– Этот год в профессиональном футболе Украины дал нам возможность понять, что происходит. А склонные к анализу люди могли сделать выводы, почему это происходит – почему команды снимаются, прекращают свое существование, почему некоторые люди, которые десятилетиями работают в футболе, выступают против общепринятых правил, не понимая принцип равенства всех.
Я хочу вам сказать, что и в прессе звучат обвинения – что ФФУ несет ответственность за то, что исчезают футбольные клубы, что мы не предоставляем помощи клубам, что мы с профессиональными лигами не интересуемся ситуацией. Этим люди спекулируют, обвиняя всю вертикаль власти украинского футбола.
"Когда говорят, что их сняли, потому что у них стадион плохой – мы с вами знаем причины, и стадион там на пятом месте"
Можно обижаться, рассказывать о пенальти на 96 минутах, но если мы сами не приведем в порядок наше футбольное хозяйство – ничего не будет. Сколько раз мы предлагали вам, руководителям клубов, собраться за закрытыми дверьми, все обсудить и подписать меморандум о честной игре. Я дважды лично писал эти меморандумы, но их никто не подписывал. И когда сегодня вы обвиняете федерацию в закрытости, я хочу спросить вас, руководителей клубов: а что, вам нужно ждать конференции, чтобы задать вопрос или покритиковать? Разве нельзя просто приехать сюда или позвонить, чтобы назначить встречу?
Я знаю, что многие из вас так делают – когда возникает вопрос, они приезжают и его решают. Когда говорят, что их сняли, потому что у них стадион плохой – мы с вами знаем причины, и стадион там на пятом месте. Вы звоните и говорите – «Почему вы нас в премьер-лигу не пускаете из-за стадиона», а ведь стадиона у вас нету вообще! То, что вы называете стадионом, в нормальном обществе так назвать нельзя. И когда вы звоните мне ночью и говорите об этом, я говорю: да пожалуйста, играйте! Не в стадионе ведь дело.
Мне говорили, что о Буковине вопрос поднимался? А что есть у Буковины, чтобы стать клубом премьер-лиги? Давайте откровенно поговорим. Или мы отменяем все правила – и каждый действует на свое усмотрение, или мы эти правила выполняем. Сейчас обвинений в адрес ФФУ много, говорят: «Кто такой этот Стороженко? Ратовал за регламент, а сам наплевал на все правила». Но мы ведь люди профессиональные, давайте рассудим: о каком спортивном принципе идет речь, если Сталь и Александрия отказались? С этого момента уже нет спортивного принципа, уже принцип правовой пошел! Кто там, сзади? Ну-ка, скажите мне, если девятая команда претендует на премьер-лигу, это спортивный принцип? Умер регламент, умер спортивный принцип, когда несчастье случилось и сразу две команды отказались.
"Исполкому пришлось принимать сложное управленческое решение, но оно открыло путь к сохранению формата 16 команд УПЛ"
Поэтому исполкому пришлось принимать сложное управленческое решение. И я уверен, что каждый профессионал, который сидел бы в исполкомовском кресле, принял бы такое же решение. В профессиональной среде оно понято и принято правильно. Это непростое решение открыло путь к сохранению формата премьер-лиговых состязаний. У меня есть один оппонент на каком-то сайте, который говорит, что надо, чтобы восемь команд было. Так давайте уж шесть, почему мелочиться! А мы вот сохранили шестнадцать.
Судьба украинского футбола в наших руках, и нужно понимать всю ответственность, которая на нас возлагается. И когда мне говорят, что должна была быть в премьер-лиге Буковина, я спрашиваю, а хотела ли она? Вот и молчание. Можно назвать бюджет клуба для премьер-лиги, а можно просто рассмотреть ситуацию: освещения на стадионе нет, обогрева нет, детской школы (своей! – в регламенте премьер-лиги ведь четко прописано: «власної») нет. А где бы вы взяли сто футболистов? Вы знаете, что вам нужно молодежную команду сформировать, U-19 сформировать, четыре возрастные молодежные команды сформировать. И это ведь не только об игроках речь, но и о работниках – тренеры, врачи, массажисты. А вы знаете, что чтобы включить освещение на черновицком стадионе, надо отключить полгорода? Это все нужно было сделать заранее, если вы хотели в премьер-лигу.
"Мне моя пенсия и зарплатафинансировать профессиональный клуб не позволяет"
Я разговаривал с президентом Александрии, говорил ему: «У вас есть право претендовать на премьер-лигу». Он мне ответил: «Я знаю. Но у нас есть свои моменты, которые мы должны в своей среде обдумать и без разрешения которых мы не можем сказать, согласимся ли мы выполнить норму о повышении в классе или нет». Мне говорили: «А почему Говерла тогда попала?» А потому, что Говерла, еще находясь в первой лиге, все это начинала делать. Кто стремился в премьер-лигу – тот это демонстрировал. Тот же Волобуев бился за премьер-лигу, сражался. Буковина хочет в премьер-лигу – так покажите это, выполните хотя бы минимальные требования.
Требования по аттестации футбольных клубов первой и второй лиги введены в действие в 2003 году. И за десять лет ни одной запятой в этом положении не изменено. Хотите повыситься в классе – демонстрируйте это, изучайте документы с требованиями, делайте улучшения в своей инфраструктуре. Я понимаю, что кризис, но поддерживать свои спортсооружения в элементарной готовности надо. Мы готовы вам всем помогать, консультировать. Никому не отказывали. Но покажите хотя бы желание. Вот когда случилось несчастье в ФК Арсенал (Белая Церковь), то руководитель областной федерации Тютюн все пороги пооббивал – здесь, в ФФУ, в областной администрации. Он огромные усилия приложил, чтобы спасти этот клуб. И спас, а мы ему помогали. И это, повторюсь, представитель областной федерации. А у нас некоторые собственники клубов своими детищами не интересуются!
Вот все говорят: «Почему федерация не спасла Кривбасс?» А как? У меня нет денег, чтобы финансировать профессиональный клуб, мне моя пенсия и зарплата этого делать не позволяет! Руководитель ФФУ Коньков в правительстве работал, чтобы спасти Кривбасс. Мы работали с криворожской мэрией. А вчера пришло письмо из криворожского горсовета, что они ставили вопросы перед клубом, предлагали свою помощь, а на свои письма даже ответа не получили. Вот так Кривбасс хотел спастись.
"Привет, дорогая мамочка, письма, в котором ты просишь денег, я не получал"
Мы не отделяемся от футбольной общественности, мы хотим помочь. Но иногда все это напоминает анекдот: «Привет, дорогая мамочка, письма, в котором ты просишь денег, я не получал». Я вам желаю успеха и напоминаю, что на протяжении последних пяти лет процедура аттестации открывается 11 ноября – и в 2013 году тоже. Мы ждем от вас заявок. Те, кто хотят пойти в премьер-лигу, должны 11 ноября сообщить об этом. Мы в прошлом году шести перволиговым командам по окончанию первого круга писали письма: «Друзья, вы у нас числитесь кандидатами на повышение в классе. Обеспокойтесь этим вопросом, ознакомьтесь с регламентом премьер-лиги, чтобы понять, какие трудности и риски вас ожидают». И никто к нам не обратился, и на эти письма не ответили.
Много говорят о желаниях – я тоже много чего хочу, но нет возможности. Мы только за, если клубы первой и второй лиг будут расти. Но нужно стремиться расти, делать все для этого, а не толкать нас на непопулярные решения.
Артур Валерко, Football.ua.