Україна
23 січня 2009, 13:41
Милевский: "Звездой себя не чувствую"
Нападающий Динамо Артем Милевский побывал у гостях у передачи 2:1 на канале НТВ+Футбол.
Фото Ильи Хохлова, специально для Football.ua
23 січня 2009, 13:41
- Артем, в 23 года вы успели стать если не звездой, то лидером команды. Это большое испытание для молодого игрока. Как вы справляетесь со славой, чувствуете ли себя звездой украинского футбола?
- Мне рано себя чувствовать звездой, вокруг меня немало футболистов-ровесников, по праву заслуживших этот статус.
Например, Криштиану Роналду, получивший золотой мяч в этом году. Это действительно выдающийся игрок нашего поколения. А я себя звездой не чувствую.
- Но в рамках украинского футбола вы находитесь на вершине популярности, о вас и вашем таланте говорят по телевизору, пишут в газетах...
- Я не чувствую себя каким-то особенным. Команда у нас сейчас совершенно новая, ушли возрастные футболисты, появились новые, в том числе те, которых привел Юрий Семин. Тем, кто уже давно играет в Динамо, разумеется, хочется себя показать с лучшей стороны, как-то выделиться. Но крепкие партнерские отношения в такое время только помогают, и ощущать себя единственным и неповторимым неправильно.
- Скромность в жизни очень помогает, а вот на поле быть скромным, наверное, не совсем верно. По сути это означает использование своих возможностей не в полную силу. Можно сказать, что вы сейчас стараетесь выдать свой максимум? О вас ведь долгое время говорили как о долго восходящей звезде, то есть об игроке, который пока не может по объективным обстоятельствам занять лидерскую позицию в команде. В сборной долгое время первым был Шевченко, а в атаке Динамо - Шацких. Не кажется ли вам, что теперь настало ваше время?
- Конечно, ведь сейчас я один из самых старших в Динамо и по возрасту, и по времени пребывания в команде, поэтому место лидера действительно становится моим и многое теперь надо брать в свои руки.
В сборной наши многолетние лидеры, я надеюсь, еще не сказали своего последнего слова: и Андрей Шевченко, и Толя Тимощук, и Андрей Воронин. У меня еще не пропало то чувство, которое появляется у каждого молодого игрока в присутствии старожилов команды. Мне по-прежнему кажется, что именно они пока организуют жизнь нашего коллектива, общаются с тренером, с президентом федерации и так далее.
- Расскажите про тот пижонский пенальти, который вы забили швейцарцам на чемпионате мира.
- На самом деле это было очень трудное время с психологической точки зрения. Я не был дома полтора месяца. Страсти вокруг нас кипели нешуточные. Самым тяжелым было не пробить по мячу, а подойти и встать на точку. Передо мной уже не забили свой пенальти Шевченко и один из швейцарцев, так что мне было и трудно, и легко одновременно.
Как я буду бить пенальти, я решаю обычно задолго до самого удара. Я даже на вратаря не смотрю, просто подхожу к мячу, и моя задача - выполнить задуманное максимально точно.
- Это редкий случай. Ведь обычно пенальтисты играют с вратарем.
- Нет, я так не делаю. Полностью сосредотачиваюсь на ударе. Ведь если попадешь куда метил и с нужной силой, то у вратаря просто нет шансов взять мяч. А тогда я решил и даже сказал некоторым партнерам заранее, что буду бить с подсечкой. Это тоже выигрышный вариант, ведь вратари, как правило, бросаются в угол.
- Вспоминая тот матч со швейцарцами, многие говорят, что в вашей команде многие просто отказались бить пенальти, потому что не было сил.
- Действительно, нам тогда было очень тяжело. Мы отыграли положенные 90 минут и еще полчаса дополнительного времени. Каждый реально оценивал свои силы, и те, кто отказался бить, были абсолютно правы.
- Насколько для вас сейчас кажется весомым то достижение сборной Украины на ЧМ 2006 года?
- Если говорить честно, то постепенно этот успех забывается. Я прекрасно понимаю, что останавливаться нельзя. Я очень уважаю Олега Блохина и то, чего нам удалось достичь под его руководством, но жизнь не стоит на месте, нам надо продолжать тренироваться, играть и побеждать.
- Когда на чемпионате Европы российская сборная вышла в полуфинал, не было ли у вас легкой досады, что ваш результат двухлетней давности несколько ниже российского?
- Я по-хорошему завидовал ребятам. Мы в тот момент были в Москве на динамовской базе и смотрели матч Россия - Голландия. Я хорошо помню разговоры и о том, нужен ли команде Аршавин, не игравший в предыдущих играх; помню великолепную игру Жиркова, который все 90 минут бегал по левой бровке как заведенный, и для меня было загадкой, откуда столько сил у парня. Мы завидовали этой сборной и ее ребятам. Но хорошей завистью.
- Как вам кажется, в чем секрет российской сборной, по своим возможностям сильно уступающей сборной Голландии?
- Я не считаю сборную России средней командой. В принципе сейчас все европейские команды, входящие в первую десятку, играют примерно на одном уровне. Думаю, что сборной России нечего было терять, ребята играли расслабленно, играли как умели, и поэтому у них получилось показать все, на что они способны.
- Вы тоже вышли играть в четвертьфинале ЧМ с Италией раскрепощенными, вы уже достигли лучшего результата за постсоветское время, но проиграли 0:3. Иными словами, отсутствие давления, ответственности срабатывает не всегда.
- Нам немного не повезло. Сравняй мы счет в самом начале - кто знает, как бы все пошло.
- Насколько внимательно вы следите за тем, что происходит в российском чемпионате?
- Я слежу, смотрю выборочные матчи. Мне даже больше нравятся аналитические передачи на НТВ+, чем сам чемпионат России. Я ни за какой клуб особенно не болею, правда, в последнее время немного обидно за московский Спартак.
Матчей в Лиге чемпионов между Спартаком и киевским Динамо ждали как особенного противостояния, но ничего особенного не получилось. Оба матча мы выиграли легко, а москвичи так и не смогли нам что-нибудь противопоставить.
- То есть можно сказать, что по сильному Спартаку скучают даже в киевском Динамо?
- Да, можно так сказать. В нашей команде довольно много ребят, которые видели противостояние Спартака и киевского Динамо в советское время. Родители многим рассказывали о тех матчах в красках, и именно эти ребята ждали какой-то фееричной игры. У всех была супермотивация. Понятно, что легионеры не могли понять всех этих тонкостей так же, я думаю, как и легионеры Спартака.
- Получилось, что вы, киевляне, в целом смогли понять и прочувствовать всю важность этой встречи. А в Спартаке то ли не нашлось людей, способных объяснить, то ли просто нынешняя команда не способна испытывать подобных бойцовских чувств.
- Я не думаю, что спартаковцы не хотели выиграть, просто мы, видимо, хотели сильнее. Ответная игра для нас приобрела двойной смысл. Предматчевые интервью спартаковцев нас еще больше раззадорили, плюс еще полный стадион и настрой Юрия Павловича.
- Как Семин вел себя во время этих двух встреч, какую тональность он вам передавал?
- Особенных наставлений не было, хватало всего извне. С его стороны было несколько важных замечаний по игре, и было видно, насколько он серьезен.
- Как удалось мотивировать легионеров?
- Иностранцы играют за выход в Лигу чемпионов, за возможность себя показать, за деньги, в конце концов.
- Как вы настраиваетесь на матчи с донецким Шахтером? Ведь в этих встречах тоже должна присутствовать сверхзадача и для легионеров в том числе.
- В этом сезоне матч в ноябре продемонстрировал, что сверхзадача пропала для многих. Думаю, главная причина в том, что научились считать и заглядывать в турнирную таблицу. Допустим, для меня и еще для нескольких человек эта встреча по-прежнему была принципиальной, но впятером матч нельзя вытащить.
После игры я разговаривал с Селезневым из Шахтера, и он мне сказал: "Мы выиграли, потому что нам нужнее". Вроде бы в том матче не к кому придраться, все выложились, но что-то было не так.
- Если вам предложат в Кубке УЕФА выбрать, с кем сыграть - с Шахтером или с ЦСКА, вы на ком остановитесь?
- Думаю, на Шахтере, потому что для нас это более принципиальный соперник. То есть внутриукраинское противостояние уже сложилось, а противостояние знакомых команд интереснее, чем борьба с внешним соперником.
- Что изменилось в киевском Динамо с приходом Юрия Павловича Семина? Что он принес в вашу команду?
- Он очень умный и толковый человек как в футболе, так и в жизни. Мне всегда интересно, когда приходит человек в новую команду. Интересно, как он начинает выстраивать отношения с игроками, какие шутки и прибаутки с собой приносит.
Мне кажется, что я его начал понимать только летом, через полгода. У него есть, конечно, свои сложности. Первое, с чего он начал, - обновил весь состав команды, сделав ее, по сути, другой. Кроме того, на предсезонной подготовке он уменьшил количество кроссов, тестов на скорость и так далее, то есть сократил традиционно большие в Динамо силовые нагрузки. При нем активно заиграли те игроки, которые любят и умеют играть в пас.
Это мой футбол, и такая манера мне близка. Впервые на моей памяти получается так, что наша команда всех обыгрывает.
- Можно сказать, что Семин привез в Киев комбинационную игру, или речь идет только о том, что он принес свежий взгляд на футбол, на принцип построения команды, на тренировочный процесс?
- Да, скорее речь идет о свежем взгляде. У нас изменились тренировки. При Михайличенко, Сабо, Буряке и Демьяненко мы тренировались всегда по одной программе. При Семине мне даже на тренировках стало интересно. Сейчас приевшиеся упражнения и кроссы Юрием Павловичем полностью заменены.
- С чем, как вам кажется, связана проблема игры в последние минуты матчей для Динамо? В последних играх Лиги чемпионов команда пропускала решающие голы в последние минуты матча.
- Я тоже пытался анализировать эту ситуацию. У нас явно отсутствует способность концентрироваться до последней минуты. И ведь это болезнь не только киевского Динамо, но и, например, Шахтера, который проиграл Барселоне на последних минутах. Возможно, эта наша национальная особенность.
- В командной заявке вы поставлены на позицию нападающего. Вы и есть нападающий или ощущаете себя более универсальным игроком? На какой позиции вы больше всего любите играть?
- Я всегда раньше играл нападающим. Я больше всего люблю забивать. Но себя я не считаю чистым форвардом. Таким, например, как Это´О, Анри, Вьери, Индзаги. Настоящий нападающий практически не отдает пас. Я же иногда играю в глубине поля и раздаю передачи, чтобы забил кто-то другой.
- В отборочном цикле ЧМ-2010 Украине предстоят матчи с Белоруссией. Для вас это, наверное, не проходные игры?
- Согласен. В одной из предыдущих игр с белорусами я получил травму. А главное, я родом из Беларуси, мои корни - дяди, тети, братья и сестра - все там. В какой-то момент мне пришлось выбирать, за какую сборную выступать. Сейчас уже страсти улеглись, но в первое время было тяжело.
- Что стало поворотным моментом в принятии такого решения?
- Когда я начал играть в Киеве и впервые возник разговор о принятии украинского гражданства, я ответил категорически нет. Однако, приехав домой через пару месяцев на новогодние праздники, я уже сказал отцу о том, что принял решение играть за Украину. Решающим было знакомство с ребятами по команде и длительные разговоры с Павлом Яковенко, который меня в конце концов и уговорил. Это давняя история, и я ни о чем не жалею.
- У вас в очередной раз сложная группа. Любопытно, что главными вашими соперниками оказались Англия и Хорватия, то есть те же, которые были на отборочном этапе к Евро-2008 у России. Как вы оцениваете свои шансы?
- Да, группа тяжелая. По опыту мы знаем, что и в больших сборных бывает беспорядок и их можно на этом поймать. Я уверен, что у любой приличной сборной есть шанс выиграть на Уэмбли, у нас в том числе.
- Согласитесь ли вы ради победы сидеть все 90 минут в своей штрафной и не показывать никакой игры, лишь бы не проиграть?
- Конечно, соглашусь. Результат превыше всего. Я сейчас рассуждаю с позиции футболиста. Моя задача - сделать так, чтобы команда прошла дальше в большой турнир, и я буду использовать все доступные для этого средства.
- Насколько для современного украинского футболиста отъезд в Европу является стимулом для собственного совершенства?
- И для меня, и для других ребят отъезд за границу - это огромный стимул. Только для отъезда нужно, чтобы многое сошлось: желание агента, футболиста, президента клуба, трансферная стоимость и так далее. Я хочу сказать, что переход в европейский клуб - это огромная работа очень многих людей, и из-за этого такие переходы редко случаются как в России, так и на Украине. Я считаю, что все время думать об этой перспективе не стоит, надо играть там, где сейчас играешь, и играть хорошо.
- Чего вы ожидаете от 2009 года?
- 2008 год принес мне много новых ощущений и перспектив, я стал основным игроком в клубе, и этот год можно считать для меня отправным. Начало 2009 года пройдет для Динамо под знаком выступления в Кубке УЕФА.
У нас было много травмированных в конце прошлого года; я надеюсь, что они восстановятся, в том числе Олег Гусев, и мы будем играть в полном составе.
И конечно, нам нужно завершить чемпионат Украины на первом месте, чтобы получить путевку в Лигу чемпионов напрямую.
В нынешнем розыгрыше нам удалось слегка восстановить реноме клуба в Европе, теперь очень хочется сделать еще один шаг вперед.