В качестве респондентов мы попытались выбрать исключительно тех, кто в Украине обитает (или обитал) не первый год и соответственно мог ознакомиться с местным колоритом.
 
Увы, никто из опрошенных нами футболистов не заявил сходу: заблуждаются, мол, Сол Кэмпбелл и прочая братия, нет никакого расизма в Украине. Понятно, что беседа с квинтетом темнокожих легионеров на статус полноценного соцопроса не тянет, но общее резюме таково: расизм есть, кто-то сталкивался чаще, кто-то реже.
 
Другое дело, что по словам футболистов такая ситуация не является чем-то экстраординарным: подобное случается и в других странах, а поэтому делать из Украины расистскую обитель также не стоит. "В России, по-моему, все гораздо хуже. Мне рассказывали друзья", — поведал нам игрок Стали Нгаха Коллинз, который выступает в Украине с 2004 года. 
 
Интересно, что в рассказах наших респондентов преимущество фигурировал Львов. "Расскажу вам одну историю, которая случилась со мной в матче Карпаты — Металлург, — взял слово бывший форвард Волыни, запорожского Металлурга и Севастополя Майкл Алозие. — Во время игры зрители постоянно издавали звуки, похожие на обезьяньи. Я забил в той игре дважды, после чего уханье лишь нарастало  Протестов я никаких, правда, не подал".
 
Вторит нигерийцу и Доминик Адийя: "Я на расизм особого внимания не обращаю, хотя иногда, конечно, ситуации случаются. Во Львове, например, болельщики могут себе нечто подобное позволить. В обычной же жизни особых проблем не возникало: ну, иногда бывало повышенное внимание со стороны прохожих, некоторые могли сказать что-то вроде "эй, негр", но это просто недалекие люди". Оба, правда, в конце добавили, что в Болгарии и Сербии, где в свое время выступали Майкл и Доминик соответственно, ситуация особо не отличается от нашей.
 
Со своими коллегами не согласен Эдди Домбрайе, проведший около четырех лет в Ужгороде. По мнению полузащитника, в Польше и Сербии, где ему также довелось поиграть, уровень расизма "самую малость ниже", но, как добавил Эдди, он был "восхищен тем, как украинцы приняли Евро и вели себя по отношению к иностранцам". Правда, конкретные проявления расовой неприязни нигериец вспоминать не стал: "Давно это было, да и не самые приятные моменты ".
 
Поделился своей грустной историей до недавних пор полузащитник Арсенала Абейку Куанса, которому досталось не только на словах: "Случаи расизма встречались постоянно, но я бы выделил один — наиболее ужасный. Ко мне подбежали три парня и стукнули бутылкой по голове. Я пребывал в отключке кое-какое время. Милиция? Ну, они вроде как провели серьезное расследование, но безрезультатно. Я уверен, что тут дело именно в расизме, а не попытке ограбления, например: на улице было полно людей, но атаковали именно меня".
 
Наиболее многословным собеседником оказался уже упомянутый форвард Стали Нгаха Коллинз. Бывший студент Винницкого технического университета уверен, что считать Украину расистской страной глупо: "Да, есть отдельные группировки молодых людей, но разве по ним можно судить о менталитете и культуре всех украинцев?!".
 
Как рассказал Коллинз, до недавних пор у него проблем на расовой почве не возникало, но случилась неприятность во время визита в Чернигов: "После игры против Десны я и еще несколько моих партнеров зашли в местный магазин. При выходе из автобуса нам встретилась группка парней, один из которых кинул в меня банан. Как уладили? Ну, наших ребят было ведь побольше, так что разобрались (смеется)".
 
Впрочем, Нгаха все равно не склонен видеть в этом какую-то огромную проблему: "Это единичные случаи, а не система. Да и я не волнуюсь из-за этого. Вот если бы в клубе всем зарплату дали, а мне — нет, тогда — да, яркое проявление расизма. А так все нормально".
 
Глеб Корниенко, Football.ua