Есть причина, по которой сэр Алекс Фергюсон однажды охарактеризовал Стивена Джеррарда как «самого авторитетного» футболиста в английском футболе. Во-первых, потому что он таковым был – и, пожалуй, что остается. А еще, потому что менеджер Манчестер Юнайтед очень хотел, чтобы он покинул Анфилд и перебрался на Олд Траффорд, что стало бы непостижимым уму трансферным ходом.
 
По ходу этого интервью капитан Ливерпуля подтвердил данную информацию, а также рассказал о том, что Жозе Моуриньо пытался подписать его трижды – и в последний раз в качестве тренера мадридского Реала. Дважды в Челси и один раз в Испании. Моуриньо мог высмеивать Джеррарда, попрекая того за отсутствие амбиций, когда Стивен отказал Челси во второй раз в 2005 году, но на сей раз у Особенного, как он любит, чтобы его называли, уже не нашлось слов.
 
Редко когда Джеррард говорил искреннее, чем в Мелвуде на прошлой неделе. Он всегда был хорошим собеседником, но с годами он становится все интереснее и опытнее. В 32 года Джеррард стал кем-то вроде государственного деятеля от футбола.
 
Он рассказал о последнем чемпионате Европы и о своих личных переживаниях, через которые он прошел, проиграв очередную серию пенальти, но также выказал надежду на красивое завершение международной карьеры – успешным выступлением на чемпионате мира в Бразилии.
 
Но Ливерпуль – клуб, которому он служит большую часть своей жизни, которому он оставался верным, отвергая возможности уйти и наконец завоевать недостижимый чемпионской титул в какой-либо стране – о нем он говорит с максимальной искренностью и страстью. Объяснение Стивеном того, почему он никогда не выигрывал и, вероятно, никогда не выиграет чемпионство с Ливерпулем, до предела честное – как и его оценка сложностей, с которыми должен столкнуться в своей работе Брендан Роджерс.
 
Новый менеджер Ливерпуля определенно имеет поддержку капитана команды. Джеррард очень впечатлен тем, что он уже успел увидеть. Тем не менее он считает, что стать преемником Кенни Далглиша так же тяжело, как и стать преемником сэра Алекса. «Эти очень большие люди», - уверен Стивен.
 
Фергюсон, к слову, также находил хвалебные слова, описывая свой восторг Джеррардом еще в 2004 году. «Если выбирать футболиста, который смог бы заменить Кина, то это определенно Стивен Джеррард. Он стал наиболее авторитетным игроком в английском футболе, у него нет  конкурентов. Более авторитетным, чем Виейра. Для меня Джеррард – Кин. Любой бы захотел иметь его в своей команде».
 
Это был вполне публичный ход, который, тем не менее, не был растиражирован прессой и совпал по времени с огромным интересом к Джеррарду со стороны Челси. Пусть Джеррард и не хочет раскрывать всех тонкостей той истории, он признает, что разговор был предметным.
 
«Эта история повторялась не раз на протяжении последних десяти лет, - признается "Два лучших менеджера в игре хотели видеть меня в своих командах"Стивен. – Но люди слышали только о Моуриньо и Челси в 2004 и 2005 годах. Но подобное случалось чаще. Тогда это было лестно: ведь два лучших менеджера в игре хотели видеть меня в своих командах».
 
«Гари Невилл говорил, что Фергюсон хотел подписать меня. Но вы прекрасно понимаете, что мои выступления в составе МЮ невозможны. Я никогда не допускал мысли о том, чтобы играть за Манчестер Юнайтед. У них фантастический клуб, но существует принципиальное соперничество, потому Гари, к примеру, никогда бы не смог играть за нас. Поймите меня правильно: это было лестно, что сэр Алекс, после всего, чего он достиг в футболе, захотел работать со мной. Но это невозможное развитие событий».
 
«История с Моуриньо была несколько иной, конечно. На тот момент между их и нашим клубом не было такого соперничества, потому мне было о чем подумать. Но свои размышления я закончил отказом, который повторил и год спустя».
 
«Но он снова связался со мной, когда возглавил мадридский Реал позапрошлым летом. Я смотрю на некоторых игроков, на то, как они бьются за возможность играть в Реале или Барселоне, но это не про меня. Этого, как и перехода в МЮ, не могло произойти. Я чувствовал себя счастливым в Ливерпуле».
 
Джеррард не отличается от Фергюсона и Моуриньо, когда говорит, что всему есть своя причина. Суть этого выражения становится яснее, когда он вспоминает о Джейми Каррагере. Как и Джеррард, Каррагер предан клубу – вместе они символизируют красную часть Ливерпуля уже более десяти лет. Самое знаковое изображение клуба со времен славных семидесятых и восьмидесятых – это они, Джеррард и Каррагер, вдвоем поднявшие над головой Кубок европейских чемпионов 2005 года. Но сейчас Джейми не является игроком основы, а по контракту нынешний сезон – последний в отношениях Каррагера и Ливерпуля.
 
«Джейми не будет до конца оценен, пока не уйдет из команды, - считает Джеррард. – Мне кажется, об этом забывают, но когда вы местные, вы играете огромную роль в жизни клуба. Он очень многое делает для Ливерпуля на поле и вне его. Надеюсь, в клубе это понимают и попытаются его удержать. Он очень важен для всех нас».
 
Это уже часть более глубоко разговора. Разговора о необходимости сохранять связь с городом, которую на протяжении многих лет обеспечивали Джеррард с Каррагером, как лучшие сыновья Мерсисайда.
 
Уже писалось о том, что будущая судьба Джеррарда во многом определена. Продлевая контракт в январе этого года, он соглашался стать послом Ливерпуля по окончании карьеры. Но этот контракт действителен лишь до конца следующего сезона, когда Джеррарду будет всего 34. Стивен не горит желанием завершать карьеру, потому и в переходе на роль посла он пока тоже не уверен. «Я могу стать послом. Это то, что мне предложили, но пока я не уверен. Я действительно не могу предсказать, чем буду заниматься в ближайшие два-три года».
 
Продление футбольной карьеры – это очевидный вариант, но видит ли Джеррард себя в роли менеджера?
 
Вероятно, эта тема разговора несколько лишняя и вообще несправедлива по отношению к Брендану Роджерсу, но сам Джеррард, оставляя вопрос о будущем открытым, вынуждает к ней прибегнуть. «Будем надеяться, что этот вариант рассматривать не придется, - отвечает Джеррард. – Ведь это будет означать, что у Брендана Роджерса не вышло, а он планирует остаться здесь надолго».
 
«Я прекрасно понимаю, что вы подразумеваете под этой «связью с городом». Но если Брендан вернет клубу стабильность и успешность, думаю, болельщики будут довольны и не станут переживать по поводу таких вопросов».
 
«О таких вещах люди начинают говорить только, когда дела идут не совсем хорошо. Хочу надеяться только на то, что я буду в клубе как можно дольше. у меня нет желания играть за другую команду. Но я не хочу утверждать категорично, потому что не считаю, что сказал свое последнее слово как игрок».
 
"Не вижу никакого смысла в том, чтобы указывать на других и искать виновных"На минувшей неделе Свен-Йоран Эрикссон фактически подписался под словами Моуриньо о том, что Джеррарду необходимо как можно поскорее покинуть Ливерпуль, если он желает выиграть какой-нибудь чемпионский трофей до окончания своей карьеры. Прав ли швед? Стоит ли осуждать Джеррарда за возможный уход после всего, что произошло в клубе – политических проблем, смены владельцев, распродажи ведущих игроков? Вещей, лишивших Ливерпуль возможности бороться за титул.
 
«Не вижу никакого смысла в том, чтобы указывать пальцем на других и искать виновных, - говорит он. – Не вижу смысла говорить, что я не выиграл титул из-за того, что ушли владельцы, или из-за того, что Рафа Бенитес решил продать Хаби Алонсо. Или из-за того, что Хавьер Маскерано очень хотел уйти в Барселону».
 
«Я могу указывать на неудачи целого клуба, как причину, по которой я не выиграл титул. Но тот сезон, который мы завершили вторыми, - тогда мы могли его взять. У нас было две или три дурацких ничьих на своем поле, и я был в команде, я играл. И я должен взять часть ответственности за них на себя. Для начала нужно взглянуть в зеркало, прежде чем кивать на других. В футболе очень просто обвинить в собственных неудачах окружающих людей».
 
«Конечно, это огромный пробел в моей карьере. И, возможно, я уже никогда не выиграю титул.  Но я немалого добился. Мне не о чем сожалеть. Я бы очень хотел выиграть Премьер-лигу, во мне по-прежнему живет этот голод. Но также я должен быть реалистом: к тому времени, как Ливерпуль выиграет титул, меня в команде уже может быть не быть».
 
«Но что я должен сделать? Было бы очень просто сказать, что я хочу уйти. Что с меня "Я выиграл самый большой кубок, который только можно выиграть"хватит этого клуба. Но с меня не хватит, никогда не хватит. Я хочу большего. Но я выиграл самый большой кубок, который только можно выиграть. Люди постоянно говорят обо мне, как о том, кто не выигрывал чемпионат, но есть много футболистов, которым покорялась эта вершина, но при этом они ни разу не выигрывали Лигу чемпионов».
 
«Еще я приближаюсь к отметке в 100 игр за национальную сборную. Я был капитаном сборной своей страны, я был капитаном Ливерпуля и я выигрывал трофеи. А сейчас я думаю над тем, чего я еще могу достичь в ближайшие два-три года, ведь я по-прежнему чувствую себя сильным».
 
Его взгляд на ближайшие годы преисполнен оптимизма. Причиной тому не только приход Брендана Роджерса, но и подписание новых талантливых футболистов. К примеру, Джеррард не скрывает своего восхищения Джо Алленом.
 
«У любой команды, в составе которой играет пара центрхавов Алонсо-Маскерано, есть шанс. Очень больно, когда вы упускаете этот шанс. Пока вы не замените этих футболистов исполнителями такого же уровня, команда не будет столь же сильной».
 
«Каждый раз, когда я добивался с Ливерпулем успеха, - в 2001-м, 2005-м, 2006-м, - у нас в составе были футболисты топ-уровня. Считаю, Джо Аллен подходит под это определение. Думаю, неправильно его уже сейчас сравнивать с Алонсо и Маскерано, но он выглядит настоящим игроком Ливерпуля. Все потому, что он блестяще владеет пасом, уверенно играет с мячом – ты можешь ему доверять. К тому же он не эгоистичен на поле».
 
«Некоторые считают, что мы по-прежнему в миллионе миль от цели, но я не согласен. У нас в составе полно хороших футболистов, и если мы дойдем до должного взаимопонимания, то сможем вернуться в четверку сильнейших. Это тяжелее, чем прежде, но я думаю, что мы так же хороши, как и все остальные».
 
«В последние годы клуб прошел через множество ударов, и, кажется, мы только сейчас начали восстанавливаться. Но вот это самое главное: у меня есть чувство, что мы действительно возрождаемся».
 
Он видит Брендана Роджерса огромной частью этого возрождения, пусть и считает, что тяжелейшая задача для 39-летнего североирландца – роль преемника Кенни Далглиша. «Я считаю, что это как прийти на смену сэр Алексу, в ведь в нашем клубе Далглиш – равнозначная фигура Фергюсону в Юнайтед. Тот факт, что Кенни был уволен в конце прошлого сезона, не меняет ровным счетом ничего».
 
«Отношения между болельщиками и Кенни не изменятся никогда. Это тяжело объяснить. Вы говорите о завершении чего-то, но никакого завершения не будет. Вы не можете закрыть книгу Кенни в этом клубе до тех пор, пока он не уйдет из жизни».
 
Между тем, в Роджерсе он видит человека, способно справиться с этим колоссальным давлением. Он видит менеджера, который не просто не проигнорировал историю этого клуба, а попытался влиться в нее. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить офис Брендана в Мелвуде. Первое, что бросается в глаза – стены, завешенные изображениями Шенкли и Пейсли. Для Роджерса они – источник вдохновения, а не устрашения.
 
«Я уже сейчас уверен в Брендане, ведь я немало узнавал о нем, находясь в лагере сборной. И с Джо Коулом я говорил – никто не сказал ни одного плохого слова о Роджерсе. Отличный тренер, отличный парень. Очень требовательный. Хочет, чтобы ты тяжело работал».
 
«Разумеется, потребуется время. Нельзя изменить ситуацию за ночь. Но уже сейчас видны признаки того, что мы двигаемся в правильном направлении. Результат в Вест Броме стал шоком, но в пяти или шести матчах, что мы провели под его руководством, мы порой демонстрировали хороший футбол. Он сказал, что нам предстоят взлеты и падения, но у меня есть твердое чувство, что падений будет не так много».
 
«У него стиль, которому, как мне кажется, многим тяжело противостоять. После нашей игры с Ман Сити Яя Туре сказал, что это был, вероятно, тяжелейший для него матч в английской карьере. Эти слова вдохновляют. Я также беседовал с менеджером, он рассказал мне о своих методах, и это звучало впечатляюще».
 
«Здесь его поддержат. Я даже предполагаю, что Кенни звонил ему. Нет, я не знаю. Мы не видели Кенни после его ухода. Но я допускаю, что у них было несколько бесед. В СМИ Брендан высказывался о Даглише в высоких тонах, а Кенни всегда желает этому клубу только всего самого лучшего».
 
Для своего клуба Джеррард тоже желает только лучшего, как и для своей сборной. «Мне очень понравилось быть капитаном – когда Рой Ходжсон сообщил мне о своем решении, я был самым счастливым человеком на планете».
 
«Но я был подавлен тем, что в роли капитана подобрался так близко к полуфиналу, но не достиг цели. Тем не менее чемпионат Европы все равно стал отличным опытом. Все было как нужно. Команда, тренерский штаб – в коллективе была настоящая атмосфера единения».
 
«Но чувство после нашего вылета…Часы, дни, недели – было непросто. Эти чувства уничтожили мой отпуск. Ты вроде бы со своей семьей, но все это не оставляет тебя. Двигаться дальше непросто, но ты должен. Обязан. И сейчас нам нужно сконцентрироваться на дальнейшей работе, на решении вопроса с попаданием на Кубок мира».
 
Чемпионат мира в Бразилии? «Надеюсь, что я сыграю там. Если я сохраню свою форму, буду стабильно играть, то буду очень рад. Я вижу в этом турнире фантастическую возможность успешно закрыть свою карьеру на международном уровне».
 
Он прекрасно знает, что ключ к успеху – оставаться таким же авторитетным.
 
Интервью Мэтта Лоутона, dailymail.co.uk
Перевод и адаптация Иван Громиков, специально для FiveO`Clock