Ровно семь лет назад ушел из жизни человек-эпоха – Валерий Лобановский. В день памяти великого тренера Александр Заваров, его воспитанник, поделился с нами воспоминаниями о Валерии Васильевиче.
Александр Заваров, fcdnipro.dp.ua
13 травня 2009, 16:42
- Александр Анатольевич, как ваша футбольная судьба связала вас с киевским Динамо и Валерием Лобановским?
- В Киев Валерий Васильевич меня приглашал несколько раз – в 1979-м, 1981-м. Но только в 82-м году я решил перейти в Динамо. Заиграть тут было делом не из простых. Я очень доволен, что с самого начала работал под руководством Лобановского.
- Но ведь в 82-м тренером Динамо был Юрий Морозов…
- Лобановский ушел на год в сборную, а вместо себя оставил своего единомышленника Юрия Андреевича Морозова, кстати, ему тоже светлая память – хороший был человек и тренер… Сборная не прошла на Чемпионат Европы 1984 года во Франции, и Валерий Васильевич вернулся в Киев. Позже он доказал всем, что он тренер и командный, и сборный, способный побеждать во всех турнирах.
- Когда Лобановский вернулся, Динамо, откровенно говоря, не блистало – впервые за 14 лет Киев остался без еврокубков…
- В 1984-м шла смена поколений, многие футболисты закончили карьеру, кто-то был травмирован. Лобановский создавал новую команду, пришли ряд молодых игроков: Яремчук, Заваров, Яковенко, Беланов, Рац… Валерий Васильевич собрал игроков по 22-23 года, и спустя 2 сезона его команда выиграла Кубок Кубков 1986-го.
- Трудно было справляться с конкуренцией?
- Для каждого футболиста конкуренция – это нормальное дело. Игрок не должен успокаиваться, он должен быть постоянно в тонусе и мотивирован. Лобановский говорил: Кто сильнее, тот и играет.
- Команды Лобановского всегда славились железной дисциплиной…
- Железная дисциплина, хорошо поставленный тренировочный процесс и подбор игроков в результате дали результат.
- Система штрафов существовала?
- Какая-то система штрафов существовала, но и так не припомню, что бы кто-то опоздал на тренировку или вовсе не явился. В команде была такая атмосфера, что за час до тренировки мы уже сидели в раздевалки и ждали начала.
- За сколько дней до матча футболисты заезжали на базу?
- За три дня. Если матч в субботу, то в четверг мы уже были на базе и ни на что не отвлекались.
- В 1985-м вы дебютировали в сборной Союза в матче с Румынией. Опишите атмосферу.
- Сборную тогда тренировал Малафеев. Тогда мы громили всех… Параллельно со мной в сборной начали играть остальные динамовцы: Беланов, Рац, Кузнецов. Лобановский снова принял сборную уже накануне Чемпионата мира 1986-го.
- Чем отличалась работа Лобановского в Динамо и в сборной СССР?
- В сборную Союза было вызвано много игроков киевского Динамо. Сначала 8-9, потом 12. Костяк сборной знал, чего можно ждать от Лобановского. Остальные игроки подстраивались под нас и виденье игры Валерия Васильевича.
- Финал Кубка Кубков 1986-го, наверное, один из лучших ваших матчей?
- В финале хорошо сыграла вся команда. Мы разорвали Атлетико Мадрид 3:0. В начале игры, после удара Беланова и рикошета от вратаря, мне удалось забить. Потом еще забили Блохин и Евтушенко. Выигрывать трофеи всегда приятно.
- Вспомните, как Валерий Васильевич отпускал вас в Ювентус?
- "Иди в Ювентус. Будешь одним из первых, кто переходит в зарубежный клуб", - сказал Лобановский. Если бы не эти слова, я бы никуда не поехал. Много шума вызвал тот трансфер, но в то время каждый переход спортсмена становился громким событием. Вспомните хотя бы, как хоккеисты переходили зарубежье. Это был наградой за то, что мы всю молодость отработали на нашу страну. Я думаю, что все, кто выезжал из Союза, сделали правильно – этим мы прославляли страну. Другое дело, что страна эта в какой-то момент забыла про нас.
- Когда вы последний раз видели Валерия Васильевича при жизни?
- Я часто ездил с Динамо по Европе, когда клуб играл в Лиге Чемпионов. Был на полуфинале в Мюнхене, когда играли с Баварией. Мне сложно вспомнить, когда виделись в последний раз, ведь практически каждый зарубежный выезд или сборы киевлян. Неожиданно Лобановский ушел из жизни, но жизнь есть жизнь, тут ничего не поделаешь…