- Олег Владимирович, вы возглавляете сборную Украины более четырёх лет. По российским меркам это какой-то запредельно длительный срок работы...

- Продолжительность тренерской работы зависит от результата и от терпения руководства. Возможно, для меня всё могло бы закончиться плохо, если бы Украина не попала на прошлогодний чемпионат мира. Дело в том, что Блохина никто никогда серьёзно как тренера не воспринимал: ну, работал он в Греции, где нет футбола, и что?! Потом греки вдруг выиграли чемпионат Европы-2002, и обо мне вспомнили. Приняв решение возглавить национальную сборную, я сильно рисковал своим именем. Должность тренера сборной - самая расстрельная. Если что, сразу к стенке, не спрашивая фамилию, отчество, партийность и всё остальное. Не получилось - поставили бы крест и сказали: мы предупреждали, Блохин не тренер. Вот и сейчас Украина потеряла шансы выйти на Евро-2008 и ничего исключать нельзя. Пока я тренер сборной. Доиграем отборочный цикл, тогда и будем разговаривать с руководством, определяться с дальнейшими планами.

- Не тяжело так долго нести этот груз ответственности, критики, непонимания. Не было желания закрыть для себя футбольный вопрос?


- В жизни были разные моменты. Ещё в бытность игроком с меня два раза снимали заслуженного мастера спорта, выгоняли из сборной. Хотел закончить с футболом, но находил в себе силы продолжать. Ну а когда стал тренером, то тут уж, как говорится, «взялся за гуж, не говори, что не дюж». Надо тащить до конца. Хотя, не скрою, мысли были...

- Вы говорите про весну 2005 года, когда вам инкриминировали совмещение двух постов - тренера сборной и депутата?


- Та ситуация действительно вымотала нервы. Один человек, видимо, посчитал, что если выступит против Блохина, то сможет заработать дивиденды - его интересовал собственный пиар. Дошло до нелепого: на меня подали в суд. И всё это под предлогом заботы о футболе: как, мол, Блохин может команду тренировать, если он на заседания в Раду должен ходить?! Пришлось доказывать, что в сборной я работаю совершенно бесплатно, а зарплату получаю как народный депутат. Но самое ужасное, что люди выбрали подходящий момент для акции против меня. Предстояли решающие для команды матчи, а пока шёл суд, я не имел права тренировать.

- А какие сейчас у вас взаимоотношения с политикой?

- Я прошёл два депутатских созыва и не вижу больше смысла в этом занятии. Раньше действительно думал, что политики борются за простой народ, и те лозунги, которые они выдвигают, потом претворяются в жизнь. Но оказалось, что они борются за своё: кто-то за премьерство, кто-то за бизнес, а обещания так и остаются обещаниями.

- Раз вы больше не депутат, логично предположить, что за работу со сборной вам платят зарплату. Контракт нашего Хиддинка - 2 млн. евро в год. А у вас сколько?

- Контракт Хиддинка с моим контрактом не сравнить. У меня во много раз ниже. Но не в этом дело.

- А в целом как вы оцениваете работу Гуса Хиддинка на посту тренера сборной России?

- Я работу других тренеров не оцениваю, его нанимал на работу Российский футбольный союз - пусть он и оценивает.

- Тем не менее после победы над сборной Англии Хиддинк у нас ходит в статусе волшебника.

- Хорошо сыграли в том матче. Однако, как я помню, россияне и до Хиддинка попадали на чемпионаты мира и Европы - с Садыриным, Романцевым, Ярцевым. Вот это удивляет больше всего: если западное - значит, хорошо. Иностранец - у него всё равно свои понятия: он работает в первую очередь за деньги. Безусловно всё зависит от конкретного человека, нельзя всех под одну гребёнку... Но у нас же идёт засилье непонятно каких средних игрочков. Приезжает иностранец, а ему что майка киевского «Динамо», что «Спартака» - всё одно. Ему предложили поехать, скажем, поиграть на Украину, он подумал: «Ёлки-палки, я из Бразилии, а тут холод собачий. Куда я лечу? Но денежка хорошая. А в другой клуб меня не приглашают, так что выбора нет». Так он приехал, поиграл, получил деньги, собрал вещи и уехал. И второй момент: легионеры выкладываются в еврокубках, чтобы их в Европе заметили. Поиграл в матче Лиги чемпионов, а потом - пшик и сдулся. До чемпионата Украины или России, выходит, им большого дела нет. Так может, тогда лучше нашего парня взять?! Он хоть будет понимать, за какой клуб играет. Потому что вырос здесь. Ему друзья, родители не дадут плохо играть. Заставят, может быть... Но мы почему-то привыкли всё своё гнобить: и тренеры у нас плохие, и продукты. Хотя такой сметаны или сала за границей нет и в помине. Пока мы не научимся уважать себя как нацию - что Россия, что Украина, - ничего у нас не получится. Хватит смотреть с подобострастием на Запад. Сейчас он уже должен на нас смотреть.

- В какой области?

- В любой. Абрамович взял и купил «Челси», «Газпром» стал спонсировать «Шальке». Такого же раньше никто и представить себе не мог. Тот путь, который они проходили столетиями, мы прошли за 15 лет. Они устоялись, им двигаться больше никуда. А у нас одни перспективы.

- А может, попробуем на уровне сборных объединиться? Ведь выступали мы когда-то на Олимпиаде как команда СНГ. Представляете: ваш Шевченко, наш Акинфеев... Европа ахнет от ужаса.

- Лично я ничего в этом криминального не вижу. Но опять же всё упирается в суверенные государства. Начнётся политика, будут вмешиваться большие люди. Мы - Украина, вы - Россия. И тут уже не прилепишь. Коснись дело российского газа: извините, платите, как Европа. Не так давно я ехал ночью в такси по Москве. Гаишники остановили, попросили документы, увидели, что с Украины, и давай требовать регистрацию. Я им говорю: только приехал, завтра улетаю, какая регистрация? Вот такие у нас теперь отношения. Рыночные.