13 апреля 2013 года, 13-му королю в истории шахмат исполнилось 50 лет. В связи с этим событием решил прочитать книгу Гарри Каспарова под названием "Шахматы как модель жизни". Уже с первых страниц чтение меня так захватило, что я не мог оторваться от строк, которые открывали передо мной воспоминания и размышления, вероятно, самого выдающегося игрока за всю историю одной из древнейших настольных игр.
Эта книга не ограничивается областью шахмат. Прочитав всего 100 страниц, я узнал о хитростях Наполеона и Кутузова в искусстве войны, о легендарном адмирале ВМФ Англии начала XXвека Джоне Фишере, о недальновидности братьев Райт и предприимчивости Уильяма Боинга, о мудрости Уинстона Черчилля и роковой ошибке Отто фон Бисмарка, которая впоследствии сопутствовала началу Первой мировой войны.
Благодаря фантастической эрудиции, после окончания своей блистательной шахматной карьеры , Каспаров стал читать лекции на различных бизнес-конференциях. Путешествуя по всему миру, он делился секретами своего успеха и принципами стратегического мышления, которые простираются далеко за пределы шахматной доски. Эти лекции послужили основой данной книги. Каждый прочитанный абзац я старался проецировать на сферу футбола, и уже к прочтению первой трети книги родилась идея статьи — своего рода симбиоз из цитат великого шахматиста и некоторых реалий современного футбола.
Четкая постановка задачи
Каспаров: "Представьте себе, что вы знакомитесь с шахматами по учебнику для начинающих, где не хватает нескольких страниц, в результате вы научились расставлять фигуры в начальную позицию, делать ходы и брать фигуры соперника, но не имеете ни малейшего представления об окончаниях и о мате королю. Какой толк от того, что вы преуспели в расчете вариантов и фланговых маневрах, если у вас нет конечной цели? Без цели игра не имеет смысла".
Итак, давайте размышлять вместе. Что может являться главной целью в футболе? Выигрывать в каждом матче? Стоп! Реально ли это. Очевидно, что нет. Какой бы сильной ни была та или иная команда, она однажды проиграет или сыграет вничью, очень часто, в самый неподходящий момент. Цель должна быть реалистичной и достижимой. Вероятно, правильной целью будет являться выигрыш какого-то турнира или кубка, занятие определенного места в турнирной таблице, попадание в групповой турнир престижного соревнования и т.д. Победа в одном матче – это всего лишь средство к достижению главной задачи.
Спроецируем наши размышления на противостояние Динамо и Шахтера. Конец ХХвека. Эра гегемонии киевского клуба в Украине под руководством Валерия Лобановского. На арене появляется противник в лице Шахтера, который открыто заявляет о намереньях на чемпионство. Цель четко сформулирована.
В то же время Динамо в своем чемпионате не имеет себе равных. Для прогресса команды нужен новый вызов, который не позволил бы клубу деградировать. Вот какую цель перед собой ставил Валерий Лобановский: «Перед командой всегда нужно ставить задачу. Игроки должны знать это: "Вы должны бороться за кубок европейских чемпионов. И кто там попадется, какая там жеребьевка будет – это не должно вас волновать вообще. Вы должны показывать определенный уровень игры и бороться за это. Все!" И мы не просто будем ставить, мы поставили эту задачу перед командой".
13 мая 2002 года уходит из жизни Валерий Лобановский, а донецкий Шахтер всего через несколько недель официально становится впервые в своей истории чемпионом Украины. Ахметов ставит новую цель — выигрыш одного из европейских кубков. Что мы слышим от представителей Динамо? На вопрос о поставленных целях перед командой уже на протяжении десятилетия звучит шаблонный ответ: «Динамо великий клуб и всегда главной нашей целью является игра на победу в каждом матче». Уже чувствуется разница, не правда ли?
На самом деле у Динамо были четкие цели. Юрий Семин после своего увольнения сказал такие слова: "Если взять задачи, которые передо мной ставили перед началом сезона, — все эти задачи выполнялись от и до. В частности, попадание в основную сетку Лиги чемпионов через квалификационный раунд".
Вопрос: эта цель труднодостижима для Динамо, играя в чемпионате Украины? Если игроки понимают, что главная их задача попадание в Лигу чемпионов, то какая у них дальнейшая мотивация для роста после достижения этой цели? Почему главная цель только попадание в групповой турнир, а не, например, выход в раунд плей-офф?
Думается, не стоит напоминать, что Шахтер выиграл уже кубок УЕФА и сейчас руководство клуба не стесняется открыто заявлять о новой глобальной задаче – выигрыше Лиги чемпионов.
Взять, к примеру, Уиган. Скромная команда Роберто Мартинеса на протяжении нескольких сезонов всего лишь борется за выживание в английской Премьер-лиге. Эта их главная задача на сезон и все усилия в клубе подчинены достижению необходимого результата. Выжить в чемпионате Англии для Уигана является непростой задачей, учитывая возможности клуба. Нужно изрядно потрудиться, чтобы остаться в живых. Трудно достижимая цель всегда заставляет пребывать в тонусе. Даже сейчас Уиган располагается в зоне вылета, но сохраняет шансы на спасение. Тяжелая и четко спланированная работа принесла свои плоды. Команда Мартинеса сыграет в финале Кубка Англии, что гарантирует маленькому клубу участие в Лиге Европы.
Боруссия Дортмунд… В принципе уже можно больше ничего не говорить. И так все понятно. Всем известно, где была команда Клоппа каких-то пять лет тому назад и где она находится сейчас. Суть в том, что нет смысла идти вперед, если не знаешь, куда ты хочешь прийти.
Каспаров: "Стратег начинает с постановки отдаленной цели и вырабатывает стратегию ее достижения, продвигаясь от этой цели в обратном направлении. При этом он намечает промежуточные цели, достижение которых необходимо для осуществления долгосрочного плана.
Промежуточные цели необходимы — они создают благоприятные предпосылки для реализации нашей стратегии. Без них мы как будто пытаемся построить дом, начиная с крыши. Зачастую мы ставим перед собой стратегическую цель и устремляемся вперед, не определив этапы ее достижения. Какие условия будут наиболее подходящими для успеха нашей стратегии? Какие от нас потребуются жертвы?".
Итак, мы должны составить список промежуточных целей и, постепенно их достигая, двигаться к намеченной вершине. Промежуточных целей может быть множество, но мы сконцентрируем внимание только на двух вещах: постановка концепции игры и подбор исполнителей.
Кадры решают все
Очевидно, что постановка главной цели должна формулироваться с учетом кадрового потенциала той или иной команды. Чтобы добиваться положительных результатов, нужно обладать теми футболистами, которые смогут выполнять поставленные перед ними задачи. Вопрос с первого взгляда кажется просто решаемым. Если есть деньги – купил лучших игроков и считай дело сделанным. Мадридский Реал, придерживаясь подобной кадровой философии, постоянно находится в элите европейского футбола. Челси и Манчестер Сити также решают проблему с помощью толстого кошелька. Но, как показывает практика, не все так просто.
Каспаров: "Часто, когда ваш противник внезапно осложняет ситуацию, велико искушение наказать его за дерзкую вылазку, поднять брошенную перчатку, принять вызов. Но именно этого он от вас и ждет, так что нельзя терять голову! Конечно, здесь требуется особое хладнокровие и выдержка, ибо вы испытываете не только внешнее давление, но и внутреннее — давление своего самолюбия: вам хочется превзойти противника в его собственной игре и утереть нос вашим критикам, реальным или воображаемым".
Размышляя над этими словами, я вспомнил летнюю трансферную кампанию Динамо. Всем известно, сколько потратил киевский клуб на приобретение новых игроков и кто из них сейчас приносит реальную пользу клубу. Сложилось впечатление, что Суркис решил пойти ва-банк, лишь бы добиться заветной цели. Но какой цели? Вопрос, для чего покупались эти игроки? Для решения каких задач? Если проанализировать покупки киевского клуба за последние десять лет, то слова Семина подтверждаются: цель у клуба была одна – это попадание в групповой этап Лиги чемпионов и для этого покупались различные легионеры для быстрого усиления команды. Вспомните хотя бы двух боливийцев, которых привезли накануне начала очередного розыгрыша сильнейшего клубного турнира Европы. Спустя несколько месяцев, после жуткого провала, их отправили домой.
Каспаров: "Старинная шахматная поговорка гласит: "Плохой план лучше, чем никакого". Это скорее остроумно, чем справедливо. План, конечно, необходим, но каждое решение, каждый шаг должны быть в нем четко обоснованы. Без учета различных нюансов сложной позиции вы сможете принимать лишь самые очевидные решения, и такой план принесет вам успех разве что в игре с более слабым противником".
С первого взгляда логика трансферов Динамо ясна: с повышением качества игроков, должно повыситься качество игры, но проблема в том, что некоторые футболисты, мягко говоря, были средненькими. Да, этого хватало, чтобы без проблем занимать первое или второе место в чемпионате, тем самым обеспечивая участие в Лиге чемпионов, но не более того. Как только команда попадала на международную арену – следовал сокрушительный провал. Но самое страшное то, что практически все купленные игроки слабо прогрессировали. Как может команда улучшать результаты, если ее игроки не улучшают свое индивидуальное мастерство? Да, были локальные успехи при Михайличенко, Сабо и Семине, но когда команда последний раз выходила из группы в турнире сильнейших команд Европы?
Подобные ошибки допускал и Шахтер. Покупки Лукарелли, Кастильо и Морено были явно провальными. Разница в том, что один клуб сделал выводы, а другой – нет.
Успехи Барселоны показали, что лучше всего, если основу команды будут составлять свои воспитанники. Подобной политики придерживается лондонский Арсенал, но там работа построена на поиск талантливых, еще совсем юных игроков, чтобы уже затем постепенно выводить их на высокий уровень. Несмотря на долгое отсутствие трофеев, пример Арсенала показывает, что для того, чтобы остаться в элите, при этом не затрачивая огромные суммы на покупку новых игроков, необходимо готовить футболистов самостоятельно. Главное, распознать талант у молодого игрока и затем стараться его развивать. Думается, если бы Арсенал пошел другим путем и при экономии средств покупал лишь посредственных готовых игроков, то вряд ли бы команда Венгера длительное время оставалась в элите европейского футбола. У каждого свой путь к успеху, в зависимости от возможностей. Но какими бы ни были возможности, пренебрежение продуманной кадровой политикой может привести к полному фиаско.
Вопросы стиля
Каспаров: "Eдва научившись играть, вы делаете очевидные ходы, разрешенные правилами, однако со временем начинаете мыслить самостоятельно, руководствуясь собственными идеями, отличающими вас от любого другого игрока. Это называется «стилем шахматиста».
Мы не можем произвольно выбирать свой личный стиль. Это не универсальная программа, которую можно загрузить в компьютер и использовать в работе. Каждому приходится
выяснять самостоятельно, ЧТО лучше всего подходит лично для него, а уже потом развивать и совершенствовать свой стиль. Чего нам недостает? Каковы наши сильные стороны?".
Вопросы стиля и концепции игры стоят выше, нежели решение проблемы связанной с подбором необходимых игроков. Практика показала, что покупка игроков, которые могут не вписываются в игровую модель могут иметь тяжелые последствия как для клуба, так и для игроков. Переход Ибрахимовича в Барселону в этом плане показателен. Златан фантастический игрок, но, похоже, он не мог понять главную философию игры каталонского клуба – истину, которые те же Хави, Иньеста и Месси впитали в себя с детских лет. Похоже, Гвардиола это сразу понял и он не сомневался, принимая решение расстаться с очень сильным игроком, который не вписывается в его команду.
Конечно, стиль и концепция игры зависит во многом, если не во всем, от главного тренера. Как может клуб стабильно выступать на протяжении длительного времени, если каждый год приходит новый тренер со своим виденьем игры? Да, можно достигать определенных успехов, меняя тренеров, как перчатки. Челси по-прежнему находится в элите, но это уже похоже не на долгосрочное планирование, а на торги на бирже, когда трейдеры каждую секунду ищут типовые бычьи и медвежьи фигуры на графике для вступления в сделку.
Юрген Клопп недавно сравнил Баварию с китайской экономикой, обвинив принципиального противника в том, что они ничего не придумывают в плане тактики футбола, а просто реализуют лучшие игровые идеи других команд и для этого не жалеют средств на покупку необходимых игроков Но что тут плохого? Если постараться ответить на два вопроса Каспарова: "Чего нам недостает? Каковы наши сильные стороны?", то стратегия Бавария идеальна. Сильные стороны мюнхенского клуба – стабильное финансовое положение. Зачем им выдумывать велосипед, если они могут реализовать все лучшие идеи другим путем – приглашением лучших современных специалистов и игроков, для достижения поставленных долгосрочных целей.
Нужно понимать, что начальные ошибки, связанные с постановкой игрового стиля и ошибочной кадровой политикой, сводят на нет все дальнейшие усилия. Это всего лишь два камня, которые составляют фундамент успешной команды.
Пожалуй, нет лучшего примера, чем история успеха Шахтера. Тот стиль, который сейчас исповедует команда Луческу, сформировался далеко не сразу.
На схемах выше показаны ориентировочный состав и схематическая расстановка игроков в начале эры Луческу и то, что мы видим сегодня. Даже глядя на характеристики игроков, можно понять, что стиль перетерпел существенные изменения. Но самое интересное – это национальности футболистов. Все отмечают, что Шахтер играет по принципу: украинцы в обороне, а бразильцы в атаке. Это пример четко продуманной стратегии, которая учитывает не только генетическую силу бразильских исполнителей. Здесь виден четкий подход к решению ментальной проблемы коллектива. Каждая страна имеют свою культуру, в которой вырастает тот или иной игрок. Для одного футболиста будет вполне нормально, если после игры его перед всей командой отчитают за неудачную игру, а для другого такой подход может оказаться уже не приемлемым, и не потому что он плохой или хороший. Просто он как личность формировался в другом обществе, с другими моральными устоями.
Не хочется быть категоричным, но, похоже, трансфертная политика Шахтера не основывается только на поиске индивидуально сильных игроков. Судя по результатам, в клубе уделяется огромное внимание поиску исполнителей, которые были бы не только сильны индивидуально, но и смогли понять философию клуба и стиль игры, который уже сформировался и совершенствуется согласно четко продуманной кадровой политике.
Взять, к примеру, трансфер Мхитаряна. Когда Генрих пришел в клуб, на позиции атакующего полузащитника действовал Жадсон – игрок очень техничный с отличным игровым мышлением. Через год бразилец ушел, а его место занял армянин, который также обладает всеми необходимыми качествами для качественного атакующего полузащитника, к тому же Мхитарян превосходит Жадсона в скоростных качествах и умении играть на оборону. Формально концепция Шахтера не изменилась, но скорость и трудолюбие Мхитаряна сопутствовало улучшению качеству игры донецкого клуба. Этот пример показывает, что для того, чтобы двигаться к намеченным целям, крайне необходимо, чтобы игроки постоянно прогрессировали, так как с повышением их уровня игры, одновременно возрастает сила команды.
Частая смена стратегий равнозначна ее отсутствию
Каспаров: «Если вы после каждого поражения меняете свою стратегию, считая ее ошибочной и губительной, то на самом деле у вас нет никакой стратегии. Фундаментальные изменения можно рассматривать и вносить только при резкой смене ситуации. Проводя любой план, надо быть и последовательным, и гибким. Стратег должен верить в свою стратегию и твердо ей следовать, но при этом — оставаться достаточно непредубежденным, чтобы вовремя осознать необходимость смены курса. Обдумывать такие перемены надо очень тщательно, а осуществлять — решительно».
Сейчас все критикуют Блохина за отсутствие игры. Да, может быть, решение Суркиса с назначением главного тренера было поспешным. Но выбор сделан, и если сейчас вновь шарахаться из стороны в сторону, то можно упасть еще ниже. Падать еще есть куда. Процесс построения команды очень длительный и клуб не может сразу показывать яркую игру, учитывая то, что он уже долгое время находится в тяжелом игровом нокдауне.
Может так случится, что у Блохина ничего не получится, но мы этого точно не знаем, чтобы уже сейчас хоронить его идеи. Он еще не сделал ничего плохого. Да, игра еще далека от идеала, но откуда ей так быстро появится? Пример Рамоса в Днепре нас так ничему и не научил. Мы готовы убивать тех, кого еще вчера носили на руках.
В Динамо избрали свой путь. Судя по последним трансферам, кадровая политика клуба будет ориентироваться на украинских игроков. Разве не этого мы все хотели? Если так, то прогресс Динамо не будет возможен без прогресса украинских игроков. Думаю, все помнят, сколько понадобилось времени Ярмоленко, чтобы выйти на тот уровень игры, который он показывает сейчас. И то повезло, что у него оказалась стойкая психика. Чуда, скорее всего, в ближайшем будущем не будет. Но и время для подведения итогов еще не пришло.
Кризис неизбежен
Каспаров: "В жизни мы находимся в движении отнюдь не всегда. Если у нас нет плана полезных действий, мы можем смотреть телевизор, заниматься обыденными делами и считать, что отсутствие новостей — тоже хорошая новость. Увы, люди необычайно изобретательны в поиске способов бездарного времяпрепровождения. Но настоящий стратег именно в период стабильности проявляет свой талант, отыскивая пути для продвижения вперед и укрепляя свои позиции в преддверии
неизбежного кризиса. Не стоит забывать, что в жизни, как и в игре, стабильность недолговечна и кризис действительно неизбежен!".
Как тут не вспомнить сэра Алекса Фергюсона и его Манчестер Юнайтед? Вероятно, ни один тренер в мире не имеет такого поразительного чутья приближающихся перемен в футболе. У МЮ, конечно, были тяжелые времена, но по прошествии десятилетий Манчестер Юнайтед никогда не находился в глубочайшей смуте. А все потому, что один потрясающий тренер знает, когда трудности постучатся в его дверь и он умеет смело смотреть в глаза невзгодам, встречая их с оружием в руках.
Полиграф, специально для Football.ua