Трансфер защитника Артема Челядинского из запорожского Металлурга в Тобол из Кустаная не остался незамеченным.
Как ни крути, в отличие от первенства Украины представления о чемпионате Казахстана у нас, прямо скажем, смутные, а Челядинский - фигура в белорусском футболе довольно заметная: 31-летний центрбек сыграл семь матчей за национальную сборную.
Хотя мог бы и больше - в главной команде страны потенциал теперь уже экс-капитана Металлурга в силу различных причин полностью не раскрылся.
- Артем, твой переход в Тобол свидетельствует о том, что карьера футболиста Челядинского постепенно движется к закату?
- Я так не считаю. Хочется еще поиграть, и подольше. А как оно получится - посмотрим. Кроме того, не стоит недооценивать казахстанский футбол в целом и чемпионат Казахстана, в частности: думаю, слабым назвать его точно нельзя.
- И все-таки: почему именно Казахстан? Не поверю, что Металлург и некоторые другие украинские клубы не были заинтересованы в твоих услугах.
- Предложение Тобола было наиболее конкретным - руководство кустанайского клуба проявило наибольшую настойчивость.
- Когда возник вариант продолжения карьеры в Казахстане?
- Тобол обозначил свой интерес еще в конце прошлого года. Но я поначалу взял паузу - ждал, может, кто-то из украинских клубов выйдет с четким предложением. Однако конкретики по-прежнему было мало, поэтому в начале января подписал контракт с Тоболом. О чем сейчас не жалею, тем более что в связи с финансовым кризисом будущее ряда украинских команд довольно туманное.
- Тебе вряд ли есть повод жаловаться на украинский этап карьеры.
- Пожалуй, ты прав. Случались, конечно, и черные полосы, вызванные прежде всего травмами, однако три последних года, проведенных в Запорожье, могу занести себе в актив.
- Факт того, что ты, легионер, являлся капитаном Металлурга, говорит сам за себя.
- В Запорожье - молодой коллектив, а я, сыграв первый матч за Металлург еще в марте 2004-го, в 29-30 лет считался уже ветераном. Ребята выбрали меня капитаном, да и руководство клуба хотело, чтобы эту функцию выполнял опытный футболист, способный координировать действия партнеров на поле.
- Так почему же клубные боссы не пожелали, чтобы ты и дальше оставался капитаном?
- Трудно сказать. По словам руководителей Металлурга, свою негативную роль сыграл финансовый кризис.
А с другой стороны, в Запорожье я отыграл почти пять лет, наверное, пришло время что-то поменять.
- Но из Тобола вернуться в сборную тебе будет намного сложнее, нежели из Металлурга. Да и вообще, на мой взгляд, не только Бернд Штанге, но и его предшественники Юрий Пунтус и Анатолий Байдачный могли чаще доверять защитнику Челядинскому…
- Конечно, в 31 год хотелось бы иметь в активе больше матчей, нежели те семь, которые я провел за сборную, но... Поначалу на моей позиции играли более опытные и объективно более сильные футболисты - те же Сергей Штанюк и Сергей Яскович, например. А потом, когда мне было 28-29 лет, в сборной взяли курс на довольно радикальное омоложение состава… Получается, во многом "виноват" мой возраст.
Впрочем, у каждого тренера собственный взгляд на футбол, и, по большому счету, только ему решать, кого приглашать на ту или иную позиции.
- Ты два сезона отыграл бок о бок с Яном Тигоревым, который, как мне видится, точно не был бы лишним в нынешней сборной, испытывающей серьезный дефицит фланговых защитников. Плюс возраст подходящий - в марте ему исполниться лишь 25 лет. Верно ли поступает герр Штанге, отказываясь от услуг Тигорева?
- Чтобы дать компетентный ответ, нужно знать обстановку изнутри - в противном случае, это будет поверхностный взгляд на ситуацию. Я же видел - да и то по телевизору, когда впечатления от игры иное, нежели с трибуны - далеко не все матчи сборной.
Но если бы, к примеру, я руководил национальной командой, то вернул бы Яна в состав, поскольку место правого защитника, по сути, вакантно. Не сомневаюсь, что эту проблемную позицию Тигорев закрыл бы.
Но, повторюсь: именно тренер подбирает исполнителей под собственное видение и понимание игры. Возможно, по каким-то критериям Тигорев не устраивает Штанге.
- Как думаешь, а Штанюк был бы полезен сборной?
- Думаю, да. Тем паче Сергея знаю довольно хорошо, мы вместе играли в Металлурге. Штанюк - настоящий профессионал, о чем свидетельствует хотя бы то, что в 35 лет он заключил контракт с Аланией - командой, перед которой наверняка будет поставлена задача вернуться в премьер-лигу.
Всегда считал, что заглядывать футболисту в паспорт - это неправильно. Если игрок профессионально к себе относится, если он сильнее молодого конкурента, то какая разница, сколько ему лет - 23 или 37. В европейских топ-чемпионатах на возраст не обращают внимание в принципе.
- 1 апреля сборной Беларуси предстоит выездной поединок отборочного турнира чемпионата мира-2010 с Казахстаном. Национальное первенство уже начнется?
- Планируется, что чемпионат Казахстана стартует 7 марта. Правда, имеются нюансы: три команды могут быть дисквалифицированы за прошлогодние грехи - их подозревают в нечестной игре. Поэтому точная дата начала чемпионата, насколько я знаю, федерацией пока не утверждена.
Но если первый тур пройдет в запланированные сроки, то у футболистов Казахстана, на мой взгляд, будет преимущество - к поединку с нашей сборной они проведут в игровом режиме уже три недели.
- В Тоболе есть игроки сборной Казахстана?
- Разумеется. В частности, полузащитник Руслан Балтиев, с которым мы давно знакомы - с той поры, когда вместе играли в саратовском Соколе.
- А белорусы?
- Валера Тарасенко, но я его, по сути, не знаю: в чемпионатах Беларуси наши пути не пересекались, а первый сбор Тобола он пропустил из-за травмы.
- Балтиев, кстати, не говорил, где - в Алматы или Астане - сыграют сборные Казахстана и Беларуси?
- Нет. Но предполагаю, что в Алматы. Как рассказывали ребята, приезжим футболистам труднее играть в этом городе: бывшая столица Казахстана расположена на высоте около тысячи метров над уровнем моря - к условиям среднегорья ведь тоже нужно привыкнуть.
- Если Штанге позовет в сборную, приедешь?
- Сергей, надо реально смотреть на вещи. Думаю, у главного тренера нашей сборной имеется круг кандидатов из 20-25 футболистов, на которых он рассчитывает в нынешнем отборочном цикле. Моя фамилия в этом списке вряд ли есть.
Но если Штанге меня все-таки вызовет, то, разумеется, с радостью откликнусь на его приглашение и постараюсь помочь команде.
- Хотелось бы узнать, как отреагировали в Запорожье на успех БАТЭ в Лиге чемпионов?
- Честно говоря, ребята были в шоке, когда узнали, что белорусский клуб вышел-таки в групповую стадию. И, знаешь, что самое интересное? Перед матчами БАТЭ в 3-м квалификационном раунде мы разговаривал с Тасевским, который одно время играл в Металлурге, а потом перешел в Левски. Так вот, македонец был уверен, что им очень подфартило со жребием, и что они стопроцентно пройдут БАТЭ.
После поражения в Софии Тасевски утверждал: дескать, Борисову в том матче жутко повезло, но в ответной встрече все станет на свои места, и в групповой этап пробьются болгары. Возражения, что дома БАТЭ хватит и ничьей, в расчет особо не принимались. Думаю, самоуверенность и сыграла с Левски злую шутку.
Впрочем, это проблемы болгар, борисовчане же - молодцы! Благодаря Капскому в БАТЭ выстроена отличная клубная структура, где все отлажено до такой степени, что даже смена тренера не является потрясением. И при Пунтусе БАТЭ добивался результата, и при Криушенко. А при Вите Гончаренко команда не только вновь завоевала золото чемпионата страны, но и довольно громко заставила о себе в Европе, достойно сыграв с Реалом, Зенитом и Ювентусом.
- Артем, а реально ли вновь увидеть тебя в чемпионате Беларуси? В частности, в минском Динамо, руководство которого обошлось с тобой в свое время, мягко говоря, не совсем красиво.
- На эту тему сейчас рано рассуждать - 2009 год проведу в Тоболе, а, быть может, и 2010-й: я подписал контракт с кустанайским клубом по схеме "1+1". И вообще, хочется максимально продлить собственный футбольный век. Но если через пару-тройку лет какой-нибудь белорусский клуб захочет меня пригласить - будем разговаривать.
Что касается Динамо, то та история уже забыта. Год, наверное, назад я встретился с Чижом, когда летели одним рейсом в Москву. Мы нормально пообщались, Юрий Александрович поинтересовался моими делами, спросил, почему не захожу в клуб.
Поэтому если представить, что через 2-3 года поступят предложения из Беларуси, и одно из них будет из минского Динамо, то при прочих равных условиях я выберу родной клуб.