Football.ua рассказывает об одном из самых талантливых венгерских футболистов Владимире Комане, которого из родного Ужгорода занесло на Апеннинский полуостров.
Итальянский чемпионат 2009/10 только-только завершился, но уже можно с уверенностью говорить о том, скольких потенциальных звезд он подарил мировому футболу. Определение "потенциальные", несомненно, является очень важным, ведь стоит учитывать особенности перехода молодых футболистов из подающих надежды в ряды маститых профессионалов. На этом пути затеряются многие, а останутся лишь единицы, о которых так приятно будет вспоминать через несколько лет футбольным специалистам. "А помнишь его? Я еще тогда говорил, что из парня будет толк".
Двадцатилетним центральным полузащитником Сампдории Андреа Поли зимой всерьез интересовались боссы английского Ман Сити. Сыгравшие первый сезон в Серии А Леонардо Бонуччи (Бари, 23 года) и Сальваторе Сиригу (Палермо, 23 года) вошли в предварительный состав сборной Италии на чемпионат мира. Есть шанс поехать на мундиаль и у 20-летнего одноклубника Сиригу Хавьера Пасторе, которого президент роза-нери Маурицио Дзампарини уже успел окрестить лучшим футболистом современности - он идеально акклиматизировался на Апеннинах и заслужил приглашение от тренера национальной команды Аргентины Диего Армандо Марадоны. В Фиорентину переехал юный серб Адем Льяйич (по определению многих, один из самых талантливых молодых игроков Восточной Европы), а из клубной примаверы в первую команду перекочевал сенегалец Хума Бабакар. Это далеко не все "проспекты", заявившие о себе, и, несомненно, будет повод поговорить и о них. А сейчас речь о левом хавбеке одного из главных открытий сезона апулийского Бари - Владимире Комане.
Каждый год в декабре туринское издание Tuttosport вручает премию Golden Boy. Из названия ясно, что претендентами на нее являются перспективные молодые ребята, на которых возлагают большие надежды. Победитель определяется следующим образом - редакция Tuttosport составляет список из 50-ти претендентов, а затем представители ведущих европейских СМИ отдают свои голоса. В 2009-м награда досталась нападающему Милана Алешандре Пато, вторым стал Стеван Йоветич из Фиорентины, третьим - барселонец Боян Кркич. Никаких неожиданностей, правда? Но если заглянуть чуть ниже, то на 20-м месте можно было найти парня, который первую половину 2009-го года выступал за записного аутсайдера Серии В, а вторую сидел в запасе новичка итальянской элиты. Знакомьтесь, уроженец Ужгорода, игрок молодежной сборной Венгрии Владимир Владимирович Коман.
Чтобы понять, чем Коман заслужил не только достаточное высокую позицию в престижном рейтинге, но и само попадание в список самых талантливых игроков мира, нужно вернуться в осень 2009-го, когда на полях египетских стадионов прошел чемпионат мира U-20. Победу на турнире одержала сборная Ганы во главе с Домиником Адийей - лучшим снайпером первенства. Африканцы в финале по пенальти обыграли бразильцев, третьими же стали венгры - они также в серии пенальти разобрались с Коста-Рикой. Как обычно, после молодежных чемпионатов последовала распродажа - Адийю, если помните, забрали в Милан (правда, за полгода в основной команде он так и не появился), лидеров южноамериканцев Дугласа Косту и Алекса Тейшейру приобрел один известный клуб с постсоветского пространства, а что же венгры? Правами на двух их игроков - вратаря Петра Гулаши и Кристиана Немета уже владел Ливерпуль, покусились мерсисайдцы и еще на одного. Но лидер и капитан сборной Владимир Коман твердо ответил "нет" - мол, сначала хочет пробиться в основу команды попроще, а потому уже можно замахнуться на что-то большее. Англичане заскрипели зубами - парень, действующий на позиции атакующего полузащитника, на протяжении турнира забил пять голов и стал вторым снайпером ЧМ.
Нельзя сказать, что Коман стал открытием турнира - Беппе Марротта, великолепный скаут Сампдории, который, вполне вероятно, в следующем сезоне будет работать в Ювентусе, привез юношу на Апеннины еще в 2007 году. Хотелось бы, конечно, создать миф о том, что итальянский гуру мониторит даже низшие лиги чемпионата Венгрии, но это мало похоже на правду - скорее всего, Беппе увидел Владимира в юношеской сборной, ведь тот стабильно выступал за национальные команды разных возрастов с 16-ти лет. Во взрослом чемпионате он дебютировал и того раньше - в 15 лет, когда вышел на поле в форме команды Халадаш, выступавшей в первой лиге. Но именно египетский мундиаль стал для Владимира прорывом, вывел его на качественно новый уровень, стал причиной для разговоров о том, что молодой венгр уже готов проявить себя среди "взрослых партнеров".
В связи с местом рождения Комана интересно вот что. Стоило Сампдории официально объявить о подписании игрока, как отечественные СМИ разразились громкими заголовками по типу "Украина потеряла гения!" Как известно, у нас любят гиперболизировать - речи о том, чтобы Коман играл за желто-синих, наверное, никогда и не шло. Да, отец Володи, также Владимир, был воспитанником киевского Динамо, сыграл в 1983 году разок за первую команду, потом выступал в Закарпатье и Буковине. Но когда сыну был год, Коман старший переехал в Венгрию, в город Сомбатхей, а три сезона, проведенные в рядах местного Халадаша, можно считать самыми успешными в его не слишком долгой карьере. В 30 лет Коман завязал с большим спортом и принялся вдали от родины заниматься воспитанием наследника.
Как уже говорилось выше, молодой Владимир получил признание тренеров мадьярской сборной в самом раннем возрасте, когда на Украине о нем даже не слышали. Неудивительно, что Владимир мечтает о попадании в национальную команду Венгрии, и это время, поверьте, не за горами. Ну а некоторым нашим соотечественникам хочется сказать вот что: жаловаться и сожалеть - удел слабых. Прошлого ведь все равно не вернешь, так зачем его ворошить? Не лучше ли просто порадоваться за соотечественника, добившегося определенного успеха пусть и в другой стране?
Но вернемся все же к карьерным делам Комана. Понятное дело, что брали его боссы Сампдории исключительно под примаверу - в 18 лет в основной состав команд такого уровня пробиваются лишь уникумы. Но молодежка генуэзцев в том сезоне выдала такие результаты, что было бы неуважением к ее лидерам не дать попробовать себя в Серии А. Коман и компания в финале чемпионата молодежных коллективов переиграли Интер 3:2 и взяли золотые медали! А состав у Интера, надо сказать, был очень серьезные - чего стоит Марио Балотелли! Кроме него, за нерадзурри играли Давиде Сантон, Рене Крхин, Иван Фатич (сейчас выступает за Дженоа). Но и у Сампы было, чем ответить: перспективнейший вратарь Фьорилло, уже упоминавшийся Поли, форварды Марилунго и Мустаккьо. Неудивительно, что все они получили свой шанс - на финише сезона Коман (к слову, ставший автором одного из голов в ворота Интера) сыграл четыре матча за первую команду и уже в первом из них отметился голевой передачей на Эмильяно Бонаццоли.
Год, который Коман, провел в аренде в Авеллино, только укрепил уверенность боссов клуба в светлом будущем венгра - в свои 19 лет Владимир стал одним из лидеров команды Джузеппе Инкочатти, сыграл 28 матчей и забил 4 гола. Но, вернувшись в Геную, Коман уже не застал Вальтера Маццарри - человека, присутствие которого на тренерском мостике команды, придавало уверенность в своих силах и сулило неплохие перспективы. Пришлось все доказывать по-новому. Возглавивший Сампдорию Луиджи Дель Нери дал юноше шанс проявить себя в контрольных матчах, но Владимир то ли слишком хорошо провел отпуск, то ли перенервничал - в общем, впечатлен наставник не был. Тут и подоспело предложение об аренде от Бари, чей алленаторе Джампьеро Вентура собирал "детали" по всей Италии для создания одной из самых интересных команд стартующего чемпионата.
Вентура проделал просто фантастическую работу. Приняв Петухов в конце июня, после неожиданного ухода Антонио Конте, он провел впечатляющие изменения в составе. Рисковал и доверял молодежи и игрокам без опыта игры в элите - Раноккье, Бонуччи, Бельмонте, Меджорини, не гнушался использовать уже почти списанных ветеранов вроде Аллегретти, Паризи, Ланджеллы, сумел заполучить достаточно известных личностей - например, Донати и Альмирона - и удержать арендованного в Удинезе Паоло Баррето. В результате, Бари выдал великолепный первый круг, прекрасно играя дома и долгое время удерживая статус команды с одной из лучших оборон в чемпионате. Конечно, падение было неминуемо, и оно произошло, но не слишком резкое - за тур до финиша Петухи занимают одиннадцатое место, однако после матчей с Ювентусом (3:1) или Палермо (4:2) тренеру могут простить всякое.
А что же Коман? Вернувшись с прославившего его мундиаля, Владимир плотно уселся в запас. Первопричина в том, что Вентура использовал схему 4-4-2, в которой атаковали преимущественно фланговые хавбеки, а центральные полузащитники больше работали на оборону. Коман же в сборной играл ярко выраженного "треквартисту", и, по его словам, идеально чувствовал себя именно на этой позиции. Но тренер не стал менять тактику, и пришлось юноше подстраиваться под обстоятельства и бегать на фланге, тем более что в Авеллино его частенько использовали на бровке. Только вот там Владимир играл справа, а в Бари конкурировать с лидером коллектива Эдгаром Альваресом было задачей заведомо проигрышной - пришлось смещаться налево. Постепенно Эммануэль Ривас и Риккардо Аллегретти выпали из стартового состава и, начиная, примерно с 20-го тура венгр прочно закрепился в основе. Вскоре пришли и первые голы в элите - в 22-м туре Палермо и в 37-м Удинезе. Несмотря на то, что скорость Комана не слишком способствует игре на фланге, Вентура им доволен, да и сам Владимир не жалуется - банально говорит, что готов играть на любой позиции, куда поставит его тренер.
Сезон завершился, и скоро боссам Бари и Сампдории придется сесть за стол переговоров. Вряд ли генуэзцы согласятся продать талантливого игрока - максимум, на что могут рассчитывать Петухи, это продление аренды. Возможно, Владимира отправят в другую команду набираться опыта, а есть вариант и с возвращением в Сампдорию. Ясно одно - довольствоваться местом в запасе с редкими выходами на замену Коман уже не будет. Летом Сампу как раз покинет левый полузащитник - Стефано Губерти принадлежит Роме, и Раньери уже заявил, что намерен использовать его в следующем году. Зачем искать кого-то на стороне, если под носом пусть еще и тусклым светом, но сияет настоящий алмаз?
В материале использованы фото AP и Reuters.