лучше. Или наоборот.

– Слышали, что вы сдаете экзамен на тренерскую лицензию вместе сыном Юрия Семина. Когда получите диплом категории А?

– С Андреем мы друзья еще с детских времен. Ну, а учиться мы с ним будем до декабря.

– Семин-младший не приезжает в Киев в гости?

– Приезжал несколько раз – к отцу.

– Кого считаете вратарем номер один в Украине?

– По-моему мнению, это Шовковский. Хотя я сейчас стараюсь не касаться этой темы – у нас есть тренер по вратарям Сергей Краковский. Вот в России Акинфеев вне конкуренции. Он это доказал на чемпионате Европы.

– Видите плюсы в появлении премьер-лиги в Украине?

– Думаю, вы должны взять на вооружение опыт России. Знаю, что хорошо организованная лига – это и дополнительные доходы клубам от телетрансляций, и самостоятельное решение коммерческих проблем. Конечно, хотелось бы, чтобы в этой структуре работало больше футбольных людей – бывших игроков или тренеров. К сожалению, у футбольных клубов не всегда есть руководители, которые понимают футбол изнутри. Мое мнение: президентом лиги должен быть глава одного из клубов.

– У вас на этот счет есть своя кандидатура? Кого бы вы поддержали?

– Я видел список кандидатов, но помню не все фамилии. Чтобы руководство было более весомым, наверное, у руля должен находиться человек, который пользуется большим авторитетом не только в футболе, но и в стране. Не вижу лучших кандидатов, чем братья Суркисы или Ринат Ахметов.

– Но ведь они на высоком уровне в футбол не играли...

– Я имел в виду, что в этой структуре должно быть подавляющее количество футбольных людей. Поэтому будет приемлемо, если фигура президента будет, скажем так, несколько олигархической.

– То есть президент лиги не обязательно должен быть нейтральным?

– Не думаю, что люди, занимающие такие высокие посты, будут явно способствовать успехам своей команды.

ВРАТАРСКИЙ РЕФЛЕКС

– А вы бы согласились возглавить лигу?


– Нет. Я же никогда подобным не занимался. Кроме того, любая работа должна приносить удовольствие. Мне же больше по душе тренерская деятельность. Хотя у меня образование и футбольного менеджера, и спортивного директора. Но никто с подобным предложением пока ко мне не обращался.

– Уместно проводить футбольные параллели между сборной России и Украиной?

– Конечно. Украина хорошо выступила на чемпионате мира, Россия – на чемпионате Европы. Значит, ничего невозможного нет. Думаю, наши сборные способны постоянно выступать на таком уровне. Просто так получается, что и русские, и украинцы – не очень уверенный в себе народ. А нужно верить, и все будет получаться.

– Согласны с теми, кто говорил, что Украине на чемпионате мира просто повезло?

– Когда есть конкретный результат, ребятам нужно только аплодировать.

– Как ваш строительный бизнес в Риге?

– Я уже им не занимаюсь. Нет времени. Поставил перед собой цель сделать тренерскую карьеру и стараюсь работать только в этом направлении.

– В интернете у вас есть свой блог. Как возникла идея его создания?

– Эта была инициатива  Локомотива. Мне помогали, но сейчас эта тема отошла на второй план.

– В России вы участвовали в съемках различных телепрограмм. Не хотите заявить о себе на украинском ТВ?

– Я всегда говорил, что мне это не очень интересно. Это была политика моего клуба. Футболист – публичный человек, и если его приглашают на какую-либо передачу, он должен идти. Это пропаганда футбола, клуба и своего имени.

– А участие в клипе группы Рефлекс – это тоже инициатива клуба?

– Это просто Дима Булыкин попросил помочь. Я не отказался. Люди восприняли все адекватно. В самом деле, кто лучше футболистов может сняться в клипе про футбол? Понятно, что это не высокое искусство, а просто музыка, но что в этом плохого? Мне, например, понравилось.

– В прошлом году киевский Арсенал снимался для Playboy. Как вы к этому относитесь?

– И Локомотив тоже снимался – ничего в этом ужасного нет. Полностью ведь никто не раздевался, получились красивые фотографии – может, немного сексуального характера, благодаря фотографам и стилистам. Это современная жизнь, и от нее никуда не уйти. Любое упоминание в прессе или на ТВ – это реклама. А Playboy – это недешевая реклама. Журнал читают миллионы.

– Наслышаны, что в машине у вас по-прежнему красуется символика Локомотива. Бело-голубую атрибутику не хотите добавить?

– Не думаю, что нужно что-то добавлять, так как моя Toyota в Москве. В Киеве мне предоставили другой автомобиль – Mitsubishi. Он с логотипом Динамо.

ВНЕ ПОЛЯ НЕ ОПАСЕН

– Появились любимые места в Киеве?

– Большую часть времени провожу на базе. А вообще люблю побыть дома. Как-то приезжали родители и жена. Зеленый Киев не мог им не понравиться.

– В России плохая пресса, но и футболисты не все хорошие, – сказали вы однажды. А как с этим в Украине?

– Я не сказал, что все плохие. Встречаются нечистоплотные, неквалифицированные журналисты. Да и не все футболисты умеют общаться с прессой. Только это вина не игроков, это беда нашей социальной системы. Иногда спортивные журналисты задают такие вопросы, что на них хочется также тупо ответить. Что же касается Украины, то я имею слабое представление о местных СМИ. Знаете, как говорят: не читаешь – вроде и проблем меньше. (Смеется.)

– А как вам местные комментаторы?

– Конечно, я не хочу никого обижать, но они уступают российским. Здесь есть разные варианты решения проблемы, например, приглашение в эфир бывших футболистов. Такая болезнь была и в России: комментаторы навязывали миллионам зрителей свое мнение, а специалисты над этим смеялись. Это непростая профессия, ей нужно обучать и, наверное, привлекать больше молодежи с факультетов журналистики или тех, кто фанатично увлекается футболом.

– Комментатор когда-нибудь выводил вас из себя?

– Меня всегда раздражали оценки действий вратарей. Эта такая узкая специализация, и только вратарь может объективно оценить эпизод. Очень часто с экрана телевизора  дают какие-то неадекватные комментарии по этому поводу. Однажды я даже высказал одному комментатору свое возмущение. Он вел репортажи о матчах бундеслиги и, видимо, невзлюбил одного из вратарей. Человек постоянно упрекал его в грубых ошибках, в то время как, по моему мнению, вратарь играл просто блестяще. Я комментатору сказал: Как ты можешь судить, если сам не вратарь? Ты можешь сказать, что это только твое мнение. И он в итоге со мной согласился.

– Еще бы. С вами трудно не согласиться...

– Нет, я же спокойно и аргументировано объяснил. В повседневной жизни Овчинников не такой, каким был на поле. Я не опасен.

– Сами хотели бы попробовать себя в роли комментатора?

– Первый канал приглашал меня на чемпионат Европы, но у Динамо был подготовительный период, и я не смог поехать.

– А если украинский канал пригласит?

– Если не буду занят, то почему бы и нет?

ПО ЗАКАЗУ БОССА

– Говорят, вы умеете хорошо готовить. У Босса есть фирменные блюда?

– Да обыкновенно я готовлю, как миллионы людей. Люблю с мясом возиться,  салатами разными. Только суп варить не люблю – во-первых, долго, а во-вторых, нет смысла готовить для одного себя. Кроме того, на базе Динамо всегда можно вкусно поесть.

– По заказу Овчинникова что-нибудь делают?

– Если я попрошу, то конечно.

– Какое у вас любимое блюдо?

– Ну, я пельмени люблю, например. Вот вареники как-то не очень.

– А сами умеете готовить пельмени?

– А что их там готовить? Взял тесто – и готовь. Просто нужно много времени, чтобы их лепить. Впрочем, когда я играл в Португалии, сам готовил пельмени. Помню, когда ко мне приехал отец, мы с ним, наверное, штук пятьсот налепили. На это ушел целый день. Я их потом еще долго ел...

– А сколько штук можете съесть за один раз?

– Когда был моложе, мог очень много съесть. Правда, не считал никогда. После завершения карьеры набрал много лишнего веса, и мне пришлось приложить много усилий, чтобы его сбросить. Поэтому сейчас поправляться не очень хочу. Стараюсь следить за питанием. В меру возможности, конечно.

– Каким должен быть идеальный болельщик Динамо?

– Разукрашенный в бело-синие цвета на финале Лиги чемпионов, где мы кого-нибудь обыграем. (Смеется.) А если серьезно,  болельщики Динамо и так идеальны. По своей сути напоминают мне болельщиков Локомотива – они повсюду с командой.

– Чего вам не хватает в Киеве, чтобы чувствовать себя как дома?

– Я очень люблю Москву и долго без нее не могу. По мере возможности стараюсь чаще ездить домой. Чего не хватает? Моей собаки. У меня в Москве восточно-европейская овчарка Индира. Я не могу ее привезти в съемную квартиру – она все там съест. Слишком уж она большая…

Галина ЕРЕМЕНКО, СЭ в Украине