Дмитрий Селюк — человек-загадка. В футбольной Украине его знают все. И при этом о нем никто не знает фактически ничего. Ставший крылатым вопрос «Who is mr. Putin?» применительно к Дмитрию Селюку нужно произносить на испанский манер: «Quién usted el señor Selyuk»?

Дистанционное управление

— Давайте для начала немного поговорим о вас. Говорят, вы очень суровый, жесткий человек. Может быть, даже сверх меры эмоциональный, что вызывает у людей критические замечания. Это так?

— Могу сказать, что я не сладкий пирожок. Но в работе с людьми, особенно в футбольном коллективе, если не будет достаточной жесткости в принятии решений, то ничего не добьешься. Но в жизни я абсолютно мягкий человек.

— Сложно ли руководить «Металлургом» на расстоянии?

— По всей видимости, руководить удается неплохо. Потому, что за время моей предыдущей работы «Металлург» за два года дважды становился бронзовым призером чемпионата и один раз занял четвертое место. То есть, мы трижды выступали в Кубке УЕФА. В прошлом сезоне я не работал в клубе и, к сожалению, команда заняла лишь девятое место. Надеюсь, что в этом году мы вернемся на наши утраченные позиции.

— Вы уверены, что получаете объективную информацию о команде?

— В свое время я закончил математическую школу, и с детства мне привита склонность к анализу. У меня достаточно информации, чтобы делать соответствующие выводы.

— Говорят, у Деметрадзе лишний вес…

— Он его сбрасывает. Об этом я тоже знаю. Поверьте, я знаю о команде все. У кого какой вес, кто о чем думает, кто когда собирается жениться, кто разводиться и так далее.

Цели и средства

— Поставлены какие-то определенные цели на этот сезон?

— Президент клуба Сергей Алексеевич Тарута поставил задачу создать конкурентоспособную команду, которая способна достойно выступать на европейской арене.

— Сколько на это дается времени?

— Придется огорчить тех людей, которые думают, что это произойдет через месяц-другой. Это невозможно. Но мы постараемся сделать это как можно скорей.

— Так или иначе, существует прямая зависимость между результатом и бюджетом клуба…

— За «Металлургом» стоит Индустриальный Союз Донбасса — более чем успешная компания. Поэтому со всем, что касается финансовой части, у клуба проблем нет. Много слухов о том, что у нас тратятся огромные суммы на приобретение игроков. Но к примеру из всех игроков, которые были приобретены в это межсезонье, только за четверых, а именно Бансе, Жуниора, Вога и Оливейру, были заплачены деньги. Более того, за всех их мы рассчитались тем, что получили от продажи Ткаченко и Туре. То есть баланс нулевой. Все остальные футболисты пришли как свободные агенты. Поэтому хочу успокоить болельщиков и огорчить «доброжелателей», которые утверждают, что мы выкидываем десятки миллионов на никчемных игроков. Это не так.

Болеем за ФК «Заря» (Донецк)?

— «Металлургу» приходится играть практически без болельщиков — это серьезная проблема?

— Да, очень. В связи с этим нам очень сложно конкурировать с другими клубами. Когда футболисты выходят играть при пустых трибунах, им очень тяжело психологически. Такое ощущение, что играешь на тренировке. Но это проблема не только «Металлурга», а и других клубов, которые находятся в одном городе с именитыми командами. Яркий пример — «Барселона» и «Эспаньол». У «Барсы» на матч приходят 100 тысяч, а у «Эспаньола» — две. Вот и «Шахтер» собирает полный стадион, а на «Металлург» ходят единицы. В последнее время даже на «Динамо» приходит мало болельщиков, а у «Арсенала» их вообще нет. Так что такое сплошь и рядом. Выход? Сейчас мы строим стадион в Макеевке — попробуем привлечь тамошних болельщиков.

— Вариант объединения с другим клубом, как это делается в других странах, не рассматривается?

— Можно говорить об этом с соседними клубами. Такими, как, например, алчевская «Сталь» или луганская «Заря». Если бы решение зависело от меня, то я бы с удовольствием голосовал бы за слияние «Металлурга» с «Зарей». Тогда команда выступала бы на стадионе в Луганске, где болельщики подстегивали бы футболистов — их поддержка очень много значит.

— Что этому мешает?

— Тут много вопросов, которые нужно решать. Недавно мы закончили строительство новой супербазы, аналогов которой в Европе практически нет. Что делать с ней? Как бросить? Переезжать в Луганск? Допустим, тренироваться можно на базе «Металлурга», а выступать в Луганске. Нужно чтобы не только руководство клубов согласилось, но и урегулировать этот момент с ФФУ и ПФЛ.

Игра — не борьба!

— Вам не кажется, что в последнее время в «Металлурге» слишком много пертурбаций?

— К этому сезону нам пришлось готовиться в спешном порядке — аврал! Половины команды вообще не было, не было и тренера. Пришлось принимать экстренные меры, что и является одной из причин определенных проблем в нашей игре. Но это издержки производства, будем надеяться, что некоторые люди чуть позже уйдут из команды, а кто-то добавится и все будет в порядке. Украинский чемпионат отличается от европейских тем, что много команд играет за счет своей физической подготовки. То есть на поле иногда гораздо больше борьбы, чем игры.

— Вам импонирует другой стиль игры?

— Мне нравится, когда люди играют в футбол, а борьба — это другой вид спорта. Когда десять человек стоят в своей штрафной площадке и просто выбивают мяч — это мне непонятно.

— Вы направляете действия тренера в зависимости от ваших желаний?

— С Алонсо мы примерно одинаково смотрим на футбол. Нам хотелось бы играть в атакующий футбол, желательно, в систему 4-3-3. К сожалению, пока это не совсем получается. Для этого нужен определенный подбор игроков. Но мы должны понимать, что это не «Барселона», а «Металлург» и не все игроки, которых мы хотели бы пригласить, могут приехать в Донецк.

Клоуны и звезды

— До перехода Криштиано Роналду в «Манчестер Юнайтед» были слухи, что он может перейти в российский или в украинский чемпионат. Теоретически игроки такого уровня могут оказаться в Украине?

— Дело в том, что многие агенты, которые занимаются работой с футболистами, по своей сущности клоуны. Говорят какую-то ерунду —мол, тот бы мог приехать туда, а этот — сюда. Это то же самое, если я скажу, что «Металлург» приглашает Рональдиньо, но он отказался, или «Барселона» его продает только за 150 миллионов. Клоунам, которые все это рассказывают, лучше податься в цирк, чем работать в футболе. Футболисты экстракласса не поедут играть в постсоветское пространство.

— Но ведь Манише поехал в Россию!

— Я лично знаю Манише и его менеджера Мендеса. Манише воспринимает свою командировку как кошмарный сон. Мое мнение — украинские клубы должны привлекать перспективных игроков. Как к примеру, Туре или Элано. А Манише, Коштиньо… Поверьте, если они и придут в какой-то наш клуб, то испортят дисциплину. Со своей звездной болезнью они приходят за деньгами, а не для того, чтобы показать свои амбиции.

Иностранный легион

— Как считаете, почему так разняться результаты сборной Украины и наших лигочемпионовских представителей, в которых играют столько легионеров?!

— Сразу хочу сказать, что я против лимитов на легионеров и вообще любых ограничений. Только конкуренция приведет к нужному результату. В первую очередь чемпионат должен быть конкурентоспособен. Что произошло после введения лимита — «Динамо» начало забирать всех мало-мальски нормальных украинских игроков. То же самое делает «Шахтер». Что остается? Ничего. Лишь те игроки, которые не всегда попадают по мячу. Это также одна из причин того, что чемпионат Украины — это первенство двух команд.

— Но тренер сборной Украины...

— Я не согласен с Олегом Блохиным, который выступает за ужесточение лимита на легионеров. Мол, нужны игроки для сборной. Но! Шевченко играет за границей, Воронин — тоже, Гусин опять же… Если не будет ограничения, то талантливые игроки будут пользоваться спросом и на европейское арене. Они будут набираться опыта в зарубежных клубах, других чемпионатах. А так получается, что вся сборная в конечном итоге будет набираться в украинском первенстве!

Знаете, как у Сент-Экзюпери — если звезды зажигаются, может быть, это кому-нибудь нужно? Может быть, кому-нибудь нужно, чтобы был этот лимит? Я — за право выбора! Не хотите брать иностранцев — не берите! Но ведь кто-то хочет! Это неправильно? Смейтесь над нами, нет проблем! К примеру, возьмем «Барселону». Сколько в ней иностранцев?! Рональдиньо, Этоо, Месси, Деко, Жюли, Ван Бронкхорст, Белетти… А вот «Атлетико Бильбао» хочет только басков — никто не запрещает! Сейчас они, по-моему, на предпоследнем месте. 

— Как в таком случае быть с воспитанием своих «звезд»?

— Я прекрасно понимаю Блохина, который говорит, что ему нужны игроки для сборной. Но мы тоже будем воспитывать! Вот сейчас взяли тренера второй команды, который раньше тренировал первые команды в Бельгии. Мы тоже хотим растить талантливых украинских игроков. И делать это в условиях здоровой конкуренции с иностранцами. Иначе любой наш мало-мальски нормальный игрок будет приходить полупъяный и говорить, что если вы меня не возьмете, то я от вас уйду. А тренер будет думать — кого же мне тогда ставить на игру, ведь у нас лимит?! Это — дорога к краху.

Не Ганс-Христиан Андерсен

— Какими достижениями донецкого «Металлурга» в ближайшие два года вы бы гордились?

— Я бы мог сказать, что гордился командой, выигравшей Лигу чемпионов, но это нереально. Поэтому я хочу, чтобы в течение трех лет мы создали команду, которая стала бы конкурентоспособной в украинском чемпионате. Бой лидерам мы уже дали. Теперь нужно стабилизировать игру и стремиться в «зону УЕФА». Затем — выступление в этом турнире, где мы хотим выйти из группового турнира.

— То есть вы не видите команду на первом или втором месте чемпионата Украины и, соответственно — в Лиге чемпионов?

— Я-то вижу, но меня зовут Дмитрий Селюк, а не Ганс-Христиан Андерсен. Поэтому я отдаю себе отчет в том, что на сегодняшний день украинский чемпионат неконкурентоспособный. Поэтому, как бы мы не хотели, нам этого не удастся сделать.

— И, все таки, хочется надеяться, что в будущем имя клуба будет связано с громкими переходами и удачным выступлением в Лиге чемпионов!

— Это при условии, если не будет лимита на легионеров.