Полторы недели назад исполнительный комитет УЕФА окончательно решил вопрос с внедрением технологий фиксации гола и анонсировал применение систем уже на Евро-2016. Football.ua вспоминает, как к этому трудному шагу шел весь футбольный мир.
Нередко судейские ошибки решали исход не только матча, но и целого турнира. Впрочем, в последнее время их заметно поубавилось — наконец на помощь пришла Goal-Line Technology (GLT), система фиксации гола. Английская Премьер-лига первой откликнулась на инновационные новинки — первый гол, который успешно зафиксировала система, был забит Эдином Джеко в сезоне 2013/14 в ворота Кардифф Сити. Но обо всем по порядку.
"Если учесть, что спорные ситуации с пересечением мяча линии ворот были только на чемпионатах мира 1966 и 2010 годов, то нет необходимости вводить технологии из-за двух случаев за 40 лет". Мишель Платини, 2011 год.
Действительно, с момента скандального финала чемпионата мира 1966 года и стадии 1/8 финала мундиаля-2010, в которой по иронии судьбы в очередной раз встретились Англия и Германия, прошло 44 года. Незасчитанное и очевидное взятие ворот Мануэля Нойера полузащитником Трех львов Фрэнком Лампардом лишний раз продемонстрировало, что проблемы почти полувековой давности остаются актуальными и никуда не делись. Правда, если третий гол, забитый Джеффри Херстом, можно обосновать отсутствием надлежащих на то время технологий и, как никак, банальным человеческим фактором (помощник главного судьи азербайджанец Тофик Бахрамов, судя из его же мемуаров, так доподлинно и не узнал, пересек ли мяч линию), то в 2010 году, в эпоху научно-технического прогресса, данная ситуация абсурдна и закономерно спровоцировала новую волну справедливой критики.
Цитата Платини вызвала у многих насмешку, поскольку отрицать тот факт, что спорных ситуаций не было вовсе, довольно глупо. На клубном уровне их количество весьма богатое – стоит только вспомнить матч Манчестер Юнайтед — Тоттенхэм и незасчитанный гол Педру Мендеша. Или напротив – в борьбе за путевку в финал Лиги чемпионов-2005 игрок Ливерпуля Луис Гарсия ударил в направлении ворот Челси, защитник Вильям Галлас выбил мяч с ленточки, но арбитр встречи Любош Михел остался со своим мнением и отобрал у Пенсионеров шанс на поездку в Стамбул. То есть, ярких примеров не сосчитать. Именно тогда ФИФА, пытаясь угомонить ФА, попробовала вариант с использованием мяча с микрочипами, но в 2008 году была вынуждена прекратить испытания, поскольку, если верить словам Блаттера, "технология дает правильный результат только в 95 процентах случаев".
Интересно, что после поединка Германия — Англия упрямые журналисты все-таки достали Зеппа неудобным вопросом относительно фиксации, на что швейцарец в ответ намекнул, мол, технологии определения являются нерентабельными, обусловливая недешевой ценой.
ФИФА пока не видит надежных и недорогих систем фиксирования моментов взятия ворот
Но уже в скором времени все изменилось. Международный совет футбольных ассоциаций (IFAB), который уполномочен внедрять новые правила в футболе, с подачи Блаттера дал добро на использование GLT 5 июля 2012 года и результатом остался доволен. Первые и, главное, успешные попытки состоялись на клубном чемпионате мира в Японии — в официальном матче между Хиросимой и Оклендом были задействованы Hawk-Eye (довольно давно применяется в теннисе и крикете) и Goalref. Нужно подчеркнуть, что двумя годами ранее, до инцидента с Лампардом, IFAB яростно опровергала любые системы – только шотландские и английские представители проголосовали "за".
Пресса положительно встретила долгожданное нововведение, а самого Блаттера будто подменили – президент ФИФА едва ли не собственноручно популяризировал и рекламировал технологии, отметив, что система будет функционировать на КЧМ в Марокко, Кубке Конфедерации и чемпионате мира в Бразилии.
Конечно, вся футбольная общественность понимала, какие мотивы заставили старого консерватора принять подобные меры. Поистине, его сложно назвать новатором, и большинство экспертов убеждены, что именно скандал с игроком Челси натолкнул главу пойти на такой шаг, чтобы не дискредитировать имидж организации. Кто же знал, что случится несколькими годами позднее.
19 июля, через две недели после вердикта IFAB, состоялся, пожалуй, самый резонансный не засчитанный гол Евро-2012 в исполнении Марко Девича, из-за которого венгерскую судейскую бригаду, возглавляемую Виктором Кашшаи у нас принято вспоминать злым и отнюдь не тихим словом.
"После вчерашнего матча GLT — это больше не альтернатива, а необходимость", — написал в Твиттере Блаттер.
Платини долго оправдывался за ошибку Кашшаи, не забывая акцентировать внимание на том, что Милевский отдавал мяч Девичу, когда тот очутился в офсайде. Но на вопрос о видеоповторах и фиксации гола Мишель сказал следующее:
"Не задумываясь ни на секунду, скажу, что это система, при которой матч обслуживают пять арбитров. Это было главное изменение по сравнению с предыдущими Евро. Новая система принесла нам большую пользу. Благодаря ей игроки стали меньше симулировать в штрафной. Также футболисты стали меньше дёргать друг друга за майки во время стандартных положений. На нынешнем Евро мы увидели много голов, причём значительно увеличилось число результативных ударов головой. Это не случайность. Система с пятью рефери действует как сдерживающее средство для защитников и повышает зрелищность футбола".
Мотивы Платини не совсем понятны — дальнейшие аргументы, вроде, "футбол потеряет зрелищность" довольно размыты. Для международной инстанции, под эгидой которой ежегодно проходит самый популярный клубный турнир Европы, инвестиция в 50 миллионов евро за пятилетний срок — согласитесь, сущие гроши. Два дополнительных арбитра в рамках проведения еврокубков отнюдь не устранили проблему, более того - нередко демонстрировали неэффективность.
Блаттер же сдержал свои обещания и дал зеленый свет на использование немецкой системы GoalControl, суть работы которой, наверняка, уже всем известна – 14 камер непрерывно и автоматически записывают положение мяча в трех измерениях, когда он находится вблизи линии ворот. Если мяч полностью пересекает линию ворот, центральный компьютер перерабатывает информацию менее чем за секунду и передает закодированный сигнал (вибрация и звук) на приемник часов рефери.
Система пришла на помощь и доказала профпригодность почти мгновенно – уже в первом туре Кубка Конфедерации, в матче между сборными Нигерии и Таити, который закончился с разгромным счетом 6:1 в пользу первых. Примечательно, что первый гол африканцев был изначально записан на защитника Уву Эчиджиле, но GLT зафиксировала автогол. После тщательного анализа оказалось, что система права – мяч в собственные ворота отправил игрок сборной Таити Николя Валлар.
Позже, на чемпионате мира во время игры сборных Франции и Гондураса случился примечательный и довольно известный эпизод — Карим Бензема, исполняя удар головой, угодил в штангу ворот Ноэля Вальядареса, который в итоге не сумел зафиксировать мяч и позволил тому пересечь линию. Тем не менее, вратарь быстро вернул мяч в перчатки, но судья Сандро Ричичи остался неумолим и указал на центр поля. В общем, 171 гол был забит на полях Бразилии и все их GoalControl засчитал верно.
Понятно, что такой ошеломительный результат существенно подорвал концепцию Платини с пятью судьями. А, взирая на коррупционную бомбу, которая окончательно подорвала и его авторитет, можно предположить, что ярое и неугомонное противостояние француза новшествам скрывало за собой желание попросту манипулировать футболом. Ведь если уже несколько лет подряд не утихают споры, которые касаются жеребьевки Лиги чемпионов и Лиги Европы, то что мешает УЕФА подстраивать результаты самих матчей? Внедрение технологий фиксации гола – это путь, который соответствует соблюдениям спортивного принципа и делает сам вид спорта чуточку проще – без интриг, скандалов и разбирательств. А это, пожалуй, самое главное.