Наконец-то Мишель Платини официально сложил полномочия после восьмилетнего пребывания у руля европейского футбола. Согласитесь, не так себе опальный и подстрекаемый прессой француз представлял расставание с любимым креслом, ведь подпорченная репутация и тягомотина с правоохранительными органами и судовыми инстанциями – дело отнюдь не самое приятное.

Очевидно, что УЕФА устала от регулярных потрясений и вовсю пытается забыть происшествие, связанное с коррупционным скандалом имени бывшего президента, поскольку не успел Мишеля и след простыть, как стало известным имя нового главы – большинство проголосовало за Александера Чеферина.

Желающих занять вакантное местечко в конечном итоге оказалось двое – Михаэль ван Прааг и, собственно говоря, Александер. Правда, ранее список кандидатов был чуть больше – выдвигался исполняющий обязанности руководителя ассоциации Анхель Мария Вильяр, но в начале сентября испанец отказался от борьбы и отозвал заявку, что, кстати, изначально вызвало немалое подозрение. Сейчас мотив несколько прояснился – Вильяр, похоже, был обречен на поражение, учитывая то, что не так давно отказался от сотрудничества со спецслужбами по делу, касающемуся голосования и определения стран-хозяек чемпионатов мира 2018 и 2022 годов. Плохая реклама в СМИ и последующий штраф от ФИФА на двадцать пять тысяч долларов по понятным причинам снизили шансы Анхеля к минимуму.  

Но все же, почему так легко Чеферин вырвал победу у достаточно опытного и бывалого коллеги, как ван Прааг?

Если быть откровенным, то ван Праагу изначально немного не повезло, даже, несмотря на его довольно таки убедительную и основательную программу. Дело в том, что голландскому функционеру вот-вот в сентябре "стукнет" шестьдесят девять – возраст для президентства по меркам УЕФА, скажем так, преклонный. Если ознакомиться со статутом организации, то, действительно, предусмотрен возрастной ценз, крайней точкой которого является семьдесят лет. Михаэль прекрасно понимал, что в случае маловероятной, но все-таки победы, ему не так уж и долго посчастливиться курировать европейский футбол, и он естественно не отработает полный четырехлетний цикл. Ввиду сложившихся обстоятельств, руководитель Королевской футбольной ассоциации Нидерландов призвал увеличить лимит до 75 лет, но искренней поддержки его план естественно так и не снискал. Поэтому шансы ван Праага таяли буквально на глазах – ну зачем коллегии уже вскоре собираться на внеочередной конгресс и проводить выборы? Плюс, как уже упоминалось, взял самоотвод и в акции не участвовал Вильяр, что также поспособствовало успеху Чеферина.

Как отмечают западные СМИ, делегатам пришлась по вкусу программа куда более молодого словенца – 49-летний Александер выглядел убедительней, амбициозней и проворней, хотя сам он, если верить различным источникам, человек скромный, тихий и, что важно, вовсе не замешан в каких-либо сомнительных интригах.

Чистая репутация – вот второй акцент в выигрыше Чеферина. Новое, незапятнанное лицо, с блестящим, на первый взгляд, "вылизанным" резюме – вот в ком нуждался нынешний футбольный бомонд. И плевать на то, что Александер в 2011 году, продвигаясь к должности президента Словенского футбольного союза, уже влез в неприятный скандал – статут СФС черным по белому требовал пятилетний стаж на футбольном поприще. В реальности словенец не мог и близко похвастаться данным опытом – он на тот момент официально и на постоянной основе проработал в исполкоме Олимпии из Любляны лишь полгода! О чем Чеферину своевременно напомнили и упрекнули, но тот отмахнулся, апеллировав тем, что помогал команде в качестве юриста-консультанта. Вот так люди и становятся президентами, впрочем…

Впрочем, да кого это вообще сегодня интересует? Главное – репутация!

"Я даже не мечтал об участии в выборах, – скажет Чеферин в интервью СМИ. – На меня вышли представители стран северных федераций футбола и предложили поддержку на выборах. Позже позвонил глава итальянской Федерации, еще через время меня поддержали на региональной конференции 12 стран Восточной Европы в Москве. Я не мог отказаться".

Как вам такое? Не настораживает?

Ну и как факт – вчера Чеферину отдали сорок два голоса из пятидесяти пяти возможных, ван Праагу – соответственно только тринадцать.

"Я никогда не был за кулисами. Люди мне доверяют. Никто за кулисами не может получить 42 голоса изо всех частей Европы", –  Александер, как только узнал результаты, первым делом намекнул на прозрачность выборочного процесса.

Так кто он, этот новоиспеченный президент? "Прилежный семьянин, эрудированный, помимо словенского владеет итальянским и английским языками", – вот что можно невооруженным взглядом найти в его личной характеристике. Отец троих детей, имеет черный пояс по карате, пять раз пересек Сахару, любит кино и автогонки. А как насчет футбола?

В отличие от Платини, Чеферин обладает другими мышлением и взглядами. Нужно, хотя бы, начать с того, что Александер не играл в футбол на профессиональном уровне и воспринимает игру совсем иначе и уж точно не с позиции футболиста. В первую очередь, он – высококвалифицированный юрист, в свое время посвятивший себя защите прав спортсменов и спортивных клубов. Именно это направление юриспруденции и дало первые толчки навстречу карьере функционера и привело его сначала в любительский коллектив Любляна Лойерс, а потом и в вышеупомянутую Олимпию.

С 2011 года Александер прибавил к обязанностям в СФС и плотное сотрудничество с Юридическим комитетом УЕФА, где познакомился и в дальнейшем сблизился с самим Джанни Инфантино. Их дружба пригодилась очень вовремя, когда Джанни метил на пошатнувшееся место Зеппа Блаттера – Чеферин, имея влиятельные связи в Европе и Африке, провел масштабную агитационную кампанию, чтобы вывести товарища в лидеры и дискредитировать оппонентов. Сдается, что вчера Александеру кулуарно вернули должок. Не хотелось бы в это верить, но, как гласит поговорка, рука руку моет.

Чеферин говорит красиво и его высказывания не лишены популизма, но, тем не менее, приятно и немаловажно, что он решительно настроен на развитие восточноевропейского футбола. То, что Киев получил право проведения финала Лиги чемпионов 2017-18 гг., — уже признак движения в данную сторону. Также Александер вскользь прошелся по недавнему нововведению УЕФА, гарантирующему топ-четверке четыре автоматических места в Лиге чемпионов.

"Мне не нравится, что маленьким странам труднее пробиться в Лигу чемпионов. Это несправедливо. В этой реформе не хватало хорошей коммуникации",  – подчеркнул функционер.

Упомянул он и чемпионат Европы:

"Двадцать четыре команды на Евро — это приятно, но когда у турнира более одной страны-хозяйки, это ведет к ненужным разъездам. В этом нет смысла. После Евро-2024 я изменю это".

Ну, так что – ждем изменений? И, дай Бог, чтобы Чеферин не оказался котом в мешке или подозрительным лицом с идеальной репутацией… 

Football.ua