Первая часть здесь.

А Торпедо всегда оставалось запорожской командой. Вот где сейчас все те звезды Металлурга? А Рома (ну не получается его Романом называть!) Бондаренко и Черкун – вот они, тут, рядом. И играла та команда как-то по-запорожски, то есть по-рабочему – иногда неуклюже, не всегда красиво, но всегда неуступчиво. Вы знаете, кстати, что у Торпедо один из лучших в истории украинского чемпионата показатель домашних матчей с Динамо. Только Шахтер в Донецке выигрывал у киевлян больше, чем проигрывал. У автозаводцев – ничья. Причем первое и единственное поражение Торпедо потерпело уже в последнем сезоне, когда его кто только ни обыгрывал. (Есть еще Борисфен, который за два сезона выиграл и сыграл вничью, но промежуток очень маленький, чтобы сделать какой-то серьезный вывод)

А вот почему так получалось – более опытный, казалось бы, мастеровитый Металлург влетал, как пить дать, а Торпедо боролось и постоянно вырывало ничьи. А в самом первом Кубке Украины и вовсе обыграло Динамо по сумме двух встреч – 1:0 дома (Волков), 1:1 в Киеве (Есипов – Александр Заец). Наверное, потому, что торпедовцы на поле не играли, а бились – а с такими соперниками, пусть даже они и не великие мастера кожаного мяча, всегда и всем играть непросто. Металлург 90-х это прежде всего технари Лучкевич, Полтавец, феноменально талантливый Крипак – а Торпедо того же периода это пахари Бондаренко и Черкун. В этом, как мне кажется, кардинальное отличие тех команд. И ответ на вопрос "Почему на одних в то время ходили больше, чем на других". Впрочем, это только мое предположение. А истина – она, как известно, где-то там. В подзабытых уже 90-х…

А первое дерби на торпедовском стадионе тоже выиграли автозаводы – 3:0 (Р.Бондаренко, Лютый, Заец с пенальти) – и благодаря этой победе обошли земляков турнирной таблице. Что будут проделывать еще дважды, в 1994-м и 1995-м годах. Трижды же Металлург опережал Торпедо (с учетом сезона 1997/98, когда Торпедо вылетело – четырежды). И в матчах между собой получилось примерно такое же равенство: на стадионе ЗАЗа по три победы у каждой из команд, на старом Металлурге хозяева выиграли три раза, проиграв дважды.

Сезон 1994/95, кроме очередного обхода в таблице земляков и седьмого места (впервые столь высокая позиция!) запомнился еще и рекордом Арсена Авакова – впервые в истории отечественных чемпионатов один игрок забил больше 20 мячей. 21 точный удар принес прибывшему из развалившегося Темпа таджикскому футболисту известность – и уже в следующем сезоне Арсен укатил в другое Торпедо, московское. Недавно приезжал в Запорожье, встречался с друзьями-коллегами, интервью даже дал. Помнит, выходит, места, где стал знаменитым.

Два года подряд Надеин сотоварищи занимали высокое седьмое место. А потом пришел год 1996-й, когда Торпедо фактически закончилось. Фактически – потому что ушел со своего поста директор завода Степан Кравчун, на чьей воле и держалась команда. Сложная там история была, с этими корейцами, мы в нее вдаваться не будем, ибо правды все равно не узнаем – да и к футболу вся та катавасия с заводом имела косвенное, хоть в итоге и самое печальное отношение. Сезон 1996/97 начинал еще Надеин, а заканчивал Виктор Матвиенко. Это именно тогда, весной 1997-го случились и самое разгромное поражение в истории чемпионатов Украины (1:9 от Шахтера), и самый крупный дербийный влет. На том матче, 30-го тура, ваш покорный слуга присутствовал, но ни четырех металлурговских голов, ни вернувшегося из Амстердама Андрея Демченко (вышел на 64-й минуте), не помню. Помню только потасовку после матча – фанаты гостей (играли на Торпедо) перемахнули через ограждение и попытались состыковаться с игроками хозяев. И что-то такое было в этом, какая-то полнейшая беспомощность Торпедо чувствовалась. Ведь не вылетели тогда только потому, что были команды еще слабее – Кремень и Нива. Кстати, как раз в том сезоне уехал в Динамо уникальный форвард Александр Косырин. Чем он так уникален? А вы угадайте, сколько он забил мячей в чемпионате за Торпедо, прежде чем стать игроком сильнейшей команды страны. Наверное, с такими показателями еще ни одного нападающего в Динамо не брали…

В 1998-м Торпедо заняло последнее место. Без малейших вариантов – две победы за весь сезон, 13 очков (у ставшего 15-м Черноморца было 32). Матвиенко ушел, пришел Леонид Колтун. А команда уже не играла. Один Рома то ли не понимал, что все вокруг или сдают, или валяют дурака – носился по полю, как дон Кихот, став лучшим бомбардиром команды. Запорожская команда вообще могла не выйти на старт того чемпионата – автозаводцы внесли необходимую сумму уже даже не в последний момент, а после оного, получив отсрочку после слезного прошения (земляки-металлурговцы тоже попросили за Торпедо).

Правда, в первой лиге все начиналось весьма оптимистично. Команда усилилась обитавшими в предыдущем сезоне в Днепре Евгением Сониным и Павлом Иричуком, из Прикарпатья пришел Степан Матвиив, из Кривбасса - Андрей Юдин и Владислав Носенко. И понеслась – с первой победы в первом же туре над ФК Львов (тренер – Юрчишин, в воротах – Марущак, дежа вю какое-то...) торпедовцы оказались на вершине таблицы. И народ, пусть и в меньшем количестве, но все равно ходил на стадион АвтоЗАЗ-Дэу. А иногда количество зрителей даже превышало посещаемость домашних матчей высшелигового Металлурга.

На первый домашний матч второго круга – с конкурентом за место в вышке, Черноморцем - пришло 8 тысяч. В том сезоне на Металлург только однажды пришло больше. Разумеется, на Динамо. Торпедовцы тогда выиграли 2:0 (Приходько с пенальти, Зубченко с игры), и возвращение в элиту казалось делом решенным. Но… Но завод окончательно решил избавиться от обузы – и Торпедо, имевшее прекрасные шансы, чемпионат фактически доигрывало. Уехал в Днепропетровск Колтун, захватив с собой несколько основных футболистов, команду принял Евгений Яровенко. Но даже в таком, фактически тренировочном режиме запорожцы заняли необходимое для выхода в вышку третье место (первыми тогда финишировали непроходные динамовцы-два). Чем, кстати, перегадили всю малину ФК Черкассы - ведь обойди команда Мунтяна Торпедо, и она выходила бы в высшую лигу. А после снятия запорожцев с соревнований наша доблестная федерация придумала переигровку, и черкасщане, проиграв Прикарпатью, так и не увидели. Команда не увидела – игроки-то там были весьма известные, тот же Косырин, братья Грицаи, Билозор, Гуменюк. А ивано-франковцы всего лишь продлили на один сезон свою агонию. Но это совсем другая история, о которой мы, наверное, когда-то тоже напишем.

На матч последнего тура, во Львове против одноименной команды, в футболках Торпедо вышли сплошь молодые футболисты, из которых едва ли не самым известным стал Виталий Прокопченко. Оцените, так сказать, масштаб. А тренировал то, последнее в истории Торпедо, человек, который пришел в автозаводскую команду в 1988-м году и ушел, как капитан легендарного "Варяга" - на боевом посту. Звали его Роман Бондаренко. Естественно, мимо такой личности пройти было бы даже не грехом – преступлением. Но наша просьба об интервью получила весьма интересный ответ: Во-первых, я никогда в своей жизни интервью не давал, и не собираюсь ничего менять сейчас (кстати, и это правда – если и вышло за всю его карьеру два-три послематчевых комментария, то это уже много – прим. ред.). А во-вторых, если я соглашусь, то это будет некрасиво по отношению к всем тем вашим коллегам, которым я много лет отказывал. Ну что тут скажешь – это Рома Бондаренко, это его характер. За который его и любили, да и сейчас, наверное, любят в Запорожье. А вот с капитаном того Торпедо, Игорем Черкуном, нам удалось пообщаться. Прелюбопытнейший человек, скажу я вам. Но – дождитесь интервью.

Итак, 29 июня 1999-го года, десять лет (и несколько дней) назад запорожское Торпедо прекратило свое существование. Потом, позже, под этим именем играла некая команда во второй лиге, но к автозаводскому клубу она уже не имела никакого отношения. Поэтому на воображаемом надгробном камне надобно высечь даты "1982" и "1999". 17 лет, для человека это еще даже не совершеннолетие. А команда успела проделать огромный путь, завершив его достойным третьим местом и выходом в высшую лигу. Увы, неиспользованным.

А что сейчас? А сейчас стоит стадион ЗАО ЗАЗ, небольшой, уютный, на котором периодически проходят какие-то поединки, или представители каких-то церквей проводят свои мероприятия. Руководит этим спорткомплексом легендарнейшая личность – бессменный начальник команды Торпедо Анатолий Колесников. А в его кабинете, на третьем этаже админздания стадиона, Торпедо живо до сих пор – в фотографиях, развешанных на всех стенах, в огромном фотоальбоме, которому цены нет, как историческому документу. Жаль, не было у нас времени подробно поговорить с Анатолием Петровичем – наверняка много чего интересного рассказал бы. В Металлурге играют воспитанники торпедовской школы Тарас Степаненко и Андрей Плетнев. А еще во второй команде единственного оставшегося в живых запорожского клуба делает свои первые шаги в большом футболе 16-летний Тарас Бондаренко.  И, может быть, через какое-то время, глядя на его подвиги на футбольном поле, какой-то запорожский болельщик со стажем скажет своему коллеге: "А помнишь, как его отец за Торпедо давал жару…"

Единственная от рождения и до смерти заводская футбольная команда Украины десять лет как достояние истории. Но если мы до сих пор помним и пишем о ней, значит, оно того стоило.

Владимир Мыленко, специально для Глобуса Украины