Сестра Ракицкого что-то знала. Высказывание, удивившее своей беспардонностью и несвоевременностью (все-таки Фонсека успел на тот момент провести лишь один матч в качестве главного тренера) сейчас уже не выглядит таковым. По крайней мере, во всем том, что с Шахтером произошло за этот короткий промежуток времени (проигрыш Суперкубка и вылет из Лиги чемпионов) — видится виновным именно Фонсека. А где-то за его спиной уже сейчас просматривается его самовлюбленность.

Каждый тренер имеет свой взгляд на футбол — с этим спорить бесполезно. Спроси любого нашего тренера уровня чемпионата области и он скажет — да, конечно, я вижу это таким вот образом. Что уж говорить о Фонсеке, который в своем роде молодой талант — стремительный взлет с Пасуш де Феррейра (третье место в чемпионате) в 39 лет наверняка не только окончательно сформировал взгляды Фонсеки на футбол, но и убедил его в том, что именно они близки к идеалу. Даже пощечина в виде провала с Порту вряд ли поколебала уверенность Паулу.

Прийдя в Шахтер, Фонсека не замедлил показать "хозяйскую руку". Первое что он сделал — заявил, что команда будет играть по схеме 1-4-4-2. Команда, у которой нет проблем, безусловно, может позволить себе покупать игроков под требования нового тренера. Но Шахтер не такая команда — сейчас Горняки не в том состоянии, чтобы тратить деньги на покупку футболистов, подходящих под схему Фонсеки. То есть, португальцу нужно было подобрать схему под имеющихся футболистов. Точнее — она уже была, за 12 лет работы Луческу довел ее до идеала — даже если бы вместо Луческу поставить играющим тренером Дарио Срну, то еще минимум сезон команда давала бы хороший результат — сработала бы инерция. Вспомните Динамо после смерти Лобановского — Михайличенко просто ничего не ломал. Не спеша, потихоньку внося свои изменения в тактику должен был действовать и Фонсека.

Но португалец оказался именно той молодой шпаной, что решила смести всех с лица земли — тактическая схема Луческу была прикрыта моментально, а в действие введена 4-4-2. Даже вот так — 4-2-2-2. В этой схеме нет места на поле диспетчеру (об этом писал в колонке Анатолий Волков), футболисту играющему под нападающими и раздающему передачи на форвардов. Это понятно — с одним опорным и двумя форвардами тебя разберет на запчасти любая мало-мальски тактически грамотная команда. Ее правильная вариация такая — двое опорных, один из которых играет чуть выше и двое нападающих, один из которых действует из глубины, таким образом убирается дыра в центре поля, появляется компактность и нет проблем с тем, что единственный опорник отдается на растерзание соперникам.

А теперь обращаемся к одной из любимых фраз отечтественных тренеров — "Для того, чтобы играть, как Барселона, мне нужны игроки, как у Барселоны". Ей Богу, такое выпечатление, что любой наш тренер — априори Гвардиола и все, чего ему не хватает — это хороших игроков. Так вот, Фонсека решил доказать, что вопрос не в футболистах, а в схеме — не имея и одного нападающего под свою тактику, он решил сыграть сразу в два. Для этого ему пришлось, грубо говоря, подгонять результаты исследований в своей магистерской работе под нужную гипотезу. На острие мы увидели довольно ограниченного в своих действиях Тайсона — этот бразилец обладает классной скоростью и прекрасен, когда команда имеет пространство, но когда нужно играть в комбинационный футбол, его хочется поменять уже минуте на 25-й. Он просто не знает, что делать. Он хочет бежать, а бежать некуда.

Кстати, об этом. Большим плюсом Луческу было умение варьировать игру в атаке. При нем Шахтер одинаково хорошо мог комбинировать, а мог и контратаковать. Фонсека же свой первый экзамен на тактическую искушенность — провалил. Какой смысл играть в два форварда, когда ты выиграл первый матч и тебе нужно всего лишь разок поймать соперника на контратаке? Достаточно ведь одного. В такой ситуации нет ничего лучше, чем два крепких опорника — к примеру Степаненко и Малышев. которые бы "перекусывали" попытки Янг Бойз атаковать, над ними хорошего распасовщика (за неимением классического плеймейкера им мог стать тот же Фред) и одного быстрого форварда. Кого? Да хоть того же Тайсона, но в условиях, когда Шахтер смог бы настолько искусить швейцарцев обладанием инициативой и мячом, что у Тайсона было бы пространство, чтобы использовать свою скорость.

В итоге вышли Дентиньо и Эдуардо. Первый за пять лет пребывания в Шахтере ни разу не то, что не показал, что он что-то может на уровне Шахтера, а даже не дал понять какие у него сильные стороны. Попробуйте, кстати, ответить на вопросы: 1. Какие главные плюсы Дентиньо? 2 На какой позиции его лучше использовать? Вразумительных ответов нет.  И вот, как раз Дентиньо — один из поводов назвать Фонсеку самовлюбленным. Сейчас это выглядит приблизительно так — у Луческу не заиграл, а у меня заиграет. Вопреки всяким логическим доводам. И что характерно, Дентиньо, даже получив доверие, не может показать ничего за что можно было бы ухватиться его агенту, чтобы убедить руководство Шахтера продлить его контракт.

Но главный аргумент свидетельствующий о том, что Фонсека это не тот парень, который будет прислушиваться к чьему-либо мнению — ситуация с Ракицким. С первых же матчей Фонсека заявил, что играть будут именно Ордец и Кривцов. И это при том, что еще в прошлом сезоне было видно и мы писали, что Кривцов и Ордец иногда не тянут даже уровень чемпионата Украины.

Но зайдем с другой стороны — а какие, собственно, претензии к Ракицкому? Почему вдруг он стал слабее Ордеца и Кривцова? К тому же именно о Ракицком в контексте контратак нужно говорить, как о важнейшем элементе. Как вы считаете, кто более полезен при игре вторым номером — защитник, который чуть ли не больше всех собирает перехватов и отдает много классных длинных передач, отрезая всю защиту соперника или два высоких парня, которые даже свой рост толком не могут использовать? Вспомните, кого перепрыгнул Домагой Вида, когда забивал Шахтеру в матче за Суперкубок?

 

Ни Ордец, ни Кривцов не обладают умением перехватывать мяч, начинать атаку длинной передачей, опасно подключаться вперед. Это два классических центрбека, которые отбирают и отдают быстро ближнему — все. Тем не менее, в начале сезона, когда, фактически задается повестка на год, Фонсека не только кардинально поменял тактику, а и усадил на банку человека, который еще вчера был неприкасаемым и на игровых характеристиках которого во многом строилась игра Шахтера.

Вообще во всей этой истории из хорошего только одно — Фонсека назвал себя полностью во всем виновным. Но видит ли он на самом деле, что причиной этой ситуации стал, по сути, мачизм, когда Фонсека в ущерб всему решил показать, что теперь все будет так, как он хочет? Есть тип людей, которые никогда в жизни не сделают очевидный и оптимальный ход, если им его кто-то подсказал. Фонсека решил не идти по тропинке которую натоптал Луческу и полез сквозь чащу. Изрядно получив ветками по лицу, он находится на распутье — переть дальше в чащу с угрозой вообще не выйти из лесу или попробовать поискать путь более легкий — да хоть и тот, который протоптали до него.