Бизнесмены из ОАЭ и Катара, накопившие нефтедолларов на безбедную старость для себя и еще нескольких поколений потомков, решили наконец позаботиться о своем положительном имидже в Европе. Повышают свою популярность шейхи, эмиры и иже с ними вполне логичным способом: через инвестиции в те сферы человеческой жизни, которые привлекают наибольшее количество людей, то есть, культуру и спорт.

О том, какой вид спорта является самым популярным в Европе, вряд ли стоит напоминать. Как, впрочем, и о том, кто правит бал в европейском клубном футболе. Английская Премьер-лига соперничает за первое место в рейтинге зрительских симпатий с испанской Примерой и оставляет ее позади себя в рейтинге стран УЕФА. Поэтому, когда среднестатистический шейх решает, кого бы ему облагодетельствовать, он вполне предсказуемо обращает свой взор на юго-восток Британских островов или же на Пиренейский полуостров.

Вот и два уважающих себя шейха из Объединенных Арабских Эмиратов – Мансур и Бутти – не стали мудрствовать лукаво. Его Высочество шейх Абу-Даби отправился на Туманный Альбион, а шейх Дубай – в солнечную Испанию, где с интервалом в три года благополучно состоялись две сделки по передаче арабским инвесторам прав на клубы Манчестер Сити и Хетафе. И, как выяснилось позднее, между этими двумя событиями оказалась тесная связь, основанная на элементарной человеческой психологии.

Начнем с первого. Как шейх Мансур бин Зайед бин Султан Аль Найян пришел в английский футбол, мы все прекрасно помним. Сначала господин из Абу-Даби предпринял попытки купить Арсенал и Ливерпуль, однако то ли нежелание действующих владельцев этих клубов, то ли какие-то личные соображения инвестора из ОАЭ помешали состояться одной из этих сделок. Вот тогда-то делегация из Абу-Даби и направилась в бело-го лубую часть Манчестера. Воспользовавшись нестабильной ситуацией Горожан, которых в то время лихорадило из-за непрочного положения их тогдашнего владельца Таксина Шинаватры, ближневосточным бизнесменам удалось оформить соглашение, по которому сначала 90% акций, а потом и все 100% переходили в руки шейха Мансура.

Эта сделка, конечно, вызвала большой ажиотаж. Еще бы – приехал человек из весьма нефутбольной страны, весьма экзотической профессии, выложил 200 миллионов фунтов, да еще и пообещал в кратчайшие сроки превратить Манчестер Сити в сильнейший клуб мира, и в подкрепление этих своих слов стал тратить беспрецедентные суммы на трансферы и развитие команды. За три года арабские бизнесмены потратили ни много ни мало 750 миллионов фунтов, и в их планах раскошелиться еще примерно на столько же для развития инфраструктуры клуба. Такая политика доводит до исступления болельщиков, игроков, тренеров и президентов других клубов по всей Европе, однако сделать с этим они ничего не могут.

Со стороны это, безусловно, выглядит как самодурство фантастически богатого шейха, который получил свою игрушку и, не разбираясь ни в футболе, ни в спортивном менеджменте, ни в бизнесе, хочет купить для нее все. Однако вряд ли дела обстоят настолько просто. В первую очередь нужно сразу же оговориться по личности самого шейха Мансура. Обвинять его в незнании реалий и дилетантстве вряд ли можно. Во-первых, он получил блестящее образование в сфере управления и бизнеса в Гарварде (и не стоит думать, что, мол, кто там с такими деньгами учился, на Востоке образование – вещь почетная и обязательная, и вряд ли Его Высочество просто отбывал номер в лучшем ВУЗе мира), а во-вторых, в сфере спортивного менеджмента он работает уже давно, правда, только на национальном уровне. Да и в конце концов здравый смысл элементарно подсказывает, что человек, заработавший такие деньги, явно знает им цену, а значит не будет их выбрасывать необдуманно и бесцельно, повинуясь только мимолетному желанию или импульсу. В общем, думается, что шейх Мансур все-таки знает, что делает, вот только, как он это делает, нравится далеко не всем.

Другое дело, что при таких затратах КПД могло и должно быть гораздо выше, и не всегда решениям руководства можно было найти разумные объяснения. Однако своей цели в прошедшем сезоне Ман Сити таки добился, а как у него пойдут дела в Лиге чемпионов – будем смотреть.

Так что к этой благородной цели господин Аль Найян свой клуб вроде как продвигает. Свою собственную персону к менее благородной (а именно ее пропиариванию) тоже. Но самое главное, что шейх Мансур уже достиг своей первичной, хорошо скрываемой, но всем понятной цели: обогнать по крутизне своих извечных соперников из Дубая.

Как известно, Объединенные Арабские Эмираты состоят из семи отдельных городов-государств с абсолютным монархом во главе – эмиром. Двумя наиболее влиятельными из них являются эмираты Абу-Даби и Дубай. Шейх Мансур – представитель правящей династии Аль Найян, стоящей во главе столичного эмирата. Его сводный брат – эмир Абу-Даби, но сам Мансур практически не имеет шансов когда-либо занять эту должность, так как его опережают еще четыре старших брата. Вот поэтому Его Высочеству приходится ограничиваться работой в семейном бизнесе, организацией конных бегов и сохранением покоя в гареме (который, правда, у него по местным меркам довольно скромный).

Дел у шейха Мансура невпроворот. Правящая семья Абу-Даби владеет наибольшим независимым месторождением нефти в мире, который составляет почти 10% от всего количества черного золота, добываемого на планете. В общей сложности средства, которыми владеет королевская семья Абу-Даби, исчисляются примерно 1 триллионом долларов. Так что, какой уж тут отдых, за всем нужен глаз да глаз.

Более того, не так давно произошло пополнение и в гареме. В 2005 году, шейх Мансур совершил весьма похвальный с дипломатической точки зрения шаг, а именно сочетался законным браком с дочерью премьер-министра и вице-президента ОАЭ, абсолютного монарха Дубая Мохаммеда бин Рашида Аль Мактума, тем самым породнившись с королевской семьей второго по значимости эмирата в стране.

Шейх Мохаммед, эмир Дубая, обожает вверенный ему город и не скупится на обновки для своего детища, то отстраивая невероятные архитектурные сооружения, то создавая рукотворный остров или залив. Что характерно, семейство Аль Мактумов очень любит спорт. С восточной щедростью дубайские шейхи вкладывают деньги в развитие Формулы 1, тенниса, крикета, гольфа, лыжного спорта (как бы странно это не звучало в одном из самых жарких городов на планете). И в этом плане Аль Найяны из Абу-Даби уступают своим соседям.

Складывается такая ситуация, в которой каждый посочувствует шейху Мансуру. Пока не убедишься, что твои бриллианты сверкают ярче, чем у соседа, спать спокойно не будешь. Вот и несмотря на родственные отношения между семьями Аль Найян и Аль Мактум, эти два эмирата ведут отчаянную борьбу на уровне "Я построю шестизвездочный отель" – "А я семизвездочный!". Ну да, в принципе, чем еще заниматься правящим особам, если все возможные источники нефти уже сосредоточены в их руках и приносят прибыль, народ живет спокойно и мирно, а у соседа денег столько же, сколько и у тебя? Вот и начинают шейхи и эмиры подключать всю свою смекалку и сообразительность, чтобы хоть в чем-то, но перегнать конкурента. И одним из таких мерил состоятельности и изобретательности оказался именно спорт.

Шейх Мансур тоже давно славился своей любовью к спорту. Он является президентом мультиспортивного клуба Аль-Джазира, патроном беговых соревнований Абу-Даби и Ассоциации конных бегов. Однако шейху уже становилось тесно в пределах своего эмирата, нужно было выходить на международный уровень. Этап Формулы 1 представитель семьи Аль Найян в Абу-Даби привез, однако это было лишь повторением успеха Аль Мактумов. Нужно было придумывать что-то принципиально новое. И вот здесь и всплыл вариант с покупкой европейского футбольного клуба.

Под началом Мансура Ман Сити живет припеваючи, а сам шейх пожинает плоды футбольной славы. В 2010 году абу-дабийский бизнесмен занял шестое место в списке самых влиятельных людей в спорте, чем, по всей видимости, вызвал зубовный скрежет во дворце Аль Мактумов. Все говорило в пользу того, что со стороны дубайской королевской семьи нужно будет ждать контрвыпада. И вот недавно "наш ответ Чемберлену" состоялся: в апреле компания "Royal Emirates Group of Companies", которой владеет член дубайской королевской семьи Аль Мактум – Бутти бин Суахиль – купил футбольный клуб Хетафе. Видимо, в открытое соперничество Аль Мактумы решили не вступать и в АПЛ не пошли, но вместо этого прикупили середняка другой сильной национальной лиги. Эта сделка оказалась более скромной – владельцы из Дубая заплатили "всего" около 90 миллионов фунтов, также не было и громких заявлений о сказочном превращении в лучший клуб мира. Однако уколоть соседей из Абу-Даби семейство Аль Мактум таки смогло: как стало известно, с будущего сезона футбольный клуб Хетафе получит новое название Футбольный клуб Хетафе Команда Дубаи. Будет изменена и эмблема клуба: к старому образцу внизу добавят приписку "Team Dubai". Для тщеславных ближневосточных владельцев сложно было найти лучший способ, чтобы показать, кто в команде хозяин, да и просто на весь мир посветить своим брендом. Очень может быть, что сейчас шейх Мансур кусает локти, что ему не пришло в голову переименовать Манчестер Сити в Манчестер Сити – Абу-Даби.

У варианта с Хетафе есть еще одно преимущество. Несмотря на то, что асулонес формально базируются за пределами Мадрида, сам город Хетафе входит в городскую столичную агломерацию, так что местный клуб вполне может считаться ближайшим соседом Реала и Атлетико. В целом же Хетафе – клуб с весьма скромной историей, известный больше своими игроками и тренерами, чем спортивными успехами. Дубайский капитал может оказаться весьма кстати для этой команды, наивысшим успехом которой остается финал Копа дель Рей.

Отношения же между владельцами Манчестер Сити и Хетафе пока могут выражаться только в заочной борьбе. Однако наверняка новые боссы асулонес будут требовать выхода своей команды в еврокубки уже в следующем сезоне. А там возможно и рождение нового дерби на европейских просторах – с необычным, восточным вкусом.

М. Чалый, специально для Football.ua