Новый менеджер Манчестер Сити Хосеп Гвардиола не давал громких обещаний, да и малейших следов эго за ним не было заметно — разительный контраст с коллегой из МЮ Жозе Моуриньо.
Бутылки воды выстроились на столе перед Пепом Гвардиолой и все они подписаны "City Football". Все это было похоже на фестиваль – множество людей ожидало, когда придет Гвардиола, а в это время им раздавали разнообразные браслеты. Когда Пеп занял свое место, он повернул голову влево, взглянул на тренировочное поле Сити и его щеки раздулись от восхищения. Многие делают так, когда впервые попадают в эту часть Манчестера. Это еще более красноречиво, если ты – член футбольной элиты, ранее работавший в Барселоне и Баварии.
В эти моменты ты понимаешь, насколько эволюционировал Сити при новых владельцах – королевской семье Абу-Даби. Алан Болл обычно появлялся на пресс-конференциях с бокалом пива в руках. Фрэнк Кларк в свой первый день на посту менеджера обнаружил, что игрокам не хватает тренировочных манишек. Кевин Киган был вынужден давать первую пресс-конференцию в качестве менеджера Ман Сити в пабе на Мэйн Роуд и воспоминания у него остались не самые яркие и приятные. "Что за стервятники тогда там собрались?", — будет он задаваться вопросом. 6 менеджеров, которые были до Хосепа, приходили в очень разный Сити.
Жена Хосепа, Кристина, сидит в третьем ряду, окруженная кучкой друзей семьи. И когда Гвардиола признается, что он "очень нервничает, напуган всеми журналистами", подразумевая свою первую встречу с незнакомыми акулами пера, становится очевидной разница между ним и человеком, который проводил такую же конференцию в этом городе парой дней ранее.
Моуриньо пришел в Манчестер Юнайтед так, будто он уже являлся частью Олд Траффорд. Да, может он был не в самом дерзком расположении духа, но все равно он оставался самоуверенным и вел свои игры разума, объясняя, почему ему не нужно подстрекать Гвардиолу, Венгера или кого-либо другого. "Я менеджер Манчестер Юнайтед, величайшего клуба в Великобритании, так что мне не особо нужно оглядываться на остальных".
Гвардиола, в свою очередь, был менее демонстративен, не столь категоричен в суждениях и не ввязывался в казавшуюся естественной конфронтацию. Один из главных мастеров своей отрасли не выказывал ни единого следа эго. Он не давал громких обещаний, не апеллировал к былым заслугам. На самом деле, человек, который считается творцом лучшей Барселоны в истории, вел себя скромно и стремился дистанцироваться от прошлых успехов.
Хосеп неоднократно повторял, что ему повезло иметь целую россыпь невероятно талантливых ребят на Камп Ноу. Казалось, что Гвардиола чувствует себя неловко, когда слышит, как его воспринимают своеобразным футбольным Мессией. "Прийти в страну, которая придумала футбол и верить, что ты должен что-то менять, было бы слегка самонадеянно. Я недостаточно хорош, чтобы изменить все. Нет (трясет головой), надеяться изменить менталитет клуба, который был у него 120 лет, было бы нахально. Я верю в себя. Я думаю, что способен выполнить свою работу, но я не пришел сюда с мыслью, что мне по плечу изменить менталитет или культуру английского футбола".
Быть может не английского футбола, но Гвардиола был назначен чтобы изменить Манчестер Сити, ведь это человек, который, по словам Хорхе Вальдано, "верит в то, что величие в футболе возможно – никогда не жульничает, всегда смелый и готовый справиться с неурядицами в игре".
Сити потратил очень много времени, его владельцы были просто одержимы идеей назначения Гвардиолы, который добился сногсшибательного успеха в карьере. Они ожидают, что Хосеп станет тем, кто выиграет для них Лигу чемпионов. Естественно, это создает нешуточное давление на испанца. "Вы просто представить себе не можете, какие требования в Барселоне. Просто невообразимо. Там не выжить без побед. Я продержался 4 года, потому что в первый год я победил. Если бы этого не случилось – быть мне уволенным".
Гвардиола понимает возложенные на него ожидания. "Мне нужно время. Но я знаю, что у меня его нет. Так же было и в Барселоне, так же и в Баварии, так что я был готов к этому. Люди желают увидеть, насколько мы хороши не в январе или в феврале. Нет, мы должны это показать в первой же игре – 20 июля против Баварии. Они задаются вопросом, насколько хорош Пеп. Что же, будет нелегко".
В конце концов, Гвардиола – новый человек в Англии. В прессе миллион раз муссировали тему, что он никогда не играл в Boxing Day или же на стадионах, где "холодно и дует ветер". Сити начинает сезон домашним матчем с Сандерлендом, а пару недель спустя отправится в Сток. Слегка странновато слышать, как Пеп рассказывает о подготовке ко встрече с "Биг Сэмом" и ожидает намного более атлетичный футбол, чем он когда-либо встречал.
"Мне не нужны две недели, чтобы знать, что все тут будет разительно отличаться. Когда я видел парней, которые играли здесь, типа Хаби Алонсо, я всегда просил рассказать об Англии, о Премьер-лиге. И никто не сказал: "Тебе там будет легко". Все говорили: "Ох, там сложно, сложно". Не знаю, почему. И вот это я и хочу узнать. Большие клубы могут проиграть любой матч. Мне нужно открыть это для себя. Хочу увидеть своими глазами".
Привыкать Гвардиоле придется быстро, ведь Жозе Моуриньо с этим всем отлично знаком. Но стоит и помнить, что Гвардиола готовился к данному вызову несколько лет. Причиной, по которой он после Барселоны отправился в Нью-Йорк, изначально называлось то, что он "слишком устал, растратил свою энергию и нуждается в перезарядке". Но были там и скрытые мотивы. "Я отправился туда улучшить свой английский", — говорит Гвардиола. "Если бы на меня не вышла Бавария, то может быть я бы подался в английские команды, возможно и в Ман Сити".
Обратите внимание на слово "команды" – во множественном числе. Кажется, любой большой клуб в Англии хотел заполучить Гвардиолу. Однако у Сити всегда была поул-позишн – ведь владельцы Сити пригласили на работу бывших исполнительных директоров Барселоны, Феррана Сориано и Чики Бегиристайна. "Чики сыграл очень важную роль в моей жизни", — признается Гвардиола. "Когда я был никем, он дал мне в руки столь изумительный клуб, как Барселона с великолепными игроками в составе. Я сказал ему: "Однажды я отправлюсь в Англию, и если ты будешь работать в одном из клубов – я воссоединюсь с тобой".
Он сдержал свое слово. Почва к приходу Хосепа готовилась уже давно – он даже консультировал клуб в трансферных делах прошлым летом, еще когда Мануэль Пеллегрини был менеджером команды. Поэтому неудивительно, что Гвардиола поддерживает Рахима Стерлинга – ведь сам каталонец приложил руку к появлению игрока на Этихаде. Стерлинг уже говорил с новым менеджером по телефону, так что не удивляйтесь, если он снова расцветет осенью. "Проблема в восстановлении уверенности может быть, когда игрок недостаточно хорош", — считает Гвардиола. "Тогда я не могу ему помочь. Но Стерлинг хорош. Ему нужно просто сфокусироваться на своей жизни, на своей профессии – и тогда я практически на 100% уверен, что он заиграет хорошо".
Гвардиола желает, чтобы "на газоне прослеживался хороший язык тела", а у игроков был девиз "Я бегу ради тебя, ты бежишь ради меня". Он желает, чтобы футболисты "сохраняли уверенность на каждой тренировке, каждом выступлении, при каждом разговоре – и неважно, беседуем мы о тактике или за кружкой пива".
А что по поводу Моуриньо? Может ли он представить день, когда они зароют топор войны и соберутся позавтракать вместе? "Я думаю, это произойдет само собой", — говорит Хосеп. "Однажды я появлюсь в ресторане и он будет там. Это будет что-то вроде: "Привет, как дела". И он тоже ответит "Привет".
Но знаете, Моуриньо будет очень далек от того, чтобы распивать вино с Гвардиолой, если тот будет настолько хорош, насколько ожидают его новые работодатели.
Даниэл Тейлор, The Guardian
Перевод Евгения Музыки, Football.ua