Сегодня стартует второй круг чемпионата Беларуси – лиги, в которой играет больше всего наших легионеров. С одним из них, экс-игроком Борисфена, Шахтера, запорожского Металлурга и Оболони Олегом Карамушкой, мы поговорили о последних событиях, произошедших в украинском и белорусском чемпионатах, коснулись животрепещущей темы финансов и нестабильности клубов, а также порассуждали о будущем футбола двух стран.
 
– В этом сезоне в Беларуси двухэтапный чемпионат. Как оцените это нововведение?
 
– Да, приняли тут такое решение – первые два круга команды играют, как обычно, а дальше лига делится на шестерки. То есть, лидеры разыграют медали и путевки в еврокубки, а вторая часть поучаствует в борьбе за выживание.  
 
– В украинской второй лиге такой эксперимент длился из прошлого лета до нынешнего. Судя по всему, он не найдет продолжения. Ваша команда сейчас находится во второй половине турнирной таблицы (9-я из 12-ти). Нет боязни, что во второй части сезона половина лиги она будет не мотивирована?
 
– У нашей команды все-таки есть задача попасть в первую шестерку. Чего ожидать от чемпионата и второго его этапа – пока не могу сказать, потому что здесь подобное нововведение в новинку, все впервые, и трудно пока прогнозировать, насколько серьезной будет борьба при таком формате. Время покажет. Пока что чемпионат Беларуси выглядит довольно-таки конкурентоспособным, команды подобрались равные – причем, от первой и до последней. Проходных игр, по крайней мере, на данном этапе, пока не было вообще, и я надеюсь, что такая ситуация продержится до конца чемпионата.
 
– Вы возвратились в белорусский чемпионат после выступлений в Крымтеплице. Почему расстались с перволиговой командой? Были варианты в Украине, или в Беларуси заинтересованность была конкретнее?
 
– С крымским клубом я подписал контракт на три месяца, чисто для игровой практики. В принципе, и тренер, и президент меня в этом плане поддерживали. Условия для игр и работы были вполне приемлемыми, я участвовал во всех матчах. Что-то выигрывали, что-то проигрывали. Но мне была нужна игровая практика, и я в этом плане остался доволен.
Затем я получил приглашение вернуться в могилевский Днепр от тренера, с которым я уже работал. Конечно, если бы были предложения из украинских клубов – быть может, все было бы по-другому, но особой конкретики не было. То есть, варианты были, но ездить в таком возрасте на просмотры я посчитал не совсем нормальным, так что принял приглашение от той команды, где меня действительно хотели видеть.
 
– Слышали, что случилось с Крымтеплицей? Когда вы там были, можно было предположить, что клуб через полгода снимется с чемпионата?
 
– В принципе, уже тогда, намечался некоторый спад в финансировании и отношении к клубу, поэтому я где-то и предполагал, что такое может случиться, но не хотел в это верить. Окончательное решение по этому поводу не принято, и я очень хотел бы, чтобы команда дальше существовала – это ведь крепкий середняк первой лиги с такими отличными условиями для игры, классным стадионом.
 
– В Днепре много украинцев. Кого знали раньше? Может, земляка Лисового?
 
– Знал, конечно, и его тоже. В могилевском клубе, в принципе, полкоманды осталось с той поры, когда я еще впервые тут играл. «Костяк» коллектива остался, много кого знал, и не только из числа земляков. Многие, к тому же, прибыли в Днепр из других команд, где я тоже раньше выступал. Поэтому никакой особой адаптации мне не понадобилось.
 
– Вы возвратились в Днепр после перерыва. Что улучшилось в команде в плане инфраструктуры, материального обеспечения?
 
– Вы знаете, что нужно для работы футболистам – восстановление хорошее, медицина, финансы, поля. Вот поля улучшились – тренировочное поле сейчас, в принципе, хорошего уровня. Есть, где тренироваться, с этим проблем нету. А вот по другим вопросам – есть, и достаточно серьезные. Ни финансов нормальных, ни восстановления, ни медицины – во многом, из-за этого страдает и стабильность выступлений команды.
 
– Многие говорят, что белорусский футбол больше не прогрессирует. Согласны?
 
– Я не так давно в белорусском футболе, чтобы судить. Мне кажется, что чемпионат стал более ровным, нет команд, против которых можно было бы на одной ноге сыграть. Все матчи интересные. Если брать чемпионат по интересности, то он достаточно привлекателен – от третьего места с начала таблицы до третьего с конца плотность очень приличная. А вот прогрессирует ли чемпионат в плане уровня, класса – трудно сказать. Он будет прогрессировать, если будет больше финансов, если появится больше звезд, к которым остальные бы подтягивались.
 
– Многие за пределами Беларуси считают, что в здешнем чемпионате есть только один сильный клуб – БАТЭ. Правда? Или остальные подтягиваются?
 
– Я бы так не сказал. БАТЭ, конечно, на данном этапе лидер и топовая команда белорусского футбола, но играет клуб сейчас нестабильно и может уступить даже середняку лиги. А вот по стабильности лучший солигорский Шахтер – недаром он и идет на первом месте, обгоняя БАТЭ на шесть очков.
 
– Ваша команда, кстати, обыграла главный белорусский клуб. А почему вы не играли в том матче против БАТЭ?
 
– Так получилось, что я получил надрыв задней поверхности бедра в матче с Белшиной и пропустил несколько игр, в их числе – и против БАТЭ.
 
– Хорошо, а что же не получилось у Протасова в Динамо Мн?
 
– Мне тяжело об этом судить, так как я не общался с Протасовым или знакомыми ребятами в этом клубе. Единственное, что могу сказать, что команда проиграла в финале кубка – скорее всего, это и стало точкой.
 
– Я смотрел матчи начала сезона и немного прозревал от условий – искусственные поля, какие-то стадионы без трибун... Это было временно? Вообще, в каких условиях играете?
 
– Да, это нельзя назвать нормальным, когда команды высшей лиги играют на искусственном газоне без трибун, как будто на первенство города выступают. Жаль болельщиков, и лиге нужно определиться, для кого мы все играем – или для людей, или для галочки. Если команда не имеет своего поля с натуральным покрытием – засчитывайте ей поражение. Если у нее есть искусственное поле – требуйте, чтобы были трибуны и зрители могли нормально футбол посмотреть. А то получается, что наш клуб, могилевский, не самый богатый в лиге, но тратится на подготовку поля, а другие просто переходят на синтетику и играют. Я, честно говоря, впервые с таким столкнулся, и думаю, что многим тренерам и игрокам это не нравится, но это от них не зависит.
 
– Раньше в белорусском футболе было больше денег, теперь же кризис в стране и в лиге. Как выйти из этой ситуации? Как развивать им дальше чемпионат?
 
– Когда я был в могилевском клубе год назад, в нем вообще не было денег – как раз в то время кризис достиг пика. Сейчас ситуация немного улучшилась. Что касается самого финансирования, цифры-то вроде бы есть, но выполняется пока все со скрипом – обещают, обещают…
 
– Вообще, довольны сейчас выступлением, лигой?
 
– Перед командой Днепр стоит задача, но ставим мы ее перед собой сами – и тренеры, и футболисты. Если кто-то ставит задачи, он должен понимать, что клуб соответствует этим заданиям по всем показателям – по игре, по финансам, по инфраструктуре. А если нет медицины, финансирования, даже элементарной экипировки – то это скорее амбиции самих тренеров и футболистов, ведь все хотят выигрывать. На шестерку мотивируют, как могут, но в футболе не бывает мелочей, и если премиальных ни за одну игру не дали и не обещают, то трудно это делать. А ведь ребята из могилевской команды умеют в футбол играть, они это доказали в первой части сезона, когда был ряд очень качественных игр, на которых собирался полный стадион. Мы очень рады, что у нас самый посещаемый стадион, приятно играть при таких трибунах. Но чудес не бывает, и если нет стабильностей в остальном – трудно ждать стабильности в результате. Поэтому во многих играх, где должны были брать очки, мы их не взяли, зато с лучшими клубами преподнесли несколько сенсаций.
 
– Как относятся там к объединенному чемпионату?
 
– Трудно сказать. Озвученные цифры выглядят красиво, но сложно представить, как это все сделать – будут ведь те, кто в «суперлиги» не попадет, а с низшими лигами что делать? Я бы больше хотел, чтобы все наши чемпионаты – украинский, белорусский, российский – сами по себе становились сильнее, стабильнее, мощнее. 
 
– Сейчас много украинцев в белорусской лиге. Кто все-таки лучший? Скажем так, о ком больше всего говорят?:)
 
– Интересный вопрос:) На самом деле, из тех земляков, которых знаю, достаточно ровно выступают Вадик Милько, Руслан Гунчак, да и мы с Максом Лисовым:) Приятно отметить, что все украинские легионеры в белорусском чемпионате хорошую игру показывают все. Даже из-за границы следим, конечно, и за чемпионатом Украины – что родное, то родное.
 
Артур Валерко, Football.ua