Начальник селекционного отдела Металлиста Вадим Комардин в программе "Мова футболу" (харьковская радиостанция "Новая волна") рассказал об удачах и провалах команды, летних "новичках" и возвращении Рыкуна.
Ваши впечатления от игры Металлиста в первом круге чемпионата.
Профессионалы никогда не остаются довольными, всегда стремятся к чему-то лучшему. Были удачные матчи, были неудачные, но главное то, что результат достигнут. Считаю, что мы находимся на достойном месте. Наступаем на пятки лидерам чемпионата. Можно сказать, что первый круг прошел довольно успешно.
Какие матчи считаете наиболее и наименее успешными?
Наиболее интересные по зрелищности и накалу матчи получились против киевлян, Шахтера и Днепра.
Со стороны профессионала, который видит все ошибки и невыполнение тактических заданий, поставленных тренером, можно сказать, что были провальные матчи. Наиболее неудачный по результату, конечно же, со Штурмом.
На своем посту летом этого года вы уже провели одну селекционную кампанию. Считаете ее удачной?
Это не только моя работа. Работает большой штат сотрудников, проходят совещания с главным тренером, с президентом. Все принимают участие, но все же основная часть работы ложится на наши плечи. Я считаю, что была проведена широкая и интересная работа. Пришли перспективные игроки – Буркхардт, Фредес, Еременко. Это игроки высокого уровня, которые могут очень много пользы принести нашей команде.
Каков принцип работы отдела селекции в Металлисте?
У нас есть большая сеть знакомств и контактов по разным странам мира. Некоторые из них хорошие друзья. Например, человек, который работает в Аргентине – наш близкий друг, мы долгое время тесно сотрудничаем, нет ни одного дня, чтобы мы с ним не общались.
От этих контактов мы черпаем необходимую информацию или слушаем наблюдения по игроку, который нам интересен. Они ходят на матчи, смотрят игры с участием таких игроков, а потом передают информацию нам. Информация не только о поведении футболиста во время игры, но также в повседневной жизни, в тренировочном процессе, в коллективе.
Прежде чем взять какого-либо игрока, поднимается и перепроверяется уйма информации. Это делает Евгений Алексеевич (Красников), я, наш отдел. Потом, когда мы считаем, что игрок достоин, чтобы его представить главному тренеру, везутся диски с видеоматериалом об этом игроке. Потом уже вместе обсуждается сложившееся мнение.
На первую тренировку игрока, приехавшего на просмотр, собирается все руководство клуба, чтобы оценить все профессиональным взглядом. После первых 15-20 минут, замечая тонкости поведения, уже можно дать отчет, какого уровня футболист.
Дайте краткую характеристику футболистам, которые пришли в Металлист летом – Буркхардт, Фредес, Еременко, Лысенко.
Лысенко молодой и перспективный игрок с очень хорошими физическими данными. Выдвинутый неуступчивый нападающий, который любит борьбу, хорошо играет головой и всегда нацелен на ворота. Игрок не глупый, я думаю, что его время раскрыться обязательно придет. Очень жаль, что травма выбила его надолго из строя. Но организм молодой, надеюсь, что он скоро восстановится, пройдет адаптацию и в конце февраля присоединится к общей группе. Из Володи будет большой толк.
Буркхардт. Человек в 18 лет уже играл в национальной сборной своей страны. Он был наиболее перспективным, одним из лучших полузащитников на то время. Но в жизни очень тяжело противостоять таким понятиям как "слава" и "деньги". У этого игрока из-за молодой психологии произошел небольшой спад. Споткнулся, назовем это так.
Но годы меняют людей, Марчин, наверное, все-таки правильно воспринял этот жизненный урок, сделал анализ ситуации, стал на ноги и начал работать. Сейчас начал доказывать, что не зря в 18 лет он был лучшим полузащитником Польши. Он на это нацелен. И здесь у нас общие цели. Металлист каждый день старается доказывать, что он достоин большего и стремится выше. То же самое у Марчина, поэтому мы будем вместе проходить этот путь.
Правда ли, что после того, как вернулся в строй Рыкун, появились разговоры о продаже Еременко?
Когда были травмированы Рыкун и Жажа, на центральную зону полузащиты искались игроки, способные комбинировать, создавать и вести игру. Поэтому были приобретены Еременко и Фредес.
С Фредесом на сегодняшний день мы расстались, но о нем можно сказать, что это футболист с хорошим видением поля, с хорошим пасом и умением вести игру.
Алексей также очень умный игрок, со своей интересной техникой и прекрасным ударом с правой ноги. Он не раз это демонстрировал.
Но Рыкун все же вернулся в строй. Александр был и есть лидером нашей команды.
Рыкун, к сожалению, не будет вечно играть в Металлисте. Ведется какая-нибудь работа в этом направлении?
Конечно, мы присматриваемся к футболистам из других стран. Но также ведется большая работа внутри команды: с первой командой тренируются молодые и перспективные ребята, которые должны находиться в тренировочном процессе рядом с профессионалами, быть постоянно рядом с ними, черпать и брать опыт от них. Также работает детская школа. Надеемся вырастить своих Рыкунов, Обрадовичей и прочих.
Ходят слухи, что у Маркевича и Красникова есть разногласия по поводу приезда в команду многих новичков. Не думаете, что одним из таких стал Фредес?
Слухи, слухи… Поменьше слушайте слухи. Это называется нормальной рабочей обстановкой. Каждый человек имеет свое мнение, свое видение. Маркевич и Красников видятся каждый день и общаются по 2-3 часа, обсуждая состав и качество игроков. Это вполне нормально, когда кто-то один видит положительные стороны в игроке, а другому они не нравятся. Но самое главное, что эти люди находят между собой компромисс, помогают друг другу и результат на лицо.
Металлист уже определился, с кем расстанется кроме Фредеса?
Нет. На сегодняшний день мы открыты для предложений. Не исключено, что могут поступить предложения по любому игроку нашей команды. Но чтобы Металлист был конкретно готов расстаться с кем-то из игроков – так остро вопрос на сегодня не стоит.
Какое задание по усилению состава дал Мирон Богданович на это межсезонье?
Не секрет, что у нас трудности на левом фланге обороны. Есть возможность закрывать эту позицию, в последней игре Обрадович прекрасно с этим справился. Но хотелось бы иметь хорошего левого защитника с такими данными, чтобы он мог подключаться к атаке, закрывать всю бровку.
Так же остро у нас стоит проблема нападающего. Нападающего, способного забивать голы, быть на острие, иметь чутье гола.
Ну и все-таки центр полузащиты…
То есть это снова "металлическое" – в каждую линию по игроку?
Конечно. Всегда нужно что-то обновлять, вливать свежую кровь.
А то, что вы долгое время провели в Аргентине, означает, что Металлист делает акцент на работу с южноамериканскими странами?
Нет. Я думаю, что это стечение обстоятельств. И главному тренеру и Евгению Алексеевичу импонирует аргентинский футбол. Аргентинцев, в отличие от бразильцев, считают более трудолюбивыми, ответственными и дисциплинированными. Ну а об уровне аргентинского футбола, я думаю, много рассказывать не надо.
Есть какое-то процентное соотношение в поиске футболистов? Есть приоритетные в этом отношении страны или континенты?
Нет. У нас нет никакой расовой дискриминации, скажем так. Нас просто интересуют хорошие игроки.
Каждый день в клуб приходят факсы, приглашения, диски. На прошлой неделе в Металлист пришли около 100 дисков из Аргентины от крупной компании, занимающейся этим направлением. На дисках представлены игроки со всего мира.
Украина стала чемпионом Европы в возрасте U-19. Металлист следит за кем-нибудь из этого состава? Не планируете кого-нибудь приобрести? Ведь лучше играть за Металлист, чем за третий-четвертый состав Динамо ил Шахтера.
Каждый случай индивидуален. По моему мнению, очень много игроков на сегодняшний день идут по неправильному пути посредством слабой молодой психологии.
Намекаете на деньги?
Да, конечно.
Мы с такими случаями сталкиваемся и в Аргентине, когда люди предпочитают сидеть на скамье запасных, но оставаться в знаменитом клубе и получать деньги, чем ехать куда-нибудь и играть.
Сейчас серьезные усилия предприняты для открытия детско-юношеской школы Металлист. На сегодня в команде два харьковчанина. Дай Бог, чтобы лет через пять их было процентов 60.
Тогда ваша профессия перестанет быть нужной.
Почему? Наш отдел ведет поиски и для детско-юношеского футбола. Ведутся работы по всей Украине, подбираются молодые перспективные ребята и приглашаются в Харьков. Они здесь получают жилье, питание, образования и занимаются в нашей детско-юношеской школе.
Тренеры этой школы следят за футболистами первой лиги. Наши селекционеры ездят также по области. Футбол – это свой отдельный мир. К примеру, в Купянске происходит какое-то событие, а через полтора часа эта информация уже у нас – есть молодой и перспективный игрок. Харьковская область находится под нашим контролем.
Почему не подписали контракт с вратарем Исса Ндойе? Путь в Луцк – транзит перед Харьковом?
Этот игрок приезжал в Харьков, мы с ним общались. У него интересные данные, но у нас есть Александр Горяинов, который на сегодняшний день считается одним из лучших вратарей Украины. 34 года для вратаря – самый расцвет. Футболист с богатым опытом, очень надежно защищает ворота. Поэтому покупать игрока за определенную сумму плюс контракт и все для того, чтобы он сидел на замене – не слишком интересный вариант для нас.
Тем более, что у нас есть еще Бажан.
Да, есть Игорь, который очень достойно работает на тренировках. Не то, чтобы он согласен со своим местом среди запасных, просто человек ответственно работает, и на тренировках создает достойную конкуренцию Саше. И за счет этого Горяинов поддерживает свой уровень.
В интернете появилась информация о том, что Металлист интересовался польским форвардом Камелом Грошицки. Это соответствует действительности?
Лично я об этом ничего не слышал. Эта информация могла поступить напрямую спортивному директору Металлиста Евгению Алексеевичу Красникову…
А вот когда селекционеры комментируют подобным образом слухи, нет ли здесь профессиональной уловки – сдерживание цены?
Есть определенные вещи, которые утаиваются по разным причинам. За этим игроком могут смотреть другие клубы, а мы должны знать опережаем мы их или нет. Стараемся не допускать вытекания ценовой информации. Вплоть до определенных жизненных привычек "не говорить "оп", пока не перепрыгнешь".
Среди харьковских болельщиков ходят мысли о том, что Металлист не тратил много денег на трансферы потому, что Ярославский вкладывал средства в инфраструктуру. Это так?
В принципе, я не имею никакого права лезть в дела Александра Владленовича. Ему виднее, но средства для покупки тех игроков, которые пришли летом, были выделены. Понятно, что на сегодняшний день мы не имеем возможности покупать игроков уровня донецкого Шахтера или киевского Динамо.
Если Металлист стремится к результатам, которые достигают Шахтер и Динамо, то может и в селекции стоит действовать так же, как эти клубы?
Можно ответить коротко – у нас тоже есть результат…
Но болельщикам мало. Они хотят чемпионства, хотят Кубка Украины.
Москва тоже не сразу строилась. Шаг за шагом, каждый год мы прибавляем. Поверьте, мы тоже об этом мечтаем, но поспешишь – людей насмешишь. Есть команды, которые покупают очень дорогих игроков, но эти игроки не приспосабливаются для игры в клубе. Высокая цена футболиста – еще не показатель того, что он заиграет, и будет играть.
Новейшую историю клуба мы начали писать всего четыре года назад. И пока у нас получается с хорошим результатом это делать. Мы повышаем свою планку.
Шахтер и Динамо - клубы с многолетней историей, инфраструктурой, бюджетами и т. д. Это гранды, к которым мы на сегодняшний день приблизились вплотную, но пока еще в пути.
Фанаты считают главным качеством футболиста – любовь к клубу, к его цветам и традициям. Как привить такую любовь легионеру?
Здесь дело в профессионализме и человечности футболиста. Если он сейчас находится в Харькове и играет за Металлист, которому весь город отдает свою любовь, то он понимает, что это его дом на сегодня. Эта команда, эти фанаты и эта футболка. Это не прививается, это находится в душе и в сердце.
Как на вашу работу повлияет увеличения лимита на легионеров?
Лично я против этого. С развалом Советского Союза рухнуло все: спорт, культура, политика. Только сейчас мы начали поднимать голову благодаря таким людям как наш президент, как президент донецкого Шахтера, которые строят детские школы, поднимают детский футбол.
Когда мы вырастим своих игроков, и когда наши игроки в честной конкуренции начнут вытеснять иностранных футболистов, то у нас не будет желания тратить большие деньги на покупку чужих игроков. Зачем, если у нас есть свое, которое нужно растить и доказывать всему миру, что оно не хуже, а лучше иностранцев.
Источник: ИА МОСТ-Харьков