Сразу после окончания матча Спартак-Динамо корреспондент связался с бывшим спартаковцем, а ныне известным футбольным экспертом Евгением Ловчевым.
Евгений Серафимович сейчас находится в Караганде, где мини-футбольный клуб Спартак (Руза), главным тренером и президентом которого он является, участвует в международном турнире – Кубке Тулпара.
Несмотря на занятость, человек, неравнодушный к красно-белым цветам, после такого обескураживающего поражения отказать в развернутом комментарии не смог.
– Евгений Серафимович, каково было ваше первое впечатление после окончания матча?
– Могу охарактеризовать его одним словом – катастрофа. Заключается она в недальновидной – точнее будет сказать, упрямой – политике руководства клуба. Все, что видели и о чем говорили в последнее время спартаковские болельщики и ветераны, свидетельствовало об одном: тренера надо менять. Но не тут-то было: руководство уперлось и начало всем доказывать, что это не так.
При тренере, который сейчас стоит во главе Спартака, игра команды становилась все более безликой и, наконец, стала вовсе чем-то непонятным. Если сейчас руководство не сделает выводов, то эта катастрофа станет необратимой. И восстановить что-то будет уже невероятно сложно. Это как теперешний Цхинвали – с нуля надо будет восстанавливать.
Следующий ход логики Черчесова должен быть таков: после этой игры из команды должны быть удалены капитан и два вице-капитана, которые не повели за собой команду. То есть, в первую очередь – Павлюченко. Что мешает ему это сделать? Ведь он поступил же так с человеком, который был плоть от плоти спартаковцем.
Об игре говорить просто нечего, потому что со стороны Спартака игры не было как таковой. Тот же Милевский на фоне Спартака выглядел Пеле.
– По-вашему, Черчесов должен сейчас уйти первым?
– Он должен уйти не просто первым, не просто когда-нибудь завтра. Он должен это сделать в этот же час, в эту же секунду. И уйти как можно дальше. В принципе, ему есть, куда уходить: у него же есть дача в Альпах. Вот туда ему и дорога.
– Счет 1:4 – насколько он объективен? Неужели Динамо настолько сильнее?
– Конечно, он необъективен. Динамо должно было громить Спартак со счетом 8:1.
– Перед матчем у вас была тревога за результат?
– Не только перед этим матчем – тревогу бью уже давно. Тревогу по поводу всего, что сейчас происходит в Спартаке. Это и разрыв с болельщиками, и непонятные решения руководства. Совершенно непонятные. Результаты команды – следствие той политики, которую ведет клуб.
И когда я на днях читаю в газете слова Карпина о том, что ему хватит две недели на то, чтобы все исправить, какова, по-вашему, должна быть моя реакция? Ну не знаю… возможно, ему хватит двух недель, чтобы вернуться в Испанию, ведь там у него, кажется, дом? Все эти люди, живя на Западе, оторвались от России, от российской действительности и от российских болельщиков!
– То есть, вы не видите перспектив у Карпина в Спартаке?
– Конечно, надо еще посмотреть, как у него пойдет… Но я ставлю себя на его место: что бы я сразу сделал, если бы мне доверили эту должность? Я бы сразу вернул Титова обратно. Прямо тут же: ОБРАТНО ТИТОВА! Не надо расценивать это как дешевый популистский ход: это просто было бы возвращение любви болельщиков к клубу. А когда Карпин со страниц прессы невнятно объясняет, что это, мол, до него сделали, что это тренер решил и так далее… Ну, если ты гендиректор и не имеешь влияния на тренера, что ты вообще делаешь в клубе?!
– Значит, именно решение отчислить Титова было роковым?
– Нет, не только оно. Это и война с собственными болельщиками, это и отчисление Аленичева, и совершенно безобразная политика клуба в плане приглашения новых игроков… Покупают футболистов – ну совершенно непонятных, кто они и что! Разве купили хотя бы одного солидного игрока за последнее время?..
– И все же Спартак играл с Динамо не в оптимальном составе: не смогли принять участие во встрече Веллитон, Павленко, Саенко… Может быть, именно их не хватило?
– Не в этом дело. У Спартака была абсолютно не выстроена игра: кто и как должен был действовать на поле. Непонятно было, как команда должна атаковать, как используется скорость Быстрова, что собирается делать Павлюченко… Вот у Киева, для сравнения, все было понятно: фланговые проходы с уверенной игрой в центре поля. А защита? За год работы тренера Черчесова стала ли она хоть на йоту лучше? Да ее просто не существует! Это не защита, а набор каких-то Фатхи! Как мы видим, ни одного нормального игрока в защите нет. Но так ведь не может быть: играли же они где-то до этого и умеют что-то делать в футболе. Значит, кто виноват?..
– Но ведь год назад считали, что именно Черчесов является тем человеком, который сможет вернуть команде ее фирменный стиль – спартаковский футбол. И результаты первых матчей под его руководством обнадеживали…
– Лично я так никогда не считал. Потому что я знаю, кто такие вратари. Вратарь априори не может быть тренером. В ворота встают люди совсем другого плана.
– Как вы полагаете, ожидает ли Россию провал в грядущем еврокубковом сезоне, ведь, судя по турнирной таблице чемпионата, Зенит, ЦСКА и Москва играют еще хуже, чем Спартак?
– Ну, что считать провалом? Вот выиграл Зенит Кубок УЕФА, и что – такие победы должны из года в год повторяться? Не обладаем мы еще таким футбольным потенциалом, чтобы сидеть, ничего не делать, потирать руки и говорить: вот сейчас мы вас обыграем, берегись, Европа! Даже если взять нашу сборную, которая недавно чудеса какие-то вытворяла – ну это же сказка, верно? А в сказке волшебные свойства рано или поздно исчерпываются. Нельзя позволить этой сказке затмить сознание и внушить нам, что мы играем в футбол лучше всех.
– Каков ваш прогноз на ответный поединок в Киеве?
– Может, Спартак и сможет там сыграть вничью, но какая, собственно, разница? Все вопросы-то уже сняты. И мне думается, что Спартак поедет туда с другим тренером. Уже ведь ничего не может доказать Федун своим упорством, если трибуны скандируют Меняй его!. Поймите: это не вопрос отношения к Черчесову, это вопрос отношения к тренеру Черчесову. Есть ведь разные понятия гордости: можно быть гордым, как Газзаев, который после проигрыша Айнтрахту 0:6 написал заявление о добровольном уходе в отставку (это было в 1993 году, когда нынешний наставник ЦСКА руководил московским Динамо – прим. автора).
А есть и другая гордость: я заключил контракт, платите мне деньги, буду тут сидеть и никуда не уйду. Оба горцы и, ясное дело, оба гордые. Но Газзаев состоялся как тренер, а этот, видимо, не состоится…