Это если верить неофициальной информации. А другой ведь из этого клуба отродясь не поступало. Так что приходится оперировать в том числе и слухами, сплетнями, разговорами и прочими источниками информации.

А они говорят о том, что уже и эмблема новая имеется, и автобус в соответствующих цветах стоит на базе (интересно, это не под переименование базу каменной стеной обнесли, ась?). Правда, автобус тот даже сотрудники клуба не наблюдали, да и с эмблемой не все чисто – кто-то говорит, что таки да, она, с другой стороны слышится шепот "Да нет, эмблема совсем другая будет". Да и с переименованием никакой ясности. Кстати, это и не переименование вовсе. Клуб-то сейчас как называется? Правильно – ООО ПФК Металлург-Запорожье. То есть фактически сократят всего одну часть названия. Как, скажем, из Зирки-НИБАС или Зари-МАЛС в свое время просто Зирка и Заря появились. Конечно, одно дело – название спонсора, а совсем другое – историческое имя. Но если вдуматься, Металлург - это ведь тоже о спонсоре, заводе Запорожсталь.

Но мы сейчас не об этом. А о том, зачем и кому нужно это переименование – если оно таки свершится. Попытаемся собрать воедино все неофициальные обрывки информации, которые у нас имеются, и сделать из этого соответствующие выводы. А жизнь покажет, правы мы были или нет. Тем более, что есть во всей этой истории прелюбопытнейший момент, о котором язык так и чешется рассказать.

Предупреждаю сразу – почти информация носит оценочный и неофициальный характер. А что ж вы хотели, если на официальном сайте клуба даже цен на билеты нет. Да, вот так. Но о стадионе чуточку позже. А сейчас… Как вы думаете, для чего вообще клубы переименовывают? Вот, скажем, все эти НИБАСы, МАЛСы, Партнеры (вспомните, как черниговский клуб именовался при известном товарище), Укрнафты – ну понятно же, пришел спонсор, захотел раскрутить с помощью футбольного клуба свое имя, торговую марку.

С Металлургом - Запорожьем несколько сложнее. Тут ведь никаким спонсором не пахнет. На первый взгляд. А если присмотреться, то что такое Запорожье - это же название города, региона. Объединяющее, так сказать, название. Самое что ни есть подходящее для МУНИЦИПАЛЬНОГО клуба. Да, вот существует такая версия, что переименование и затевалось (если затевалось) для того, чтобы передать – или спихнуть, кому как правильнее прозвучит – клуб городу.

В пользу этой версии может говорить и тот факт, что в Запорожье такой процесс – прекращения финансирования с попыткой передачи на баланс города спортивных клубов – уже набрал обороты. Казачка-ЗАЛК, Мотор - эти весьма известные в своих видах спорта коллективы лишились профильного финансирования. Город их, правда, не подписал, но чем черт не шутит.

Зачем? Ну как бы кризис в стране и мире, чего ж товарищам соучредителям (кстати, попытайтесь на сайте клуба найти их "звонкие смешные имена" - задачка покруче теоремы Ферма) лишние деньги выбрасывать. Кстати, ходют слухи, что и в еврокубки Металлург героически не пробился по той же самой причине. Денег на это дело нет. Как оно там на самом деле было, в этом матче с Арсеналом (на него как раз грешили), доподлинно неизвестно, но вот такое говорят.

В общем, предположим, что так оно и есть. На вопрос "Если городская власть от менее затратных баскетбола и гандбола отказать, то зачем ей такая махина, как футбольный клуб?" ответить, конечно, сложно. Ведь логично же – если у тебя 10 гривен нету, то откуда ж 50 возьмутся? Так-то оно так, но в украинской действительности обычная логика не работает.

Примеры? Пожалуйста. Для тех, кто не в курсе – Славутич-Арена не принадлежит Металлургу. Это городской стадион. Стадион, на котором нет беговых дорожек, то есть под легкую атлетику его не используешь, только под футбол или какие-то увеселительные мероприятия. Запорожцы, расскажите, много концертов на Славутич-Арене проходит? А футбольных матчей, окромя металлугровских?

Так зачем городу надо было тратить кучу денег на стадион, который они сами не пользуют, а сдают в аренду клубу? Не прослеживается, логика-то обычная человеческая. Но факт есть факт. Поэтому и с Металлургом выводы делать не спешим.

Кстати, об аренде. Сколько себя помню в спортивной журналистике, столько и слышу разговоры о том, что футбол у нас в стране убыточен, а бизнесменам в ножки поклониться надо за то, что они на футбол деньги тратят. Поклонимся. Но сначала я вам расскажу одну байку. Которая и не байка вовсе, а наоборот, наша жизнь. Так вот, стадион Металлург у города арендует. Арендует на два дня – день матча и день, предшествующий поединку. Изначально было предложение отдать стадион клубу в постоянную аренду за одну гривну (но с условием, что все расходы на стадион лягут на счет клуба). Металлург отказался, решив, что ему выгоднее посуточная аренда.

А теперь переходим к цифрам. Опять-таки, они несколько условны, ибо неофициальны. Но они есть. Итак, аренда стадиона. В прошлом году сутки аренды стоили 15 тысяч. Гривен. За матч, стало быть, 30. Вряд ли в связи с кризисом эта сумма увеличилась – скорее, на убыль должна была пойти. Средняя посещаемость Славутич-Арены в минувшем сезоне – чуть больше 8 тысяч. Билеты – от 12 до 50 гривен, на матчи лидеров до 70 доходит. Если даже считать, что в основном заполняются самые дешевые сектора, и в среднем один пришедший на матч оставляет в кассе 20 грн., то за один поединок клуб зарабатывает 160 тысяч. Отнимите 30, сколько получится? А сколько домашних матчей в сезоне – 15 в чемпионате плюс 2-3 в Кубке. Даже если вычесть из этой суммы аренду помещений для пресс-службы, которая обитает на стадионе постоянно, и уход за газоном (это вроде как из клубной кассы оплачивается), то прибыль получается весьма недурственной.

А что же город? А вот что – на содержание стадиона в год выделяется из городской казны около 3 миллионов гривен. Даже если Металлург проводит в сезоне 20 домашних поединков, то это получается всего лишь 600 тысяч. Если никаких других мероприятий  на Славутич-Арене не происходит, то получается, что Запорожье на стадионе ежегодно теряет около 2,5 миллионов гривен. Которые могли бы пойти на другие, более интересные пересичному запорожцу вещи – ремонт дорог, подъездов, вывоз мусора. Но это не тема нашей статьи. Мы о другом.

О том, что город с какой-то радости тратит сумасшедшие деньги на ненужный ему стадион. Зачем? Да любой житель города расскажет вам, с какой именно ФПГ связан нынешний градоначальник. Да-да, именно с той самой, которой и принадлежит футбольный клуб Металлург-Запорожье. Возможно, это не так – а у всех горожан коллективная галлюцинация и помешательство. Но это хоть как-то объясняет столь странные вещи. А иначе приходится думать, что городом руководят идиоты, которые не могут разобраться с примитивной арифметикой…

А представим себе, что на следующих выборах победит немного не тот кандидат (тем более, что у главной политической силы региона имеется свой кандидат, который уже несколько раз составлял конкуренцию действующему меру. А вдруг возьмет и выиграет выборы. Ему-то, не связанному с ФК никакими узами любви и дружбы, какой резон сдавать стадион на два дня и тратить городские деньги на поддержание ненужного объекта в нормальном состоянии? Вот возьмет и откажется от таких кабальных условий – как Черновецкий в Киеве от Арсенала. И правильно, между прочим, сделает. И тогда придется Металлургу уже не смешные 60 тысяч в месяц платить, а совсем другую сумму. Куда более серьезную.

Поэтому и появились разговоры о возможной "муниципализации" футбольного клуба. Или о продаже его известному водочному королю региона (других фамилий я во всяком случае не слышал – да и нету их; если уж заводы от своих команд отказываются…). А зачем человеку, выпускающему, скажем, водку, клуб с названием, кричащим о его металлургической принадлежности? Правильно, ни к чему. Вспомните историю симферопольского ИгроСервиса - было Динамо, потом пришли люди, занимающиеся соответствующим бизнесом, и решили, что им выгоднее будет назвать клуб в честь своей фирмы. Почему бы и в Запорожье не случиться именно такому варианту?

Вот такие гипотетические расклады. Если я в чем-то не прав, а вышеупомянутые господа предоставят информацию, в пух и прах разбивающую мои теории – сниму шляпу и извинюсь. Однако мне под руку попадались пока что именно такие данные, и никаких других.

Ну, и насчет переименования интересно было бы послушать руководство клуба. Помнится, при Викторе Межейко встречи с прессой пусть и нерегулярно, но происходили. Сейчас же, похоже, эта сторона бытия футбольного клуба руководство крайне мало интересует. Что ж, тогда извините, что приходится добывать информацию партизанскими методами. Как аукнется – так и откликнется. Народная, как ни крути, мудрость.

Владимир Мыленко, специально для Football.ua