FIFA.com: Огласили шорт-лист претендентов на премию Пушкаша. Кого Вы считаете фаворитом?

Хамит Алтынтоп: Я видел эти голы – они все фантастические. Дэвид Бол прекрасно перебросил голкипера, гол Филиппа Мексеса очень похож на мой в 2010-м. Марсель Ндженг тоже забил исключительный мяч за Падерборн. Но больше всего мне нравится гол англичанина – он так легко это сделал.

- Вы получили эту награду в 2010 году за потрясающий выстрел с линии штрафной площадки в матче за сборную Турции. Хорошо помните тот удар?

- Да. Это было в отборочном цикле, под руководством Гууса Хиддинка. У нас была обновленная команда. Матч с Казахстаном был очень важен, мы хорошо начали игру и в итоге победили 3:0. Помню, что бил по мячу с закрытыми глазами. Когда я снова их открыл, мяч был уже в сетке, хоть я и не понял, как он туда попал. Только по телевизору потом увидел, что мяч влетел в правый верхний угол.

- Так вы забили не глядя?

- (Смеется) Ну да. Надо было чуть подпрыгнуть, чтобы хорошо приложиться. В конце концов, когда бьешь головой, тоже закрываешь глаза. Но в этом случае я это сделал, чтобы вложить всю свою силу в удар, настолько, насколько это было возможно.

- Когда Вы пересматривали этот гол впервые? Когда поняли, насколько он прекрасен?

- Это до меня дошло попозже. Люди говорили мне, что это было красиво, но единственное, что меня волновало тогда – это победа моей команды. Я всего лишь был рад, что сделал свой вклад. Только когда узнал, что гол номинировали на премию Пушкаша, то впервые пересмотрел его. Я подумал: "А получилось и вправду неплохо". Это был чудесный забитый мяч, но другие претенденты тоже были хороши. Я бы даже не был против, если бы награду получил кто-то другой; но, наверное, не стоит и говорить, как я был рад.

- Вы отрабатывали такой удар на тренировках, или это получилось случайно?

- Думаю, что все самое лучшее случается неожиданно, импровизированно – как в том случае. Я люблю бить издалека и часто играю близко к штрафной площадке противника, стараюсь поучаствовать в атаках. Иногда получается забить какой-нибудь особенный мяч, как, например, в матче против Шальке в Лиге чемпионов. Такие вещи я очень люблю.

- Насколько важно для Вас было получить эту награду? В конце концов, Вы ведь оказались в одном ряду с предыдущими победителями: Неймаром, Златаном Ибрахимовичем и Джеймсом Родригесом.

- Это большая честь для меня. Многие люди не понимают, сколько футболистам приходится пахать день ото дня. Они думают, что мы тренируемся по паре часов в сутки, а потом играем 90 минут – и все. Но есть и много других вещей, важных для нашей профессии, например, питание, дисциплина, отдых, восстановление от травм и реабилитация. Все это очень влияет на форму игрока.

- Тот факт, что в голосовании принимают участие болельщики, делает премию Пушкаша особенной для Вас?

- В футболе важен командный успех. Болельщики играют очень важную роль в этом спорте, делают его таким интересным и популярным. Необходимо радовать их. Правда, в последние несколько лет эта связь между игрой и фанатами немного ослабела, так как на первый план вышел результат. Успех теперь важнее, чем стиль игры. Но не стоит забывать о болельщиках – это прекрасно, что они имеют право голоса в этой премии.

- Где Вы храните свой трофей?

- Он до сих пор дома у моей матери в Гельзенкирхене. Стоит в моей комнате, хотя я надеюсь поскорее забрать его в Стамбул, так как теперь живу здесь со своей женой. Мы здесь поженились, и здесь я чувствую себя как дома.

- О чем Вы подумали, когда именно Андрей Сидельников, вратарь, который пропустил тот гол, вручал Вам награду?

- Прежде всего, я был в восторге от того, что выиграл. Здорово, что Андрей приехал на церемонию. Он был не против вручить мне награду. Очень хорошо, когда у игроков есть острое желание победить соперника, но за пределами поля мы должны быть просто хорошими людьми. Я никогда не забуду тот вечер, хотя у нас, к сожалению, и не получилось поговорить.

- Это был самый лучший и самый важный гол в Вашей карьере?

- Он был неплохой, но далеко не самый важный. Мяч, который я забил за Галатасарай в Лиге чемпионов против Шальке много значит для меня; так же и гол с 30 метров за Шальке против Милана, тоже в Лиге чемпионов, когда счет стал 2:2. Эти два мяча были намного важнее.

- Какой гол Вы считаете величайшим в истории?

- (Смеется) Первое, что приходит на ум, — это гол рукой Диего Марадоны. Я шучу, конечно. Гол Роберто Карлоса со штрафного в ворота Франции был фантастическим. Такие вещи и делают футбол настолько захватывающим. Можно пытаться забить похожий мяч тысячу раз, а получится лишь однажды. Да, и еще гол Зинедина Зидана в финале Лиги чемпионов, когда мяч упал с неба прямо ему на ногу. Это было удивительно. Два великих игрока и два важных мяча – поэтому я бы выбрал именно их.

- В 2010-м году Лионеля Месси повторно признали лучшим игроком мира. Как считаете, в этом году он снова получит Золотой мяч?

- Не думаю, что у него большие шансы, — это из-за травмы. Но когда Месси играет – он прекрасен. Я бы сказал, что со временем он становится все лучше. Но при этом, думаю, Криштиану в этом году немного опережает Месси, так как травмы его миновали.

- "Алтынтоп" значит "золотой мяч" на турецком языке. Как Вам кажется, талант предопределяется еще до рождения?

- Я считаю, что сам Всевышний хотел, чтобы мы с братом пошли по этому пути. Иначе у нас бы ничего не получилось. Я встречал много молодых парней, которые мечтали стать футболистами и были талантливее, чем мы с Халилом. Но мы упорно работали и всегда наслаждались этим. Мы не планировали играть в футбол на профессиональном уровне. Мы просто хотели играть как можно лучше. Футбол давал нам многое на психологическом и духовном уровне – это тоже приносило удовольствие; но даже в самых дерзких фантазиях мы не представляли, чего сможем достичь.

Перевод Юрия Паустовского