Інше
16 жовтня 2007, 12:29
В тени Моуриньо
Уход Жозе Моуриньо из "Челси" стал чем-то вроде смерти королевы-матери: все знают, что это должно случиться, однако когда это все же случается, все удивлены и шокированы.
Авраам Грант, фото АР
16 жовтня 2007, 12:29
Первая мысль, когда стало известно об этой отставке: Роман Абрамович закончил с футболом. С большим, настоящим футболом, а не с клоунадой в стиле шотландского «Хартс». Особенно укрепилась эта мысль, когда на пост главного тренера «Челси» был назначен Авраам Грант. Назвать израильтянина специалистом малоизвестным, конечно, нельзя. Но по сравнению с португальцем он обладает только одним, да и то предполагаемым, достоинством — более покладистым характером.
Ни для кого не секрет, что одной из главных причин ухода Моуриньо британские СМИ называли Андрея Шевченко, а точнее — его непопадание в состав. Даже самые неискушенные болельщики видели, что украинец явно угодил «не в свою» команду. Причины тому — самые разные, от сугубо игровых до исключительно психологических.
Прежде всего нужно понимать, что Шевченко пришел в уже сложившийся коллектив. В команду, которая два раза подряд выиграла чемпионат. Игроки которой с полным на то основанием считали себя звездами мировой величины.
На момент появления Шевченко в раздевалке «Челси» уже сложилась своя иерархия лидеров. И уже по первым матчам было видно, что украинцу часто не хватало не только и не столько взаимопонимания с партнерами, сколько доверия с их стороны — частенько мяч шел Дидье Дрогба, даже когда Шевченко был в более перспективной позиции. Ситуация вполне объяснимая и почти нормальная — во всяком случае в первое время. Для того чтобы все изменилось, нужна была сущая мелочь — голы Андрея. Но их не было. Точнее — не было в том количестве, которого ожидали.
И чем дольше это тянулось, тем хуже все становилось. Положение Шевченко в иерархии «аристократов» совершенно не соответствовало его восприятию самого себя как звезды. Это приводило к ухудшению морального состояния игрока, которое тянуло за собой ко дну и без того не блестящий уровень игры. Замкнутый круг, красивого выхода из которого руководство лондонского клуба найти не смогло.
Покупка Шевченко подорвала «Челси» не хуже мины. Даже если все слухи о том, что Шева — личный друг Абрамовича, являются не более чем слухами, недовольная звезда в команде — всегда ко взрыву. Это весьма наглядно продемонстрировал московский «Спартак» весной прошлого года. Конфликт Дмитрия Аленичева и Александра Старкова стоил работы обоим. И хотя внешне оформлен этот конфликт был иначе, суть его была такой же — звездный игрок на скамейке запасных.
И итог был таким же, во всяком случае — для тренера. Насколько мудрее оказался Леонид Федун, избавившийся еще и от взбунтовавшегося игрока, — покажет будущее. Пока же Шевченко продолжает свое черное дело — он уже выразил недовольство тем, что Авраам Грант не дал ему шанса сыграть с «Валенсией» и не выпустил его в основном составе на матч с «Болтоном», предпочтя Саломона Калу. Ивуариец отблагодарил тренера, забив победный гол, а Шева сыграл лишь 15 минут, да и те провел на левом фланге, заменив Флорана Малуда, что не улучшило настроения украинцу.
Словом, с уходом Моуриньо конфликт не был исчерпан, хотя бы потому, что не португалец был его причиной. Бомбу под командную атмосферу подложил Роман Абрамович, которому в какой-то момент изменило чутье. Он не смог отделить бизнес от личных отношений. И пока этот конфликт не будет разрешен, «Челси» вряд ли ждет радужное будущее.
В роли отчима
И Гранту сейчас позавидовать сложно. В настоящее время работа в «Челси» — это та самая чаша с ядом, которую лучше бы разглядывать с противоположной стороны стола. Клубу потребовалось 50 лет, чтобы выиграть первый титул, а затем еще 50 лет и миллиард долларов — чтобы выиграть второй. Теперь же даже второе место расценивается как провал.
Но еще важнее то, что теперь некогда монолитная команда рассыпается на части. Первую составляют игроки, которые выигрывали трофеи под руководством португальца. Это люди, обладающие авторитетом в клубе, — такие как Фрэнк Лэмпард, Джон Терри и Дидье Дрогба. Проблема заключается в том, что они, безусловно, преданы Жозе Моуриньо, под началом которого превратились из перспективных игроков в мировых идолов.
Вторую группу составляют игроки, пришедшие в готовую команду в статусе звезд, — это Шевченко и немец Михаэль Баллак, которого травмы уберегли от попадания на страницы таблоидов. Они не обязаны португальцу своим статусом, и их отношение к экс-тренеру клуба может колебаться от враждебного до уважительного. Третью группу образуют те, кто звездами не является и особенных оснований быть лично преданным Моуриньо не имеет.
Слишком частое упоминание уже стороннего, в общем-то, для «Челси» человека по имени Жозе Моуриньо объясняется просто: он был для игроков очень многим, он создал эту команду, и его влияние на нее некоторое время сохранится, хотя бы в виде неминуемых сравнений.
А для главных игровых и командных лидеров «Челси» — Терри, Лэмпарда и Дрогба — Жозе был больше чем просто тренером. И сцена прощания португальца с игроками, растиражированная британской прессой, говорит об этом совершенно ясно. И в каком-то смысле новый тренер находится в положении отчима, который должен заменить детям горячо любимого отца.
Аврааму Гранту прежде всего нужно заново создавать команду — не в игровом плане (здесь ему не на что жаловаться), а в психологическом. Заново строить командную иерархию и взаимоотношения со всеми игроками — от Дрогба и Шевченко до Стива Сидуэлла и Скотта Синклера.
И какие бы усилия ни предпринял Грант, над ним будет нависать огромная тень, на груди которой написано The Special One, а в руках которой — два кубка, которыми награждают чемпионов Англии.