Премьер-лига: Nike обшивает уже половину команд
 
Среди клубов Премьер-лиги лидером остается американский производитель Nike: половина клубов элитного дивизиона одеваются в форму с «запятой». Это приводит иногда и к курьезным совпадениям: попробуйте, например, отличить красные формы Кривбасса, Ильичевца и запорожского Металлурга, сыгравших в первом туре на выезде. За исключением герба (логотипов титульных спонсоров также не нанесено), это ведь «трое из ларца, одинаковых с лица»! И если у мариупольцев белый рукав хоть немножечко отличается, то криворожане и запорожцы одеты в совершенно одинаковую форму!
 
Перед началом сезона, узнав, что луцкая Волынь собирается переходить под крыло Adidas, искренне обеспокоился я судьбой ее самобытной, узнаваемой формы. Знаменитые футболки с крестом, который также нанесен на герб и флаг города Луцка и области, были долгое время одними из самых красивых в нашей лиге. И уж точно самыми оригинальными. К счастью, очень приятно это отметить, новая форма сохранила эти элементы. В наших широтах редко бывает, когда обращают внимание на такие, вроде мелкие, но имиджевые детали.
 
Теперь перейдем непосредственно к форме. За исключением Волыни, остальные клубы не меняли производителей экипировки, хотя многие успели презентовать новые модели формы. Четырехлетнюю миграцию клубов УПЛ по брендам иллюстрирует таблица 1.



Низшие лиги: появились имена, а также толика гламура
 
В первой лиге – нововведение. Согласно внесенного летом пункта 11 статьи 28 Регламента ПФЛ нового сезона, все клубы этого дивизиона теперь обязаны обеспечить наличие фамилий или псевдонимов игроков н а футболках своих команд. Хотелось бы отметить здесь «моряцкую» форму Севастополя, а также оригинальную форму Крымтеплицы, которой она остается верной уже пару лет.
 
А вот во второй лиге самой оригинальной станет, наверное, ялтинская Жемчужина. Цветами клуба являются белый и оранжевый, и перед сезоном команда успела засветиться в редкой для наших широт бело-оранжевой яркой форме. В стартовом матче второй лиги она играла в белой. Так что ждем новых интересностей.
 
Пополнился «полк» команд, играющих в «no name» форме. Если в прошлом сезоне только днепродзержинская Сталь играла в форме без указания логотипа бренда (в этой желто-салатно-черной одежке команда стартовала и теперь), то в Группе А ФК Тернополь появился в форме синего цвета, где лишь гетры были адидасовскими.
 
Кстати, о «близнецах». ПФК Сумы и черкасский Славутич стартовали в новом сезоне в адидасовской белой-синей форме оригинального фасона с горизонтальными полосками. Кстати, такого же типа, только черно-желтая, форма у Буковины.
 
Итого: Nike продолжает лидировать
 
16 команд Премьер-лиги и 42 ПФЛ (первая и вторая лиги) одеты в форму 7 брендов, еще две – в футболках непонятного происхождения. Лидером Премьер-лиги является Nike, произведениями которого пользуются сразу половина клубов. Американский производитель лидирует и во всем украинском профессиональном футболе (17 команд). В первой лиге Nike разделяет лидерство с Umbro (по 4 клиента). А вот лидером второй лиги стал Adidas (6 команд, 4 из них – в Группе Б), которому лишь на 1 уступает Joma (5, 3 из них – в Группе А).
 
Во всех лигах представлены только 4 марки: Nike, Adidas, Umbro и Joma. А вот краматорский Авангард стал самой оригинальной командой со своей немецкой формой. Впервые не присутствует в нашем про-футболе итальянская Lotto. Зато уже две команды второй лиги играют в неопознанной «no name».



Кто есть who
 
Дальше предлагаем вспомнить профайлы всех представленных в украинском профессиональном футболе производителей спортинвентаря.
 
Nike (Найки). Американская компания, основанная в 1964 году студентом-бегуном Филом Найтом и его тренером Биллом Бауэрманом. Одевает МЮ, Арсенал, Ювентус, Барселону, Интер, сборные Бразилии, Голландии, Португалии, Франции. В Украине появилась сравнительно недавно, но уже успела привлечь большинство про-клубов Украины, в том числе Шахтер и Днепр. В УПЛ одевает Шахтер, Зарю, Ильичевец, Днепр, Кривбасс, Черноморец, запорожский Металлург и киевский Арсенал. В первой лиге – Александрию, Севастополь, Нафтовик-Укрнафту, Гелиос. Во второй – Кристалл, Десну, УкрАгроКом и, понятное дело, Шахтер-3 и Севастополь-2.
 
Adidas (Адидас). Компания, основанная Ади Дасслером в 1924 году, стала одним из символов Германии. Первой начала активно внедрять свой продукт посредством массированной рекламы с участием звезд. Традиционно одевает Баварию и сборную Германии, стала первым западным производителем спортинвентаря, прорвавшимся за Железный занавес. В ее форме играла сборная СССР, а теперь – и сборная Украины. В УПЛ одевает Динамо, Металлист, Волынь, Ворсклу и Говерлу-Закарпатье. В первой лиге – Буковину, Сумы и, конечно, Динамо-2. Во второй – Славутич, одесский СКА, Кремень, Жемчужину и Горняк-Спорт.
 
Umbro (Умбро). Манчестерский производитель был основан в 1920 году и был назван, как и Адидас, благодаря хитроумному сокращению имен своих основателей: Humphrey Brothers. Много лет сотрудничает с Футбольной Ассоциацией Англии, ненадолго вернула расположение земляков из Ман Сити, хотя они, как и Юнайтед, через год окажутся «в ведении» Найки. Когда-то в ее форме играло киевское Динамо (первая половина 90-х, после контракта с английским брендом Admiral). В УПЛ одевает донецкий Металлург и Таврию. В первой лиге – алчевскую Сталь, Титан, Одессу, Николаев. Во второй – Еднисть, хмельницкое Динамо, Горняк, свердловский Шахтер.
 
Joma (Хома). Основанный в 1965 году испанский бренд прошел сложный путь от фирмы с 8 работниками до большой компании с представительствами по всему миру. До недавних пор сотрудничала с Севильей, а теперь ее самый именитый клиент – Валенсия, к которой летом присоединилась Фиорентина. В Украину Joma начала внедряться пару лет назад, став техспонсором Карпат. В УПЛ одевает Карпаты. В первой лиге – Зирку, Полтаву и белоцерковский Арсенал. Во второй – Скалу, тернопольскую Ниву, Реал Фарм, Макеевуголь и, закономерно, Полтаву-Карловку-2.
 
Puma (Пума). Появилась в 1948 году вследствие распада семейного подряда Дасслеров. Старший брат, Рудольф, сначала назвал свое детище Ruda (Rudolf Dassler), но решил чуть-чуть сменить название, чтобы взять символом опасную и сильную «кошку». В футболе традиционно команда одевает сборную Австрии, а также Италию, Чехию, Швейцарию. А еще – Ньюкасл, Бордо, Штуттгарт, Эспаньол, Палермо и Фейеноорд. Мы же помним времена, когда в футболке с пумой играла национальная команда Украины. В УПЛ не представлена, в первой лиге одевает Оболонь и Олимпик, во второй, конечно же, Оболонь-2.
 
Errea (Эрреа). Более молодая (с 1988 г.) и более скромная итальянская фирма одевает земляков из Пармы и еще несколько клубов Серии А и Б, а также Нант и Сибирь, для которой подготовлена весьма оригинальная форма с клубным символом – орлом. В УПЛ не представлена, в первой лиге одевает Крымтеплицу и Энергию.
 
Uhlsport (Ульшпорт). Основанная в 1948 году фирма начала с вратарских перчаток, а «дожилась» до изготовления формы клубам Ирана, ОАЭ, Сирии, Океании. Ну и для Кайзерслаутерна с Мюнхеном 1860, конечно. Единственный клиент в украинском про-футболе – перволиговый Авангард.



Артур Валерко, Football.ua