Предупреждаю: будет многа букафф, более того, читать нужно внимательно, думать — старательно и не приписывать автору то, чего нет в тексте!
Матч последнего тура первой лиги Украины Ильичевец — Десна начался в высшей степени странно. Хозяева развели с центра, игроки команды гостей замерли в неподвижности. Мариупольцы стали перепасовываться, не приближаясь к воротам соперника, а спустя секунд тридцать выбили мяч в аут. Только тогда началась реальная игра, завершившаяся боевой ничьей – 1:1. Также Десна отказалась от торжественного награждения медалями за второе место – она просто забрала мешок с наградами.
В чем дело, известно всем.
О том, что Десна — out, Верес — in, уже объявлено официально. В Киеве состоялось общее (а что, бывает и частное?) собрание клубов-участников Украинской Премьер-лиги, на котором было принято решение принять в свои ряды Верес, а Десну — не принимать. Соотношение голосов было таким: 6 – «за» Верес, 1 (Динамо Киев, президент клуба Игорь Суркис ранее назвал происходящее бредом, позором и беззаконием) – «против», 3 – «воздержались». Самой загадочной лично для меня в этом раскладе стала позиция Олимпика — возможно, это значит многое, возможно, просто так получилось.
(Еще одна загадка – откуда взялось «единогласие», о котором написали многие ресурсы. Впрочем, куда интереснее было бы прояснить источник слива информации о решении по Десне и Вересу днем ранее…)
Важное пояснение по процедуре. Решение о недопуске одного клуба и допуске другого принимала отнюдь не Премьер-лига (и, забегая вперед, не ФФУ, пусть даже в это никто не поверит – примерно представляю ход мысли нашего болельщика!). Что вообще могла УПЛ в такой ситуации? Например, проголосовать «против» — и загнать ситуацию во временный коллапс, для разрешения которого потребовался бы вердикт вышестоящей инстанции. А именно – Комиссии по реорганизации ФФУ, до Конгресса 16 июня заменяющей исполком, или же новоизбранного на том же Конгрессе исполкома.
Проголосовали «за». Один из этих шести – голос представителя Карпат Юрия Дячука-Ставицкого, который мотивировал свою позицию следующим образом: «На Правобережной Украине в Премьер-лиге оставались только Карпаты! Кроме того, я играл в Ровно. Это единственные причины, по которым я проголосовал за Верес».
Как говорится, мощно задвинул – внушает!
В основном же говорили о президенте Десны, который пребывает за пределами страны и в розыске, а потому вряд ли можно гарантировать стабильное финансирование – «вдруг с ним что случится?» Ну, во-первых, вы легко назовете клуб, у которого с президентом ничего не случилось и он не в розыске, но финансирование действительно иссякло. Потому что «не хочу». На самом деле, это касается ровно всех клубов. Всех без исключения! Во-вторых, не слишком понятно, почему это никого не волновало три года (равно как и другие проблемы Десны), и только на пороге Элитного дивизиона случилось вот это жванецкое – «прошу к столу, вскипело».
Но оставим оценочные суждения за скобками и до некоторых пор будем придерживаться исключительно фактажа.
Так кто же принимал решение, самое высокое из всех решений?
Отвечаю. После того как аттестационный комитет ФФУ под руководством Виктора Бессмертного отклонил заявки и Вереса, и Десны (это, к слову, ничуть не новость, если следить за подобным), оба клуба подали апелляции. В Федерации футбола есть две независимые от ФФУ и друг от друга апелляционные инстанции: одна, в которую обращаются по поводу решений КДК, другая – по поводу решений аттестационного комитета. О второй и речь. Думаю, никто толком не представляет его состав, но и не суть. Если кому интересно, вот здесь он приведен (смотреть под составом аттестационного комитета):
www.ffu.org.ua/ukr/ffu/about/ffu_comettee/14/
Ни о ком ничего не могу сказать по причине элементарного незнания. Гугл, конечно, велик и позволяет живенько отыскать четверых из пяти, но, во-первых, без гарантии, что это они и есть, во-вторых, не позволит ответить ни на какие вопросы.
Как бы там ни было, именно апелляционный комитет, именно эти пять человек завернули Десну, но пропустили Верес, который, на взгляд членов комитета, предоставил необходимые гарантии. «Верю – не верю», по-моему, — неизвестная юристам игра, им нужны документы и только документы. При этом не важно, где что-то реально строится, а где оно существует только на бумаге.
Подчеркиваю – не ФФУ, а независимая от Федерации инстанция, и это должно быть принципиально.
Теперь о самом решении и его последствиях. Достаточно ясно: чтобы похерить спортивный принцип, нужны достаточно веские основания. Вердикт АК в подробностях не только не обнародован, он и не будет обнародован, потому что коммерческая тайна. Но клубы его получат – а там уж как они захотят с этим разобраться. Откуда у СМИ сведения о причинах отказа Десне? Частично – из высказываний ответственных лиц (позицию аттестационного комитета на заседании УПЛ представил Сергей Задиран), частично – не знаю откуда.
Скажу от себя, хотя слышал эту точку зрения от других и разных людей многократно: основания не допустить Десну наверняка имелись (как и подавляющее большинство остальных профессиональных клубов Украины), более того – в достаточном количестве. Некоторые усматривали умысел черниговцев, сливающих сами себя (но стадион тогда зачем делать?! И многие другие вещи?!), некоторые отмечали, что к вопросам аттестации менеджмент Десны подошел непрофессионально и даже безответственно (стоило нанять человека, более разбирающегося, как правильно собрать и подать документы), третьи и, похоже, сами представители клуба предполагали, что всё было предрешено заранее. Опять-таки – не присутствовал, не могу комментировать.
А вот дальше все достаточно единодушны: пусть без Десны, но почему именно с Вересом? Клубом, который не имеет нужной инфраструктуры ни в каком приближении? Не нужно о спортивном принципе – его уже нет, его уже отменили. Нельзя же так: здесь работает, а здесь мы селедку заворачивали!
Ответ: ровенский клуб (где бы он ни играл на самом деле в грядущем сезоне) предоставил необходимые гарантии.
Вопрос: в чем заключаются эти гарантии? Кто и чем ответит, если эти гарантии не стоят бумаги, на которой изложены? Кто окажется виноватым, если ни через год, ни через два Верес не обзаведется собственным стадионом в Ровно, будь тот стадион чем-то новым или же реконструированным Авангардом (ИМХО, там единственный выход снести и построить новый – дешевле и разумнее)? Или это, как обычно, уже никого не будет интересовать?!
У нас тут каменско-киевско-днепропетровская Сталь давным-давно бродит вне своего города, и о реконструкции стадиона в бывшем Днепродзержинске никто не заикается… Это к вопросу о «гарантиях».
Мэр обещает что-то инвестировать? Это, конечно, хорошо. Вот только мне лично категорически не нравится, когда хоть муниципальные, хоть госбюджетные деньги тратятся на профессиональный футбол – у нас слишком много других проблем! И, кстати, Десна каким-то образом обходится без таких заимствований и вспомоществований. Реконструируя принадлежащий министерству молодежи и спорта стадион… Почему-то эти средства ни у кого вопросов не вызывают – только давай да побольше!
В принципе, определенную логику можно усмотреть, даже не читая обоснование. Два года назад Верес волевым решением исполкома (я искренне голосовал «за»), но с нарушением процедуры аттестации был принят во вторую лигу, в профессионалы (ух, как скрежетали зубами президенты, которым никто подобных скидок не делал!), отчего ж теперь и в Премьер-лигу не сходить.
Попробуйте меня подловить: а если бы Верес занял второе место? Во-первых, не занял, и это та «улика», которая перевешивает очень-очень много других – спортивный принцип лично для меня в приоритете. Во-вторых – да, скорее всего, я бы страстно поддерживал ровенчан с позиции «заходите и будем разбираться на месте», см. во-первых. Интересно только, пошли бы в этом случае слухи о фактическом объединении с Волынью, грубо говоря, понадобилась бы она… Так, стоп – это в будущем, это будем посмотреть. Тут важно: если к этим мы строги, значит, мы должны быть строги и к тем. Иначе – двойные стандарты в самом что ни есть классическом виде.
Факт налицо — инфраструктуры нет, и мы получаем пятую команду Премьер-лиги, которая гарантированно будет играть вне родного города (еще и вне родной области) и вне родных болельщиков (в подавляющем большинстве). Пятую из 12-ти. Без малейшей связи с АТО. Потому-то и возмущались далеко не только черниговцы. Но вот их позиция: мы бы поняли, если б на наше место завели харьковский Гелиос, который проходил аттестацию как клуб УПЛ (кто-то слышал о каких-то долгах «солнечных»?!), или Оболонь-Бровар, у которой вся инфраструктура налицо, от стадиона до базы! А так – непонятно. «Неубедительно как-то».
Лирическое отступление. Как сказал мне один из ведущих фанатов Десны: «Да если б за наш счет спасли Днепр, мы бы и словом не возразили!» Да уж, Днепр. Какая боль.
Итак, когда два года назад я в числе прочих членов исполкома ФФУ голосовал за решение допустить Верес (а годом позже – за других), то руководствовался интересами футбола и т.д. и т.п. Ведь так прекрасно, что целая Ровенская область с ее замечательными болельщиками получает зубастый, амбициозный профессиональный клуб! Но какова же мотивация и каковы последствия нынче? О черниговских болельщиках (снова целая область! С одной профессиональной командой! Без Десны — ни одной!) ни в аттестационном, ни в апелляционном комитете не думали, и правильно – они не должны. А остальные органы?!
Вообще-то, опыт показывает, что высшее руководство ФФУ очень даже способно повлиять на ситуацию. Если захочет. А захочет ли? Я вот думаю, что это было бы правильно, но в данный момент могу воздействовать только словом. Тем более, у руководства вполне может быть иное или попросту противоположное мнение.
…И стоило бы дальше радоваться воскрешению Вереса, который промаршировал второй лигой и принялся отчаянно сражаться за третье подряд повышение в классе, если бы не одно «но»: время шло, а в плане инфраструктуры, которая не годится ни под первую лигу, ни под вторую (об УПЛ вовсе промолчим), не делалось ничего – кроме гарантий и проектов. Оно-то и понятно – поди еще отыщи те деньги, но в данном случае трудности перестают быть оправданием. Вот это – главная проблема, и если ровенчане действительно планируют всего лишь переехать в Луцк (полагаю, вопрос с Волынью и Днепром печально решен; вряд ли кто-то внезапно «воспрянет ото сна», как лучане годом ранее, когда аттестация тоже пошла лесом – нынче уж слишком поздно!), то позвольте уныло развести руками. Проблема и клуба, и имиджа ФФУ, который случившееся в любом случае изрядно покорежит – независимо от наличия реальной вины.
А уж как взбеленили болельщиков могучие полицейские кордоны у Дома Футбола и отеля «Хайятт», где на третьем этаже заседала Премьер-лига… Эх. Оставим и эту лирику, к черту ее.
И вот я подхожу к формулировке главной, на мой взгляд, проблемы, которая оставляет позади любые личные переживания и любые мотивировки отстранений и пропусков. Скажите на милость, как отличить ситуацию, где можно подвинуть, а то и отбросить закон за ненадобностью, от ситуации, где это категорически запрещается и мы начинаем ссылаться на различные пункты и параграфы?
Если разумного, внятного ответа нет – это тупик.
Артем ФРАНКОВ
P.S. Желаю Десне мужества и стойкости – чтобы продолжали выступать в первой лиге и через год снова постучались в дверь Премьер-лиги. Уже вооруженные такими обоснованиями и гарантиями, чтобы ни у кого даже маленького вопросика не возникло бы! И пусть послужит укором для многих реконструированный черниговский стадион имени Гагарина, где Десна обязана принимать соперников.
Желаю Вересу опровергнуть все мои опасения и прочие сентенции, конкретно доказав справедливость решения упомянутых инстанций. Дело дороже любой молитвы, дело дороже любой бумаги – помните, пожалуйста, об этом.
Во имя футбола? Именем его!